Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 17:56, контрольная работа
Психическое развитие представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях [1]. Психическое развитие, по мнению Штерна, имеет тенденцию к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего индивидуального темпа развития. Оно связано также с дифференциацией и преобразованием психических структур, направленных на более полное и точное понимание окружающей действительности.
Психическое развитие представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях [1]. Психическое развитие, по мнению Штерна, имеет тенденцию к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего индивидуального темпа развития. Оно связано также с дифференциацией и преобразованием психических структур, направленных на более полное и точное понимание окружающей действительности.
Проблемой психического развития человека занимались представители как зарубежной, так и отечественной школы психологии.
В Америке С.Холл в начале 20в. выдвинул идею создания специальной комплексной науки о детях, названной им педологией. Ему также принадлежала идея, согласно которой ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет вкратце главные этапы истории всего человеческого рода (теория рекапитуляции). Данное открытие имело под собой теоретическую базу: исследования Э.Геккеля, выдвинувшего идею биогенетического закона. Суть его состояла в том, что история развития индивидуального организма сжато повторяет основные стадии развития всего ряда предшествующих форм. Теория рекапитуляции является наиболее ранней из собственно психологических теорий. Позднее А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. В целом американская школа была представлена нормативным подходом в изучении процесса психического развития. В конце 30-х гг. Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ – исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. Так стал формироваться социогенетический подход, особое внимание уделялось процессу социализации. А.Бандура выдвинул концепцию социального научения. Научение посредством наблюдения важно, по мнению Бандуры, потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. В целом, бихевиористы важным условием психического развития считали воздействия внешней среды, а движущей силой полагали связывание новых раздражителей с уже имеющимися у человека безусловными реакциями.
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. К.Бюллером была предложена теория 3-х ступеней развития (инстинкт, дрессура, интеллект). Переход от одной стадии к другой связан с развитием переживания удовольствия. Так, инстинкты характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру – основная движущая сила развития поведения.
Когнитивная теория Ж.Пиаже связывает источники психического развития с врождёнными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию.
Психоаналитическая теория З.Фрейда рассматривает врождённые сексуальные и агрессивные влечения в качестве источников психического развития, а движущей силой развития является установление равновесия между угнетением и удовлетворением человеком своих потребностей [2]. По мнению Штерна, социальный и биологический фактор в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция [3].
В отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что развитие личности человека опосредуется внешними стимулами. Большинство психических функций личность осваивает через внешние стадии развития, во взаимодействии с окружающей средой и другими людьми. Традиционным для отечественной психологии также является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым. Теория В.В.Зеньковского рассматривает в качестве источника психического развития духовное начало в человеке, движущие силы связаны с деятельностью сферы чувств, и опосредованной ею деятельностью интеллектуальной и волевой сфер. Исследованию механизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной науке посвящены работы Л.С.Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, В.С. Мухиной и др. Д.Б.Элькониным были изучены закономерности процесса формирования детской психики и выявлено, что воздействие взрослого на процессы психического развития ребёнка всегда опосредуется собственной деятельностью детей. Причём существует прямая зависимость в освоении детьми операционно-технической деятельности от её осмысления – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только после этого усваивает способы действия. Деятельность ребёнка способствует формированию его психических систем. А.Н.Леонтьев показал, что в основе развития сознания, поведения и в целом всей личности ребёнка лежит как общение языкового типа, так и его предметная деятельность. Благодаря работам А.Н.Леонтьева ведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателя психологического возраста ребёнка [4].
Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С.Выготского. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями. Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу.
В концепции Выготского можно выделить три составные части.
- человек
действует на природу и
- человек изменяет природу посредством создания орудий труда, в развития материального производства.
2. «Человек и его собственная психика» включает несколько положений:
- в процессе овладения природой человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности;
- человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.
Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.
3. Третья часть концепции Выготского («Генетические аспекты»). В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных словесных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. Сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризанией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя [5].
Резюмируя вышеизложенное
по проблеме различных подходов
к пониманию психического разви
Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребёнка, являются его причинами, содержат в себе побудительные источники активности [6]. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Неудовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается. Психическое развитие представляет собой процесс не только количественных изменений, свойств и качеств, но также и качественных [7].
Закономерности психического развития - описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений [8].
Выделяют следующие закономерности психического развития:
Неравномерность проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Показано, что неравномерный, колебательный характер развития обусловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. При этом, чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменяются значительными спадами. Путем неравномерного или колебательного характера развития система поддерживает свою целостность и при этом динамично развивается.
Гетерохронность развития означает несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Гетерохронность связывается с особенностями структуры системы, прежде всего с неоднородностью ее элементов. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается.
Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой [9].
Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. На большую пластичность нервной системы указывал Иван Павлов, отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности базируются возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания [7].
Стадиальность предполагает сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность.
Дифференциация состоит в том, что процессы, свойства и качества личности отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности.
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики.
Кумуляция - накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка [8].
Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Б. Г. Ананьев понимал сенситивность «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и как следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга» (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., 1968). Как считал Л.С. Выготский, в этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития [3].
Информация о работе Понятие о психическом развитии. Движущие силы психического развития