Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 08:40, курсовая работа
В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологи. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и современная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения человека.
Введение…………………………………………………………………………..3 – 5
Глава I. Теоретические основы проблемы половых различий в проявлении агрессии.
1.1. Понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления………………...6 – 10
1.2. Половые различия в проявлении агрессии……………………………...11 – 18
1.3. Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей……………………………………………………………...19 – 30
Заключение…………………………………………………………………….31 – 33
Список используемой литературы…………………………………………...34 – 37
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
Курсовая работа по социальной психологии
«Половые различия в проявлении агрессии»
План.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы проблемы половых различий в проявлении агрессии.
1.1. Понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления………………...6 – 10
1.2. Половые различия
в проявлении агрессии………………………
1.3. Половозрастные и
индивидуальные особенности
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………...
В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологи. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и современная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения человека.
Кризисные явления в современном обществе
резко усилили криминализацию и связанную
с ней агрессию. Рост криминальных преступлений
среди подростков отражает эту общую тенденцию.
Желание иметь то, что есть у других, но
нет у него, приводит подростков в состояние
ярости и агрессии.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случая групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г.Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве».
Не случайно
до сих пор нет четкого
Проблема агрессии изучается не только психологией, но и другими науками с их специфическими системами методов. Однако можно констатировать, что на сегодняшний день наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке.
Но особенно интересны и актуальны гендерные различия в проявлении агрессии.
Во всем мире охота, драки и борьба с неприятелем считались преимущественно мужским занятием. В лабораторных экспериментах мужчины демонстрируют большую физическую агрессивность, например, тогда, когда подвергают других участников болезненному воздействию электрического тока.
Однако о реальных проявлениях гендерных различий в агрессивности можно сказать, что они зависят от контекста. Современные провоцирующие факторы способны сократить гендерный разрыв. А в том, что касается совершения менее «насильственных действий» (например, ударить кого-нибудь из членов семьи, швырнуть в кого-нибудь что-либо или обругать), женская агрессивность уже не уступает мужской.
Поэтому проблема, выбранная нами для рассмотрения важна и актуальна.
Цель нашей работы: рассмотреть половые различия в развитии агрессии.
Задачи работы:
Методы исследования:
теоретический анализ
Изучением этой проблемы занимались многие выдающиеся отечественные ученые, такие как Семенюк Л.М, Смирнова Т.П., Шибутан Т., Бородулина С.Ю., Андреева Г.М. и др.
Немаловажный вклад в развитие проблемы агрессии внесли и зарубежные ученые: А.А. Реан, З. Фрейд, К. Лоренц, Н. Миллер, Д. Майерс, Р. Берон и др.
Одной из первых проблем, которую нам предстоит рассмотреть в нашей курсовой, как это не покажется странным, является само определении того, что есть «агрессия».
Глава I.
Теоретические основы проблемы половых различий в проявлении агрессии.
1.1. Понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления.
Агрессия (от лат. ,,agressio” – нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящий физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт, а т.ж. моральны ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряженности, подавленности, страха и т.п.). (Психологический словарь, 1997).
Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. В лабораторных экспериментах под этим может подразумеваться удар электрическим током или словесный выпад, рассчитанный на то, чтобы задеть чьи-то чувства. При таком социально-психологическом определении агрессии можно быть социально напористым, не будучи агрессивным.
Агрессия – индивидуальное или
коллективное поведение или действие,
направленное на нанесение физического
или психического вреда либо даже
на уничтожение другого человека
или группы. В качестве объекта
могут выступать и
Основные формы:
Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая – вербальная, прямая – косвенная.
Физическая агрессия – агрессивное поведение с использованием физической силы, направленное против другого субъекта или объекта.
Вербальная агрессия
– форма агрессивного
Прямая агрессия –
агрессивное поведение
Косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки) и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу), а так же поведение, которое не осознается самим субъектом агрессии.
Еще одной разновидностью
Здесь выделяются:
В биологическом смысле агрессия возникает как страх в ответ на угрожающие обстоятельства существования, при котором препятствие должно быть каким-то образом устранено или уничтожено.
Басс под агрессией понимает любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Зильман определяет агрессию, как попытку нанести другому телесные или физические повреждения.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Под приведенные выше определения агрессии можно подвести два ее вида. Животным присуща социальная агрессия, для которой характерны приступы ярости, и молчаливая агрессия; именно ее демонстрирует хищник, подкрадывающийся к своей жертве. За эти виды агрессии «ответственны» разные участки мозга. Что же касается человека, то психологи выделяют следующие виды агрессии – «враждебную» и «инструментальную». Источником враждебной агрессии является гнев, и ее конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то мы имеем дело с инструментальной агрессией.
По мнению А. Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страдания жертве, имеющее место при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида, то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей.
Пытаясь преодолеть возникшие терминологические проблемы, Зильман заменил понятия «враждебная» и «инструментальная» агрессия на понятия агрессия, «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, описывает действия, которые предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления ее травмирующего влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.
Додж и Коий ввели понятия реактивная и проактивная агрессия. Реактивная агрессия связана с осуществлением агрессивных действий в ответ на реальную или ожидаемую угрозу. Проактивная агрессия описывает поведение, направленное на достижение определенного позитивного результата.
Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, расовые, религиозные и идеологические столкновения, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».
Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности – агрессивность. Некоторые проявления агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.). В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.
В серии эмпирических исследований было обнаружено, что проявляющие реактивную агрессию мальчики – учащиеся начальных классов – склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Дети, которые проявляют проактивную агрессию, не допускали таких ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.
Агрессия в раннем возрасте – это не такая проблема, которую с возрастом могут самостоятельно преодолеть, если только не происходит каких-либо внешних деловых вмешательств, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности. Для невелирования агрессивных появлений у дошкольников необходима целая система разнообразной воспитательной работы, которая должна проводиться более или менее продолжительное время с тем, чтобы положительные личностные качества закрепились и приобрели необходимую устойчивость.
Под агрессией психологи понимают поведение, цель которого – причинение вреда. В Канаде соотношение арестов мужчин и женщин составляет 11:1 за убийство и 8:1 за угрозу или попытка насилия. В США соотнесение полов за те же преступления составляет 10:1 и 5:1. Количество убийств в течение года сильно колеблется в зависимости от страны или региона. И все же везде мужчины в 20 раз более склонны к убийству мужчин, чем женщины – к убийству женщин. При этом нельзя сказать, что женщины сдержанней мужчин в иных формах агрессии – с равной вероятностью они могут, скажем, ударить кого-либо из своей семьи или оскорбить словесно.