Понятие интеллектуального развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных" В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию  в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для  следующей ступени - школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником - это различие основных, ведущих  видов их деятельности. В дошкольном детстве - игра, школьном - учение. Каждый из этих видов деятельности предъявляет  свои требования к психике ребёнка  и создаёт специфические условия  для развития определённых психических  процессов и свойств личности.

Личностные качества ребёнка  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая  на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности  взаимоотношений с окружающими  людьми. В дошкольном возрасте такой  ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для  дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных"  В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок  развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих  игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности  ребёнка.

В игре складываются благоприятные  условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Итак, важная роль игры в  развитии психических процессов  ребёнка объясняется тем, что  она вооружает ребёнка доступными для него способами активного  воздействия, моделирования с помощью  внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Понятие интеллектуального  развития дошкольника

 

Интеллект (от латинского - Intellects - разумение, понимание, разумение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отожествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). Советская психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношений практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально - волевых особенностей личности.

Интеллект - это, общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

 Интеллектуальное развитие - это совокупность качественных  и количественных изменений, происходящих  в мыслительных процессах в  связи с возрастом и под  влиянием среды, а также специально  организованных воспитательных  и обучающих воздействий и  собственного опыта ребёнка. На интеллектуальное развитие ребёнка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков. Основная особенность интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями

У дошкольника ведущую  роль в его интеллектуальной жизни  играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется  зрительными представлениями, направляя  словно - речевое развитие. Тем не менее развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире. Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного " языка " представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т.п..

На протяжении дошкольного  периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические  функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Благодаря этому у детей складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началом математики и грамоты. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка, т.е. о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей, связанных с органическими нарушениями или другими причинами, ведущими к проблемам в формировании основных психических процессов (3; с.10).

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность  понятий умственного и интеллектуального  развития. Иногда эти термины почти  подменяют друг друга.

Умственное развитие - это  количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка (под влиянием воспитательных воздействий возраста, обогащения опытам), необходимым условием которых является полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических  механизмов мозговой деятельности и  всех функциональных систем организма (9; с.154). В целом уровень умственного развития можно определить как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшимися при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими) (39; с.118).

С современной точки зрения, умственное воспитание - специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности, способов умственной деятельности, формирование системы знаний и умений детей (72; с.23).

Первой ступенью умственного  воспитания традиционно считается  развитие любознательности и сенсорное  воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста (Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Ф. Фребель и др.) (72; с.25). В настоящее время сенсорное воспитание (от лат. Sensus чувства) определяется дошкольной педагогикой как специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурной человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов (5; с.9). При формировании оптимальных условий для развития сенсорных и умственных способностей детей важнейшую роль играет обобщение опыта наблюдений, предметной и продуктивной деятельности в функционально-знаковой форме (10; с.114).

Знаково-символическая деятельность неотделима от планирующей, регулирующей и обобщающей функции речи. Действительно, речь ребенка теснейшим образом  связана с его предметной и  экспериментальной деятельностью: в роли знаков могут выступать  и предмет, и действие, и слова, их обозначающие. С помощью речи ребенок осваивает смысл всего  происходящего и фиксирует его  собственными символическими способами (индивидуальный символ).

Освоение языковых знаков - это более сложный процесс, в  нем определяющим является процесс  мышления, а не восприятия. На первый план выступают уже не просто отдельные  свойства, параметры и стороны  вещей, а различные внутрипредметные и межпредметные связи и зависимости, изменение, развитие предметов и явлений и т.д. поэтому некоторые исследователи отождествляют умственное воспитание ребенка с процессом развития и становления основных форм детского мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического (12; с.25).

Наглядно-действенное мышление – мышление, протекающее в наглядно воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действия с предметами.

С возрастом развивается  игровая и продуктивные виды деятельности и усложняются взаимоотношения  ребенка с окружающими людьми, что требует более совершенных  форм мышления, обеспечивающих возможность  преобразовать ситуацию не только в  плане внешней практической деятельности, но и в плане представляемом, идеальном. Формируются предпосылки для  развития наглядно-образного мышления. На этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинно-следственные отношения познаются ребенком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Основой формируемых образов наглядно-образного мышления являются общие схемы логического подхода к объектам (отнесение предметов к той или иной категории, членение их на определенные части, нахождение связей между частями и др.). поэтому развитие наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием словесно-логического мышления, когда мыслительная задача формулируется и решается в словесной (вербальной) форме.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, протекающей во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение  и классификация и др. Понятия, которые формируются в процессе использования перечисленных мыслительных операций, могут вступать в разные отношения друг с другом

Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать как процесс  овладения ребенком такими способами  познания действительности, в ходе которых совершается переход  от поверхностного отражения отдельных  объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов  систем прежде разрозненных единиц и  отношений между ними (20; с.178). Умственное развитие человека, процесс его мышления непосредственным образом связаны с уровнем его интеллектуального развития.

 

Интеллект или интеллектуальная деятельность представляет собой важнейший  структурный компонент человеческой психики. Интеллект в наибольшей степени связан с важнейшими проявлениями психики человека и наиболее полно может дать представление о ее состоянии. В интеллекте выделяют большое число разнообразных навыков и способностей, которые можно определить как факторы интеллекта. В дошкольной практике именно по развитию интеллекта часто решается, в какую школу или класс направить учащегося (19; с.139).

По Ж. Пиаже, "интеллект - это наиболее совершенная форма  адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведения элементов  среды в психике субъекта в  виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение  этих когнитивных схем в зависимости  от требований объективного мира)". Следовательно, суть интеллекта заключается  в возможности осуществлять быстрое  и устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а  его основное назначение - в организации  взаимодействия человека со средой. По мнению Ж. Пиаже, "посредником" между ребенком и окружающим миром является предметное действие. Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта. Нужны именно действия самого ребенка, который мог бы активно манипулировать и экспериментировать с реальными предметами. По мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами происходит интериоризация предметных действий, то есть их постепенное превращение в умственные операции. По мере формирования операций взаимодействие ребенка с миром все в большей мере приобретает интеллектуальный характер (9; с.122).

Следовательно, интеллектуальное развитие - это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают  качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т.д.), автоматизированность (непроизвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев, "мгновенность" актуализации). (16; с.81)

Я.Н. Ковальчук в качестве основных интеллектуальных свойств  человека определяет:

1. обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале;

2.   осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

3. гибкость мыслительной деятельности; устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельность мышления; его восприимчивость к помощи (28; с.91).

Данные интеллектуальные свойства человека составляют характеристику его обучаемости, которая выступает  в качестве основного показателя умственного развития. Таким образом, современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность  понятий умственного и интеллектуального  развития. Иногда эти термины почти  подменяют друг друга. Например, считается, что при совпадении умственного возраста с хронологическим уровень интеллекта индивида соответствует возрасту. В этом случае понятие "интеллект" может рассматриваться как диагностированный результат:

Информация о работе Понятие интеллектуального развития дошкольника