Понятие активной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Активность личности — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активной личности. — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Понятие активной личности...................................................................4
2. Признаки активной личности................................................................6
3. Свойства активной личности...............................................................10
Заключение....................................................................................................13
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психология 22.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)
 
 

Содержание 

    Введение...........................................................................................................3

  1. Понятие активной личности...................................................................4
  2. Признаки активной личности................................................................6
  3. Свойства активной личности...............................................................10

    Заключение....................................................................................................13

    Список  использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

     Перед  тем, как начать подробный обзор  темы данной работы, нужно определить  для себя, что же значат в  самом общем виде такие понятия  как «личность» и «активная  личность».  

   Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

     Личность – это человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

    Активность  личности — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активной личности. — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

     Люди отличаются не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

      Целью данной работы является рассмотрение активной личности, её свойств, связи с деятельностью, формирования и развития личности. 
 

  1. Понятие активной личности
 

     Активная личность — человек,  деятельность или особая деятельность которого, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

     Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

     Большое значение придаётся «принципу активности», его суть определяется в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

     В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности.   Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

   Таким образом посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности.

     Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

     Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то,  или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

-Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

-Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

-Очень важное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние  человека (если только он не спит) –  активное, деятельное.

Активность бывает:

-Внешней (движение, мышечные усилия).

-Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже  у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д. 
 
 

  1. Признаки  активной личности
 

     Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа  позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

- форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;

- деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной  стороны и о человеке, как о  продукте активного и инициативного  взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;

- деятельности направленной на преобразование окружающего мира;

качестве личности, личностном образовании, проявляющимся  во внутренней готовности к целенаправленному  взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности.

     В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами.

     В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий.

     Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия.

     Таким  образом делаем вывод, что деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

  1. В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
  2. Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
  3. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.
  4. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.
  5. Деятельность человека формирует и изменяет его самого

Для всякой деятельности необходимы психические процессы:

  1. Внимание.
  2. Память.
  3. Мышление.
  4. Воображение.

С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три  основных вида деятельности:

  1. Учебную.
  2. Трудовую.
  3. Игровую.

Они отличаются друг от друга по результатам, мотивам, организациям.

     Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

     Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует  наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

     Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

     Игра не дает общественно значимого продукта.

     Различны мотивы этих видов деятельности мотивом труда является осознание общественной необходимости, игра мотивированна интересом.

     Различны также и организация этих видов деятельности:

     - Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.

     - Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

     Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

     Цель – то ради чего действует человек.

     Мотив – то почему, он так действует.

     Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

Информация о работе Понятие активной личности