Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:36, контрольная работа
Краткое описание
Понятие норма в психологии рассматривается в 3-х аспектах, при определении которых следует учитывать: 1. Соответствует ли уровень развития ребенка уровню большинства детей этого возраста (статистическая норма), 2. Развивается ли ребенок в соответствии со своими возможностями со своей индивидуальностью (смотрим по обучаемости) (функциональная норма), 3. Развивается ли ребенок в оптимальных социальных условиях (идеальная норма).
Содержание
1. Понятие нормы и отклонения в развитии человека 3 2. Профилактика норм и отклонений в развитии человека 4 3. Диагностика норм и отклонений в развитии человека 6 4. Коррекция норм и отклонений в развитии человека 7 5. Список использованной литературы 10
Понятие
норма в психологии рассматривается в
3-х аспектах, при определении которых
следует учитывать [4, с.134]:
1. Соответствует ли уровень
развития ребенка уровню большинства
детей этого возраста (статистическая
норма),
2. Развивается ли ребенок
в соответствии со своими возможностями
со своей индивидуальностью (смотрим
по обучаемости) (функциональная
норма),
3. Развивается ли ребенок
в оптимальных социальных условиях
(идеальная норма).
Норма развития – это оптимальный с точки
зрения общества, уровень развития, соотнесенный
с индивидуальными особенностями ребенка.
Понятие отклонения используется для
обозначения расхождения с нормой развития.
Отклонения могут носить как негативный,
так и позитивный характер. Например, отклонениями
от нормы в развитии ребенка являются
и умственная отсталость и талантливость.
Типы отклонений [8]:
физические - связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Могут быть вызваны или наследственными
факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой,
неудовлетворительным качеством питьевой
воды, снижением общего уровня жизни семьи
и др. (болезнь; нарушения зрения;
нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата).
Психические - связаны с умственным развитием
ребенка, его психическими недостатками (задержка психического развития;
умственная отсталость; нарушения речи;
нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность).
Педагогические – несоответствие стандартам образования (отклонения в получении общего
образования; отклонения в получении профессионального образования).
социальные - отклонения от общепринятых правил поведения (детский алкоголизм, токсикомания,
наркомания, проституция, беспризорность,
безнадзорность, бродяжничество, правонарушения
и преступность).
Следует отметить,
что в реальности «чистых» отклонений,
как правило, не бывает. Одно отклонение
провоцирует другое, одна группа отклонений
накладывается на другую. Социальные отклонения
у ребенка обычно имеют в качестве причин
и предпосылок отклонения в здоровье,
психические и педагогические отклонения.
Профилактика нормы
и отклонений в развитии человека
Методы, используемые
для профилактики отклонений в личностном
развитии и социальном поведении детей,
можно делят на две группы [5]:
методы непосредственного воздействия
на детей;
методы опосредованного воздействия,
ориентированные на работу с семьей и
педагогами.
Работа с родителями
может проводиться в виде тематических
семинаров, а также совместных вечеров
вместе с детьми. Главная цель — обучение
родителей эффективным навыкам коммуникации
и способам выражения своей любви к ребенку.
В связи с этим следующие компоненты эффективного
общения родителей с детьми являются необходимыми
[2, c. 23]:
Контакт глаз. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает
страхи у ребенка, укрепляет чувство безопасности
и уверенности в себе.
Физический контакт. Эта форма общения должна быть
естественной, не быть демонстративной
и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно, спокойно и с самим собой, и с другими.
Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать
неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти
на помощь в нужный момент.
Дисциплина. Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть
не одно и то же.
Уменьшение
числа лиц с ОВ жизнедеятельности
может сегодня достигаться также средствами
медицины через [6]:
совершенствование профилактики;
своевременность раннего выявления
и ранней диагностики отклонений в развитии
ребенка;
совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий;
повышение качества медицинского
сопровождения коррекционно-образовательного
процесса.
Медицинская абилитация - это система
лечебно-профилактических мер, направленных
на создание условий для формирования,
развития и тренировки рефлекторных, сенсорных,
двигательных, психоэмоциональных и речевых
реакций ребенка в соответствии с возрастом
средствами медицины (медикаментозное
и физиотерапевтическое лечение, массаж
и лечебная физкультура, протезирование,
оперативное вмешательство и др.).
Для того чтобы успешно проводить педагогическую
абилитацию, специальному педагогу необходимо
знать ключевые моменты медицинской абилитации
для оптимального объединения усилий.
Профилактика социальных
отклонений [7]:
первичная (направлена на устранение
неблагоприятных факторов, вызывающих
определенное явление, а также на повышение
устойчивости личности к влиянию этих
факторов);
вторичная (раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», имеющими выраженную склонность к формированию ОП без проявления такового в настоящее время);
третичная (Лечение нервно-психических
расстройств, сопровождающихся нарушением
поведения. Направлена на предупреждение
рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением).
Формы психопрофилактической
работы:
Организация социальной среды.
Воздействуя на соц.факторы, м. предотвратить нежелательное поведение личности. У подростков: Социальная реклама на формирование установок на здоровый образ жизни, использование СМИ, спец. кинофильмы, и т.д.
Информирование – лекции, беседы,
спец. лит-ра, фильмы. Попытка воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений
Активное обучение социально-важным
навыкам. – групповые тренинги.
Тренинг устойчивости к негативному
соц. воздействию (изменяется установка девиантное поведение, способность говорить «нет», информация о возможном негативном влиянии взрослых).
Тренинг аффективно-ценностного
обучения (основан на представлении, что
ДП непосредственно связано с эмоциональными
нарушениями, навыки принятия решения,
повышение самооценки).
Тренинг формирования жизненных навыков (наиболее
важные соц. умения личности – общаться,
разрешать конфликты).
