Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:38, реферат
Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходится без этих методов. Действительно, ведь воспитание – это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые к нему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют.
Поощрение и наказание.
Ребёнок больше всего нуждается
в вашей любви как раз тогда, когда он
меньше всего её заслуживает.
Эрма Бомбек
Поощрение
и наказание относятся к одним
из самых древних методов
Чаще всего
объектами воспитания становятся дети,
и это правильно. Родители обязаны
воспитывать своих детей, то есть,
заложив в их сознание определённую
систему правил поведения, нравственных
ценностей, основ взаимоотношений
между людьми. В процессе формирования
личности именно поощрение и наказание
выступают в большинстве семей
как основные показатели успешности
или безуспешности процесса воспитания.
К сожалению, чаще родители используют
наказание, как способ воздействия
на детей. Не всегда взрослые задумываются
над тем, насколько глубокими
могут оказаться последствие
использования того или иного
метода для воспитания ребёнка. Ещё
реже родители, сталкиваясь с какой-либо
проблемой в процессе воспитания,
продумывают, насколько обоснованным
и правильным будет использование
поощрения или наказания для
решения возникшей спорной
Использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится всем родителям, в любых семьях. Без использования этих методов невозможно воспитать полноценного члена общества, нравственного человека. Поэтому смело можно сказать, что тема работы важна, и не может быть не актуальна, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.
Цель работы
состоит в том, чтобы дать характеристику
поощрения и Наказания, как методов
воспитания, рассмотреть ситуации,
в которых Целесообразно
Я глубоко
убеждена, что нельзя использовать
поощрение и наказание
ХАРАКТЕРИСТИКА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ КАК МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
Методы воспитания
- это способы воздействия
Поощрение
– метод, который поддерживает и
усиливает положительные
К поощрению предъявляется ряд требований:
Поощрение должно быть справедливым;
Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;
Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;
Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;
Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
Наказание
– воздействие на личность ребёнка
с целью затормозить
К наказанию
также предъявляют ряд
Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться “героем дня”, жертвой, и наказание не достигает цели;
Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;
Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;
Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.
Поощрение и наказание хотя и являются противоположными методами, но тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, поощрение стимулирует правильную линию в поведении, а наказание тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и другие отрицательные качества, в этом противоположность этих методов. Ну а взаимосвязь проявляется в том, что эти методы помогают ребёнку осознать свои достоинства или недостатки, стимулируют или тормозят поведение, приучают к самоконтролю.
А. С. Макаренко
сформулировал даже правила к
требованиям родителей, при соблюдении
которых может исчезнуть
Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание;
Оно должно быть посильным для ребёнка не требовать от него слишком трудного напряжения;
Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу;
Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.
СИТУАЦИЯ НАКАЗАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ
Ситуация
наказания возникает при
Рассмотрим
некоторые из наиболее часто встречающихся
предпосылок использования
“Надо-не хочу” – состоит в том, что то поведение, которое требует от ребёнка взрослый, само по себе не привлекательно для ребёнка, поэтому ребёнок пытается избежать его.
Непослушание может состоять и в том, что взрослый пытается создать побуждения, которые смогли бы преодолеть тенденцию к избежанию ребёнком требуемого поведения. Эти побуждения не связаны с деятельностью ребёнка, которую он осуществлял до возникновения ситуации “надо-не хочу”. Наказание в данном случае является там самым побуждением.
Кроме того побуждения ребёнка могут вступать в конфликт с создаваемыми побуждениями взрослого. В этом случае появляются беспричинные капризы, слёзы, аффективные переживания, и как следствие, острые конфликты между взрослым и ребёнком.
Конфликты, создаваемые в общении. Ребёнок стремится сохранить хорошие отношения со взрослыми и одновременно сохранить свой интерес к той деятельности, в которой он был занят и которая ему интересна на данный момент. Взрослые пытаются внести разлад в деятельность ребёнка, стремятся заставить ребёнка выполнить требуемое, применяя различные наказания.
При использовании
взрослыми наказания ребёнок
оказывается как бы между двумя
отрицательными мотивами. С одной
стороны, он не хочет выполнять действия,
требуемые взрослым, а с другой
стороны стремится избежать возможного
наказания. И для того, чтобы ребёнок
выполнил требования взрослого, им создаются
различные психологические барьеры. Это
может быть наказание с использованием
физических преград (ребёнка могут закрыть
в комнате до тех пор, пока он не выполнит
предъявляемые требования), либо без физических
преград (ребёнок может стоять в углу без
присутствия взрослого, и никакие видимые
физические преграды не удерживают его
от бегства).
Чтобы наказание
было действенным, взрослый должен соблюдать
определённую тактику наказания. Прежде
всего, барьеры, создаваемые взрослым,
должны быть сплошными, в них не должно
быть “дыр” и слабых мест. Прочность
этих барьеров должна быть тем больше,
чем сильнее наказание, чем сильнее
конфликт между взрослым и ребёнком.
Только тогда возникает ситуация
вынужденности, в которой ребёнок
вынужден делать то, что требует
от него взрослый. И чем меньшей
свободой располагает ребёнок в
ситуации наказания, тем эффективней
и сильнее это наказание
Очень важно правильно общаться взрослому и ребёнку в ситуации наказания. Инициатором наказания всегда выступает взрослый, поэтому все действия ребёнка направлены на борьбу с взрослым. Особенности борьбы ребёнка и взрослого в ситуации наказания сильно изменяются в зависимости от настроения ребёнка или взрослого, от предъявляемых требований, наказаний, барьеров. Ребёнок может бороться с взрослым самыми разными способами: он будет продумывать массу трудностей при исполнении требований (вдруг будут пропадать ручки, тетради, карандаши, внезапно возникнет головная боль, болезни, усталость). Подобные симуляции являются хорошим средством борьбы против наказаний, так как взрослые в подобных ситуациях смягчаются или вообще снимают свои требования.
Ещё одним способом борьбы против наказаний может быть аффективный взрыв, (ребёнок теряет контроль над собой, становиться импульсивным, затем наступает депрессивный спад, который сопровождается переживаниями горя, одиночества, вины).
Ребёнок может
мысленно преобразовать наказание,
превратить его в интересное для
себя занятие. Он может начать играть,
находясь в углу, тем самым освобождается
от конфликта, и чувствует себя защищенным
и свободным. Может случиться
даже так, что ситуация наказания
с помощью детского воображения
превратиться в поощрение. Здесь
опасность состоит в том, что
воображение ребёнка носит
Рассмотренные
способы поведения ребёнка
А. С. Макаренко говорил, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. В любом случае наказание должно быть исключительной мерой воздействия на ребёнка, всегда нужно стремиться избежать наказания, используя другие методы воспитательных воздействий.
СИТУАЦИЯ ПООЩРЕНИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Ситуация
поощрения – это