Понятие термина способности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:58, реферат

Краткое описание

Основные задачи, которые хотелось бы раскрыть в реферате:
1. Установить понятие термина способности личности.
2. Выявить уровни способностей.
3. Доказать врожденность и возможности формирования способностей личности или как они развиваются.и личности, их формирование, проблемы.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Понятие термина способности личности …………………………………...4
3. Уровни способностей ………………………………………………………...6
4. Врожденность способностей ………………………………………………..10
5. Возможности формирования способностей ……………………………….11
6. Виды и структура способностей …………………………………………....13
7. История исследований способностей ……………………………………...15
8. Проблематика исследования способностей ……………………………….16
9. Общие и специальные способности ……………………………………….17
10. Заключение ………………………………………………………………...19
11. Список используемой литературы ……………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Способности как психическое свойство личности.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение ………………………………………………………………………3

2. Понятие термина способности  личности …………………………………...4

3. Уровни способностей  ………………………………………………………...6

4. Врожденность способностей  ………………………………………………..10

5. Возможности формирования  способностей ……………………………….11

6. Виды и структура  способностей …………………………………………....13

7. История исследований  способностей ……………………………………...15

8. Проблематика исследования  способностей ……………………………….16

9. Общие и специальные способности ……………………………………….17

10. Заключение ………………………………………………………………...19

11. Список используемой  литературы ……………………………………….21

 

 

 

 

Введение

Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с  Всоциальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.

Деятельность человека, его  поступки в обществе всегда субъективно  определены, выражают все то, что  требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и  свойственные личности отношения, сложившиеся  в процессе жизни и воспитания, т.е. характерное для нее отношение  к обществу в целом и к своей  деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.

Фундаментом всей психологической  структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: направленность, темперамент, характер и способности. В данной работе речь пойдет об одном из этих направлений, а именно о способностях человека.

Основные задачи, которые хотелось бы раскрыть в реферате:

1. Установить понятие термина способности личности.

2. Выявить уровни способностей.

3. Доказать врожденность и возможности формирования способностей личности или как они развиваются.

4. Выявить виды и структуру  способностей.

5. История развития способностей.

6. Установить проблемы исследования способностей.

7. Выявить специальные  и общие способности. 

Понятие термина  способности личности

Способности – это индивидуально  – психологические особенности  личности, обеспечивающие успех в  деятельности, в общении и легкость овладения им. Способности не могут  быть сведены к знаниям, умениям  и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое  приобретение, фиксацию и эффективное  практическое применение. А чтобы  все хорошо получалось, требуется  много усилий и определенные условия. В число условий входят, например:

- заинтересованность окружающих  и близких людей в том, чтобы  человек проявил свои способности;

- качество и организация  обучения;

- педагог, которое обеспечивает  специальное обучение и т. д.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия  этих способностей. Нельзя, например, говорить о способности человека к рисунку, если его не пытались обучить рисовать, если он не смог приобрести никаких  навыков, необходимых для изобразительной  деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи (или  нотам, танцу и т. д.) может выяснится, есть ли у обучающегося способности  к живописной деятельности. Важно  установить не только то, к чему обнаруживает способности ученик, но и то, в  какой мере ученик способен выполнять  требования, предъявляемые  деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее  он владеет навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими.

В зарубежной психологии при  изучении способностей делается акцент на путях выявления и прогнозирования  способностей, их соотношения с природными задатками, на использовании тестов и элементов факторного анализа  для изучения структуры способностей. Английский философ Д. Локк и французские материалисты выдвинули тезис об абсолютном влиянии на индивида (следовательно, и на его способности) внешних условий жизни. В после-дующем был принят диалектический подход к способностям, указывающий на единство внешнего и внутреннего.

Способности квалифицируют  личность как субъект деятельности. Будучи принадлежностью личности, способность  сохраняется за ней как потенция и в тот момент, когда она  не действует.

Способности есть понятие  динамическое. Они существуют не только в движении, но и в развитии. Развитие способностей, как и вообще всякое развитие не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий.

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к  соответствующей деятельности. Она  обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

 

 

Уровни способностей

Отечественные психологии полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, которые  различаются у людей уже при  рождении. Эти особенности определяются как «задатки». Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Например, свойство слухового анализатора к различению звуков (музыкальный слух); зрительного аппарата к цветоразличению; особенности строения голосовых связок (голос певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность нервных процессов, телосложение и т.п.1

Задатками способностей могут  быть:

- типологические свойства  нервной системы (парциальные  свойства, характеризующие работу  разных анализаторов, разных областей  коры больших полушарий), от которых  зависит скорость образования  временных связей, их прочность,  легкость дифференцировок, сила  сосредоточенного внимания, умственная  работоспособность и т.п.;

- индивидуальные особенности  строения анализаторов, отдельных  областей коры головного мозга.

Задатки могут передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое  значение имеют возбудимость и подвижность  нервных процессов, быстрота образования  и прочность временных связей, скорость образования и переделки  динамических стереотипов и др.