Организация деятельности,
альтернативной девиантному поведению (заместительный эффект ДП, формирование позитивных потребностей – творчество, спорт).
Организация здорового образа
жизни (представления о личной ответственности
за здоровье, гармонию с окружающим миром).
Активизация личностных ресурсов
(активные занятия подростками спортом, арттерапия обеспечивают активность личности и устойчивость
к негативному воздействию).
Минимизация негативных последствий
ДП (профилактика рецедивов и их негативных последствий. Мед. помощь, знания о сопутствующих
заболеваниях и их лечении).
Диагностика норм и отклонений в развитии
человека
Для диагностики физических и психических
недостатков создается постоянная межведомственная
психолого-медико-педагогическая комиссия
[8].
Задачи
комиссии:
проведение возможно более
раннего психолого-медико-педагогического
обследования детей,
выявление особенностей развития детей в целях установления диагноза
и удовлетворения прав ребенка на получение
образования.
консультирование родителей
(или законных их представителей), педагогических,
медицинских работников, социальных педагогов
и других специалистов по вопросам, связанным
со специальными условиями для получения
детьми образования.
Принципы, которыми руководствуются при
обследовании детей с нарушениями в развитии
[3, c. 208]:
принцип комплексного
изучения ребенка - всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков, состояния органов чувств, двигательной сферы, состояния
нервной системы ребенка и т.д
принцип целостного системного изучения ребенка - обнаружение и установление связей между отдельными проявлениями нарушения психического развития, определение их причин. Основополагающим здесь является положение Л.С. Выготского о структуре дефекта, которое и позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения.
принцип динамического
изучения ребенка - согласно нему при обследовании важно выяснить
не только то, что дети знают и умеют, но
и их возможности в обучении. Значимой для этого принципа
является концепция Л.С. Выготского о соотношении
обучения и развития, в соответствии с
которой выделяются зона актуального
развития (уровень трудности задач, решаемых
ребенком самостоятельно) и зона ближайшего
развития (уровень трудности задач, решаемых
ребенком под руководством, с помощью
взрослого).
принцип качественно-количественного
подхода при анализе данных, полученных
в процессе психологической диагностики – учитывается не только конечный результат деятельности,
но и анализируется процесс ее выполнения — способ,
рациональность, логическую последовательность
операций, настойчивость в достижении
цели, отношение к избранным способам
решения и т.д. При этом количественные
и качественные показатели выступают во взаимосвязи.
Коррекция отклонений
в развитии человека
Коррекционная работа с родителями должна
быть направлена на преодоление ими неправильных,
ведущих к искажению психосоциального
развития ребенка стилей воспитания.
Наиболее типичные
стили ошибочного воспитания[1, c.158]:
^ 1. Эмоциональное
неприятие ребенка. При неприятии
все в ребенке вызывает у родителя досаду:
и ест не так, и плачет слишком много, и
т.д. Неприятие всегда приводит к формированию
у ребенка неуверенности в себе: если ребенка
не любят собственные родители, у него
не может быть уверенности в собственных
силах.
^ 2. Гиперсоциальное
воспитание. При этом стиле осознанного
неприятия нет, но и учета особенностей
ребенка тоже нет. Он должен следовать
в своем развитии жесткой родительской
программе в соответствии с «идеальными»
в настоящее время предписаниями ученых
или модой. В результате у ребенка может
сформироваться комплекс неполноценности,
постоянного несоответствия родительским
ожиданиям, что приводит к формированию
тревожно-мнительного характера.
^ 3. Тревожно-мнительное
воспитание. Ребенка исступленно любят,
и такая любовь превращается в страх потерять
его. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают
играть со сверстниками, в результате
все этапы социализации он проходит со
значительным отставанием и испытывает
выраженные трудности адаптации к новым
ситуациям, в частности к ДОУ.
^ 4. Эгоцентрическое
воспитание. При данном типе воспитания
ребенок растет при полном отсутствии
хоть какой-то дисциплины. Все его желания
удовлетворяются немедленно. В результате
ребенок не приучен принимать и понимать
интересы других людей, произвольный контроль
у него резко снижен.
Родители
в состоянии справиться с данной задачей
только вместе с педагогом, а для этого
он должен уметь определить эту задачу
и учесть в своей работе, разъясняя родителям
негативные последствия неправильного
воспитания.
В
настоящее время существует современная
система специального образования.
Она включает [5]:
Медико-социально-педагогический патронаж - предполагает широкий спектр
долгосрочных мер комплексной реабилитационной
помощи, ориентированных на семью ребенка
с отклонениями в развитии и осуществляемых
в процессе согласованной работы специалистов
разного профиля.
Дошкольное образование детей
с ограниченными возможностями - дифференцированная сеть дошкольных
учреждений специального назначения:
ясли-сады;
детские сады;
дошкольные детские дома;
дошкольные группы при яслях-садах,
детских садах и детских домах общего
назначения, а также при специальных школах
и школах-интернатах.
В ходе становления и развития сети специальных
дошкольных учреждений учеными и практиками
были разработаны принципы, методы и приемы
выявления, коррекции и профилактики отклонений
в развитии детей, заложены многие традиции
коррекционного обучения и воспитания
дошкольников, на которых в целом строится
система специального дошкольного образования
и в настоящее время.
Школьная система специального
образования.
В настоящее время существует восемь основных
видов специальных школ для детей с различными
нарушениями развития. Чтобы исключить
вынесение диагнозных характеристик в
реквизиты этих школ (как это было раньше:
школа для умственно отсталых, школа для
глухих и т.п.), в нормативно-правовых и
официальных документах эти школы называются
по их видовому порядковому номеру[5]:
– специальное (коррекционное)
образовательное учреждение I вида (школа-интернат
для глухих детей);