Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:33, контрольная работа
Человек уникален тем, что он составляет род массовых убийц; это единственное существо, которое не годится для собственного общества. Почему же это так? (Н. Тинберген). Каждый из Вас сталкивался со словом “агрессия”. Что означает это слово? Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег. Можно также употребить его и по отношению к людям, работающим во всю силу, и для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода. В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть.
Введение.
Понятие агрессия;
Факторы, влияющие на развитие агрессивности;
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода;
Фрустрационная теория;
Теория социального научения;
Отличие гнева от агрессивности;
Враждебность;
Агрессивность;
Заключение.
Содержание:
Введение.
Заключение.
Введение.
Ни одно общество не свободно от таких
явлений, как убийство и разрушение.
Наше непосредственное окружение полно
красноречивых сцен: омерзительная
пьяная драка на улице, убийство из
ревности, ограбление. Насилие устрашает,
повергает в смятение и возмущает.
Нам всем хочется жить в мире с
другими. Мы надеемся прийти к этой
цели, выслушав конфликтующие стороны.
На словах все без исключения искренне
против насилия. Все они подчеркивают,
что предпочитают решать любой конфликт
мирным путем и прибегают к
насилию только в крайних случаях.
Однако дело обстоит в точном соответствии
с поговоркой о благих намерениях,
которыми вымощена дорога в ад - все
наши попытки воплотить эти
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.
Человек уникален тем, что он составляет род массовых убийц; это единственное существо, которое не годится для собственного общества. Почему же это так? (Н. Тинберген).
Каждый из Вас сталкивался со словом “агрессия”. Что означает это слово? Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег. Можно также употребить его и по отношению к людям, работающим во всю силу, и для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода.
В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть
1.Понятие агрессии.
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
Часто говорят, что агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Верно, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека [1].
Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.
Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено, что под впечатлением приведенных выше статистических данных у кого-то возникнет мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества «темная сторона» человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего.
Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел, духовых ружей и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний.
В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Хотя очевидно, что признание этого факта самый первый и, в некотором отношении, самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем.
Мы должны также задаться вопросом: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций — с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад [2. 22-24] .
2. Факторы, влияющие на развитие агрессивности.
Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
1) способов усвоения подобных действий;
2) факторов провоцирующих их появление;
3) условий, при которых они закрепляются [4. 45].
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки требующие всестороннего научения». Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с орудием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Ситуативные факторы, заставляющие индивидуума в большей или меньшей степени осознавать самого себя, могут служить внешними детерминантами агрессивного поведения. Самосознание относится к состояниям, в которых внимание сосредоточенно на собственных установках, ценностях и других характеристиках индивидуума.
Множество ситуаций, особенно в которых высока вероятность остаться анонимным или возможность избежать персональной ответственности, могут ухудшать способность к осознанию самого себя и усиливать агрессивность. Напротив, обострение самосознания может ослаблять агрессию.
Пентис-Данн и Роджерс выдвинули теорию дифференциального самоосознания, чтобы объяснить, каким образом процесс самоосознания связан с поведением, особенно с агрессивным. Они утверждают, есть два класса переменных ослабляющих процесс самоосознания, и оба они связаны с различными компонентами самосознания. Посылы, вызывающие чувство ответственности, - это не аспекты ситуации, которые дают возможность индивиду стать менее узнаваемым, тем самым редуцируя общественное самосознание - компонент самосознания, связанный с желанием произвести впечатление на окружающих.другими словами. Если человек обладает относительной анонимностью, он может выбрать в качестве модели поведения ненормативное или «недопустимое» поведение, поскольку ему вряд ли грозит ответственность за эти действия. В этом случае индивид растормаживается.
Модификаторы внимания ослабляют личное самосознание - компонент самосознания, связанный с сосредоточением на собственных внутренних ощущениях и мыслях. Например, сильное возбуждение или измененное состояние сознания, а также «погружение с головой» в групповую деятельность могут отвлечь внимание индивида от его внутреннего мира. Тогда про него говорят, что он деиндивидуализирован и не может обратиться к своим внутренним нормам, чтобы оценить и изменить свое поведение.
На частоту и силу агрессивных
действий адресованных конкретному
человеку, может сильно повлиять степень
ассоциации данной персоны с неприятными
событиями вообще или с тем. Что
в прошлом или настоящем
В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медия Берковитц выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что насилие в масс-медия будет способствовать агрессии:
1) Увиденное кажется наблюдателю
проявленном агрессии - «агрессия
присутствует в мыслях зрителя,
2) Зритель отождествляет себя
с агрессором, «у зрителя, отождествляющего
себя с агрессором из фильма,
будут возникать мысленные
3) Потенциальный объект агрессии
ассоциируется с жертвой
4) Наблюдаемые события должны
выглядеть «реальными» и быть
захватывающими - зритель «особенно
склонен поддаваться влиянию,
когда захвачен сюжетом и
Все большее число данных свидетельствуют о том, что черты характера, обуславливающие склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми. Часто считается, что страх - особенно страх наказания - может способствовать подавлению агрессии.
Если страх или тревога
сдерживают агрессию, вполне разумно
предположить, что люди, склонные
к подобным реакциям - наиболее
остро чувствующие опасность, - зачастую
проявляют меньшую
На снижение уровня агрессии влияет тревожность, возникшая из-за возможности быть наказанным или получить неодобрение со стороны общества. Поскольку лица, заинтересованные в социальном одобрении, неравнодушны к суждениям и критике со стороны других, свидетельствует о том, что тревога именно этого типа тесно связана с агрессией.
Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в форме приемлемых в рамках данной цивилизации называется социализацией агрессии.
Очевидно, человек не перестает быть агрессивным достигнув зрелости. Однако в результате социализации многие люди учатся контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. Другие индивиды остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко, через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования.
Люди неподвергшиеся социализации, чьи агрессивные импульсы находят выход в физическом насилии.
В социализируемой агрессии присутствуют два фактора:
1. снисходительность
2. строгость наказания родителем агрессивного поведения ребенка.
Суровое наказание, вызывает в ребенке враждебность, и таким образом, дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказаний родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения; ребенок привыкает к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления фрустрации.
Строгость родителя, если она последовательна
и достаточно чувствительна для
ребенка, может привести к подавлению
агрессивных импульсов в
Несколько исследований, проведенных Капрарой и его коллегами, показали, что от индивидуальных различий действительно зависят сила и вероятность проявления агрессии.
Простое наблюдение показывает, что некоторые люди «заводятся с пол-оборота» - они с необычной злостью и агрессией отвечают даже на самые слабые провокации.
Раздражительность - устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию. Другая личностная характеристика эмоциональная чувствительность - устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации.
Уверенность индивидов в своей
способности влиять на собственную
судьбу может быть дополнительным личностным
фактором, имеющим отношение к
агрессии во многих ситуациях. Если создать
условия, при которых люди не будут
ощущать взаимосвязь между