5.1.
Понятие общения
В широком смысле слова общением
называется любое взаимодействие
человека с другими людьми. Оно
представляет вторую сторону
и форму социального бытия
человека и одновременно другую его сущностную
характеристику. Вне общения, также, как
и вне деятельности, человек не может стать
и быть таковым.
Специфику общения составляет
тот факт, что обе стороны взаимодействия
представлены равноправными активными
субъектами и личностями. Поэтому
схемы и категории анализа
предметной деятельности требуют
здесь серьезной коррекции. В
предметной деятельности существует
жесткая и однозначная дифференциация
субъекта и объекта. В общении
это невозможно сделать, поскольку
каждый из партнеров является
одновременно и субъектом, и
объектом. Поэтому понятие объект
здесь просто неуместно. Исходя
из данного постулата, нельзя
называть общением взаимодействие
человека с животными, компьютером
и другими объектами. Человек
относится к категории наиболее
сложных и уникальных объектов,
что делает общение значительно
более сложным процессом по
сравнению с любой предметной
деятельностью. В предметной деятельности
субъект имеет дело с вполне
реальными материальными объектами,
свойства и закономерности которых
вписываются в естественнонаучную
картину мира. Они имеют форму,
размеры, пространственно-временные
координаты, физико-химические свойства
и досягаемы для органов чувств
или приборов. Человек как субъект,
как личность, как душевно-духовная
реальность, не обладает подобными
объектными свойствами. Общение
- это и есть взаимодействие
двух таких реальностей. Однако
прямой контакт между ними
невозможен. Он осуществляется через
реальные чувственно созерцаемые
акты общения: речевые, мимические,
практические и т. д. Для
того чтобы содержание душевной
жизни одного субъекта стало
достоянием душевной жизни другого
субъекта, оно должно пройти несколько
преобразований. Сначала оно облекается
в форму доступных для органов
чувств конкретных актов общения:
речевых сообщений, жестов, мимических
сигналов, поступков и т. п.
Затем они воспринимаются другим
субъектом и, наконец, воссоздаются
им в форме соответствующих
субъективных образований: образов,
понятий, эмоциональных переживаний,
чувств, личностных смыслов, всевозможных
психических состояний. Подобные
переходы и преобразования субъективных
образований представляют необходимый
атрибут всякого общения.
Общение
имеет очень важное значение для
человека.
Во-первых,
через общение человек удовлетворяет
свои многочисленные потребности. В
первую очередь речь идет о большинстве
социогенных потребностей, содержание
которых не предметно, а социально,
то есть находится в людях. Сюда относятся
потребности в общении, в славе, во власти,
в любви, в уважении, в эмоциональном контакте,
в принадлежности к группе, в самоутверждении
и др. Их удовлетворение необходимо человеку
как личности. Поэтому ограничение или
исключение возможности их удовлетворения
приводит к тяжелым личностным последствиям.
Особенно важное значение для человека
имеет потребность в общении. Она пробуждается
у ребенка уже к концу первого месяца жизни
и становится основной на протяжении всего
младенческого возраста. Ограничение
возможности ее удовлетворения приводит
к сильным задержкам психического и даже
физического развития младенца. У взрослого
человека в аналогичных ситуациях возникает
очень тяжелое и крайне неприятное чувство
одиночества, которое буквально отравляет
всю его жизнь, а иногда приводит даже
к самоубийству. Можно сказать, что полноценное
общение является необходимым условием
социального бытия человека. Общение необходимо
также и для удовлетворения всех других
потребностей, поскольку этот процесс,
так или иначе, опосредствован людьми.
Во-вторых, общение выступает как
важнейшее условие психического
развития человека. Последнее представляет
собой процесс усвоения социального
опыта, то есть выработанных
человечеством и закрепленных
в культуре способов поведения
в различных жизненных ситуациях,
способов обращения с предметами
и с людьми. Носителями и трансляторами
социального опыта являются люди,
общение с которыми и позволяет
его усваивать и, таким образом,
развиваться. Многочисленные научные
факты свидетельствуют о том,
что у детей, выросших в условиях
полной социальной изоляции и
лишенных общения с людьми, не
развивается человеческая психика
и они не становятся личностями. Обучение
и воспитание представляются ничем иным,
как формами общения взрослых и детей.
В-третьих, в процессе общения
происходит воздействие людей
друг на друга, познание ими
друг друга, установление межличностных
отношений, обмен информацией.
Все это имеет крайне важное
значение для интеграции людей в целостную
социальную систему - человеческое общество,
в котором каждый индивид чувствует себя
частью человечества.
В-четвертых, общение составляет
необходимое условие развития
и существования предметной деятельности
человека. Последняя, как уже отмечалось
ранее, является общественной по своему
происхождению и сущности. Это означает,
что вне общения она не может ни возникнуть,
ни осуществляться. Психологический анализ
показывает наличие общения при выполнении
не только совместной, но даже и индивидуальной
деятельности. Хорошо известно также,
что вне общения невозможно и освоение
какой-либо деятельности. На генетически
ранних этапах любая деятельность является
совместной и распределенной между ребенком
и взрослым человеком, то есть реализуется
через общение. По мере ее усвоения присутствие
другого человека принимает скрытую (имплицитную)
форму. Поэтому общение как бы врастает
в предметную деятельность и составляет
одно из существенных ее свойств.
В-пятых,
общение образует самую сущностную
характеристику человека как субъекта
и как личности. Любая психическая
функция, личностная черта и сознание
человека представляют собой не что
иное, как особые преобразованные
формы общения. Например, словесно-логическое
мышление как его высшая стадия развития
протекает в форме внутренних
рассуждений, то есть является разновидностью
общения. Элементы и "следы" общения
можно обнаружить в волевых процессах,
в самосознании, в потребностях, в характере
и в других личностных образованиях.