Задатки, прежде всего, проявляются  в склонности определенному виду деятельности или повышенной любознательности ко всему. Склонности - это первый и  наиболее ранний признак зарождающейся  способности. Склонность проявляется  в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой и  пр.). Очевидно, склонность свидетельствует  о наличии определенных породных предпосылок к развитию способностей, так как она нередко проявляется  даже при неблагоприятных условиях. Трудно предположить что-нибудь другое, когда человек, вне специальной  среды, занимается какой-либо деятельностью  без внешнего побуждения (занимается решением задач, когда в семье  все музицируют, или, наоборот, с большой радостью слушает музыку и поет, когда вокруг все равнодушно относятся к музыке).

Наряду с истинной склонностью  может быть мнимая, или ложная склонность. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, без наличия потенциальных возможностей. При ложной, или мнимой склонности обнаруживается или поверхностное, часто пассивное (созерцательное) отношение  к предмету увлечения, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. При истинной склонности наблюдается не только неодолимое тяготение  к соответствующей деятельности, но и быстрое достижение значительных результатов, продвижение к мастерству.

Между задатками и способностями, можно сказать, - весь путь развития человека. Задатки многозначны - они могут развиваться в различных направлениях. Важно понимать, что, развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков, а развития. Ибо задатки как органические и нервно-психические предпосылки способностей обусловливают, но не предопределяют одаренности и возможностей развития человека.

Подвижность нервных процессов  в умственной деятельности может  проявиться в остроумии, оригинальности, умении схватить явления в многообразных  связях, в активности ума при встрече  с разнообразными затруднениями. Лучшее кровоснабжение мозга способствует хорошей и длительной работоспособности, уменьшению утомляемости, восстановлению нервной энергии и готовности мозга работать. Быстрота и прочность  образования временных связей (условных рефлексов) обусловливает быстроту и прочность усвоения новых знаний и навыков.

Совокупность общих и  специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди  других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Разнообразие и богатство задатков, дающее предрасположенность к развитию множественных способностей, называют общей одаренностью.

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить  некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.

1. Важное качество одаренных  детей – внимательность, собранность,  постоянная готовность к напряженной  работе. Ребенок отдает себя целиком  тому, что его заинтересовало.

2. Еще одно качество  одаренности неразрывно связано  с первым, заключается в том,  что готовность к труду у  одаренного ребенка перерастает  в склонность к труду, трудолюбию, в неуемную потребность трудиться.  Неизменно повторяющийся факт  при исследовании одаренных детей  состоит в том, что эти дети  обнаруживают сильную тягу к  занятиям той деятельностью, к  которой они способны. Интересующая  их деятельность является одновременно  трудом и игрой. Все интересы, переживания, поиски вопроса одаренных с ранних лет детей.

3. Высокие достижения  способностей детей всегда связаны  с их эмоциональной увлеченностью.  Иными словами, повышенная мотивация  и вызываемая ею напряженная  активность являются признаками  и неотъемлемыми условиями развития  способности.

4. Еще одна группа качеств  связана непосредственно с интеллектуальной  деятельностью: это особенности  мышления, быстрота мыслительных  процессов, систематичность ума,  повышения возможности анализа  и обобщения, высокая продуктивность  умственной деятельности. В результате  почти не прикасающейся деятельности  одаренный ребенок успевает понять, узнать и освоить самостоятельно  огромное кол – во материала.  Объем усвоенных им знаний  превышает тот, которому его  мог бы научить педагог за  короткий срок. Психологи единодушно  отмечают факт напряжённой деятельности  самообучения способных детей.

5. Исследователи утверждают, что у одаренных детей возможна  синхронизация нескольких сензитивных   периодов, обычно сменяющих друг  друга. Соответственно возможности  развития способностей многократно  увеличивается. 2

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком  уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых  одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для  общества историческое и обязательно  положительное значение. Отличие  гения от таланта не столько в  степени одаренности, сколько в  том, что гений создает эпоху  в области своей деятельности.3

Подводя итог, можно сказать  о том, что вершиной развития способностей является талант человека. Талант –  высшая ступень развития способностей. Это такое сочетание развития способностей .которое дает человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую  – либо сложную трудовую деятельность.4

 

Врожденность  способностей

1. Считается, что доказательством  наследственностей и способностей  служит их раннее проявление  у ребенка. Известно, например, что  музыкальные способности у Моцарта  появились в три года, у Гайдна  – в четыре года; Рафаэль проявился  как художник в восемь лет.

2. О врожденности способностей  заключают так же на основе  повторения их у потомков выдающихся  людей. Так, существует целая  династия одаренных личностей:  Бахов, Дарвинов и т.д. В семье  Бахов было около шестидесяти  музыкантов, из них двадцать выдающихся; в семье Моцарта – пять; в семье Гайдна – два. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкиных, Фортунатовых). Однако, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условиях жизни, жизненных ценностей. Речь идет о тех условиях в семье, в которой благоприятствуют развитие именно таких способностей.

3. Более строгие факты  даются исследованиями с применением  близнецового метода. Между собой  сравнивались умственные показатели  однояйцевых близнецов и просто  пар братьев и сестер (сибсов). Корреляция показателей внутри  монозиготных (однояйцевых) пар оказалась  очень высокой; у сибсов корреляция  значительно меньше.

4. Впечатляющие результаты  были получены в исследованиях животных с применением методом искусственной селекции; эти данные свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению. 5

Информация о работе Понятие термина способности личности