Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:37, реферат
Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально -
человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как
субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1
1.1Общие представления и понятия личности.……………………... 4
1.2 История изучения личности………………………...…………… 7
ГЛАВА 2 Становление личности
2.1 Развитие личности………………………………………………….8
2.2 Механизмы формирования личности……………..…………….. 10
2.3 Структура личности…………………………………………….…12
ГЛАВА 3 Индивидуальность и ее проявления………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....23
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный
аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева»
(СибГАУ)
Кафедра истории и гуманитарных наук
Реферат
По дисциплине «Психология»
На тему:
Понятие личности и индивида
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1Общие представления и понятия личности.……………………... 4
1.2 История изучения личности………………………...…………… 7
ГЛАВА 2 Становление личности
2.1 Развитие личности………………………………………………….8
2.3 Структура личности………………………………
ГЛАВА 3 Индивидуальность и ее проявления………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.
Во-первых, крайне трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным «лицом», без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания - нонсенс. Если подобные
люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития.
Во-вторых, личностью в полном смысле слова является человек, который не
вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения,
эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.
Наконец, еще один признак личности состоит в непременном обладании способностью и полем для творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только «в себе», субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, «для других». Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере,
странно.
ГЛАВА 1
1.1 Общие представления и понятия личности.
Проблема личности в психологии
выступает и как
Отечественный психолог Р.С. Немов графически изобразил соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение рук – перспектива использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями оно отличается от детёныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.
В понятие индивид выражена
родовая принадлежность человека, то
есть любой человек – это индивид.
Если понятие «человек» включает
в себя совокупность всех человеческих
качеств, свойственных людям, независимо
от того, присутствует или отсутствует
у данного конкретного
Личность чаще всего определяет как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.
Фундаментальное философское
материалистическое определение личности
было дано Карлом Марксом. Он определял
человека, как совокупность общественных
отношений. Понять, что такое личность,
можно только через изучение реальных
общественных связей и отношений, в
которые вступает человек. Общественная
природа личности всегда имеет конкретное
историческое содержание. Именно из конкретных
социально-исторических отношений
человеком нужно выводить не только
общие условия развития, но и исторически
конкретную сущность личности. Специфика
общественных условий жизни и
образа деятельности человека определяет
особенности индивидуальных признаков
и свойств. Все люди принимают
определенные психические черты, взгляды,
обычаи и чувства своего общества,
того общества, которому они принадлежат.
Марксистское определение личности
противоположно тем определениям, в
которых оно выступает как
замкнутое, независимая от мира духовная
сущность, недоступная научным методам
исследования. Личность не может быть
сведена только к совокупности более
или менее произвольно
Человек, как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых психологи в качестве основных выделяют 3 мира: внешний мир (мир природы, космос, мир науки, техники, практики); социальный мир («наш мир», в который с человеком входят и другие люди); внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования)
Тот факт, что понятие «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяют представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека. В немарксистских психологических концепциях личность не рассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе. С точки зрения их приверженцев достаточно охарактеризовать структуру индивидуальности и тем самым личность человека будет полностью охвачена и описана, для него используются специальные личностные опросники. Необходимо, однако, указать, что с помощью этих методов можно описать индивидуальность человека, но не как всю личность.
Действительно, если принять
во внимание, что личность всегда выступает
как субъект своих
В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество определений личности, что каждый раз определялось уровнем развития науки или методологической концепцией автора.
1.2 История изучения личности
Психология личности стала
экспериментальной в первые десятилетия
XX века. Однако теоретические исследования
в области психологии личности велись
задолго до того времени, и в истории
соответствующих исследований можно
выделить три периода: философско-литературный,
клинический и
В первые десятилетия XIX века
наряду с философами и писателями
проблемами психологии личности заинтересовались
врачи-психиатры. Они первыми стали
вести систематическое
В первые десятилетия XX века
изучением личности стали заниматься
профессиональные психологи, которые
до этого времени обращали внимание
главным образом на исследования
познавательных процессов и состояний
человека. Они попытались придать
соответствующим исследованиям
экспериментальный характер, введя
в них математико-
ГЛАВА 2 Становление личности
2.1. Развитие личности
Развитие личности – процесс формирования
личности как социального качества индивида
в результате его социализации и воспитания.
Обладая природными анатомо-физиологическими
предпосылками к становлению личности,
в ходе социализации ребенок вступает
во взаимодействие с миром, овладевая
достижениями человечества. Формирующиеся
в этом процессе способности и функции
воспроизводят в личности исторически
сформировавшиеся человеческие качества.
Овладение действительностью у ребенка
осуществляется в деятельности при посредстве
взрослых, поэтому процесс воспитания
– ведущий в развитии личности. Опираясь
на то, чему ребенок уже научился, взрослые
организуют его деятельность по овладению
новыми сторонами действительности, новыми
формами и особенностями поведения.
Движущей силой развития служит внутреннее
противоречие между растущими потребностями
и реальными возможностями их удовлетворения.
Это противоречие снимается в совместной
деятельности.
Формирование личности
– объективный и закономерный процесс,
в ходе коего человек выступает не только
как объект воздействия, но и как субъект
деятельности и общения.
По-видимому, личность, как и все специфически
человеческое в психике формируется и
раскрывается в ходе активного взаимодействия
со средой окружающей и предметной, путем
усвоения или присвоения индивидом общественно
выработанного опыта. В этом опыте непосредственно
к личности относятся системы представлений
о нормах и ценностях жизни – об общей
направленности человека, отношениях
к другим, к себе, к обществ. В разные времена
и в разных культурах эти системы различны,
но смысл их от этого не меняется и может
выражаться посредством понятий «объективного
предбытия» или «социальных планов (программ)»
личности. Общество организует специальную
активность, направленную на реализацию
этих планов. Но каждый индивид тоже активен,
и активность общества встречается с его
активностью. Процессы, которые при этом
разыгрываются, и составляют самые главные,
порой, драматичные события, в ходе формирования
и жизни личности.
Развитие личности – это процесс освоения
специальной сферы общественного опыта,
но совершенно особый, отличный от освоения
знаний, умений и прочего. Ведь в результате
этого освоения происходит формирование
новых мотивов и потребностей, их преобразование
и соподчинение. Достичь этого простым
усвоением невозможно – это были бы мотивы
знаемые, но не реально действующие. Новые
потребности и мотивы, их соподчинение
возникают не при усвоении, а при переживании
или проживании; этот процесс происходит
только в реальной жизни, – всегда эмоционально
насыщенный, часто – субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования
личности таковы. По Леонтьеву, в русле
теории деятельности, личность «рождается»
дважды. Первое ее «рождение» – в дошкольном
возрасте, когда устанавливается иерархия
мотивов, первое соотнесение непосредственных
побуждений с социальными критериями
– возникает возможность действовать
вопреки непосредственному побуждению,
соответственно социальным мотивам. Оно
знаменуется установлением первых иерархических
отношений мотивов, первыми подчинениями
непосредственных побуждений социальным
нормам. Итак, здесь зарождается то, что
отражено в первом критерии личности.
«Второе ее рождение» - в подростковом
возрасте и связано с осознанием мотивов
своего поведения и возможностью самовоспитания.
Выражается в появлении стремления и способности
осознать свои мотивы и проводить активную
работу по их подчинению и переподчинению.
Эта способность к самосознанию, саморуководству
и самовоспитанию отражена во втором критерии
личности. Ее обязательность зафиксирована
и в юридическом понятии уголовной ответственности.