В-шестых, общение оказывает влияние
на все психические функции
и свойства человека. В условиях
общения происходит существенное
изменение работы памяти, внимания,
воображения, восприятия, мышления,
эмоций, воли, механизмов мотивации
и всего поведения в целом.
Эти изменения носят индивидуальный
характер и могут происходить
как в сторону улучшения, так
и ухудшения. Это важно учитывать
в практической работе с людьми.
5.2. Основные
свойства и особенности общения
Общение
обладает такими свойствам, многие из
которых роднят его с предметной деятельностью.
К ним относятся активность, целенаправленность,
творчески преобразовательный характер,
диалогичность, двойственность формы,
способность к развитию, способность к
порождению субъективных и личностных
образований, социальность, осознаваемость.
Однако как особая форма социального бытия
человека оно существенно отличается
от предметной деятельности по всем выделенным
свойствам.
Общение
- это активный процесс, ибо через
него происходит реализация большинства
потребностей и жизненно важных функций
человека. Однако источником общения
могут быть такие мотивы, которые
не характерны для предметной деятельности.
Сюда относятся мотивы получения
или выражения сочувствия, власти,
самоутверждения и др.
Другим
важным свойством общения является
целенаправленность. Это означает,
что субъект, вступающий в общение
с кем-либо, преследует определенную
цель. Она может быть сформулирована
до или во время контакта, быть неизменной
на протяжении всего процесса или корректироваться
в ходе общения. Цели общения специфичны
в содержательном плане. Они всегда связаны
с человеком и ориентированы на получение
определенных реакций и изменений в его
действиях, мыслях, мотивах, образах, переживаниях
и т. п. Это означает, что общение носит
творчески преобразовательный, а не адаптивный
характер. Развитие человека в общественно-историческом
и онтогенетическом плане есть прямой
результат общения.
Однако здесь следует подчеркнуть,
что любые изменения, происходящие
с человеком в процессе общения,
производятся им же самим и
являются результатом его собственной
активности. Другие люди как субъекты
общения лишь содействуют этому.
Фактически речь идет о самоизменении.
Именно в этом заключается
одна из важнейших отличительных
особенностей общения. В предметной
же деятельности субъект является
абсолютным творцом, ибо предмет
не способен к самоизменению.
Общение обладает своеобразной
чувствительностью по отношению
к человеку, на которого оно
направлено. Она выражается в
его способности подчиняться
и уподобляться психологическим
особенностям другого человека
и, таким образом, воссоздавать
их в себе. Например, когда мы
общаемся с кем-то, то всегда (вольно
или невольно) как бы подстраиваемся
под его индивидуальные черты:
интересы, характер, привычки, настроения
и т. п. В результате они
воспроизводятся в реальных актах
нашего общения. В современной
науке до сих пор необъяснима
парадоксальная возможность субъекта
ощущать и воссоздавать психологическую
сущность другого человека во
вполне материальных актах общения.
Эта очень существенная особенность
общения называется диалогичностью.
Она является важнейшим условием
его эффективности и хорошо
прослеживается в любом диалоге
двух людей. Каждая реплика
одного из них строится на
основе предшествующей реплики
партнера и, как бы продолжая
ее, порождает новую ответную
реакцию. Диалог представляет
собой не хаотический набор
отдельных высказываний, а живую,
очень динамичную, гибкую, стройную,
строго упорядоченную систему.
Диалогичность не характерна
для предметной деятельности.
Так же, как и деятельность, общение
представляется двойственным по
форме: внешним физическим и
внутренним психическим процессом.
Во внешнем плане оно предстает
перед нами как процесс реального
физического взаимодействия двух
или нескольких субъектов, например
речевого, экспрессивного (с помощью
мимики, жестов, выразительных движений)
или практического. В этом отношении
общение сильно отличается от
деятельности, поскольку последняя
может быть представлена с внешней стороны
лишь предметными действиями. В нем заняты
вполне телесные органы человека: руки,
туловище, ноги, лицо, артикуляционный
аппарат. Оно имеет свои пространственно-временные
очертания и доступно для восприятия.
Однако за всеми этими внешними процессами
скрываются мотивы, цели, мысли, переживания,
сомнения, образы и другие субъективные
образования. Они составляют внутренний
субъективный план общения, без которого
внешняя его сторона перестает быть таковой.
Общение - это целостный процесс, совмещающий
в себе непонятным образом внешние физические
и внутренние психические компоненты.
Они имеют функциональную специализацию.
С помощью внешних компонентов осуществляются
реальные контакты человека с другими
людьми, содействие изменению их субъективных
характеристик (мыслей, чувств, желаний,
переживаний и т. п.), их воссоздание, передача
и получение информации, трансляция социального
опыта (обучение и воспитание), психическое
развитие, управление, установление отношений,
самоизменение человека в субъективном
и личностном плане.
Внешние компоненты общения очень
специфичны в функциональном
отношении. В предметной деятельности
они важны, прежде всего, своими
физическими характеристиками. Например,
без них невозможно произвести
с предметом какие-то физические
изменения. В общении же они
являются всего лишь физическими
носителями особых нефизических
образований (значений, смыслов,
образов, эмоциональных переживаний,
желаний и т. п.), составляющих
внутренний душевный мир человека.
Те изменения, которые совершаются
с человеком в процессе общения,
являются следствием не физического
воздействия его внешних компонентов,
например звуковых волн речевого
сообщения, а его смыслового
содержания. Тем не менее значения,
смыслы или какие-либо иные субъективные
образования не могут передаваться непосредственно
из "души в душу". Они имеют форму
соответствующих знаков: речевых, мимических,
жестовых, поведенческих и других, которые
и составляют внешнюю сторону общения.