Проблемы десткого темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:29, реферат

Краткое описание

Сегодня важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности. И если решением этих проблем заняться с самого детства, то в дальнейшем можно избежать многих ошибок, конфликтных ситуаций, а также гармонично развиваться как личность и достигать успехов в разных сферах деятельности.

Содержание

Введение
Основная часть
Понятие темперамента
История взглядов на темперамент: основные выводы
Типы темперамента
Современные исследования в области темперамента
Детский темперамент. Особенности, проблемы, ошибки и рекомендации родителям.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы детс темпер.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

3

1.

Основная часть

 

1.1.

Понятие темперамента

6

1.2.

История взглядов на темперамент: основные выводы

8

1.3.

Типы темперамента

12

1.4.

Современные исследования в области темперамента

16

1.5.

Детский темперамент. Особенности, проблемы, ошибки и рекомендации родителям.

23

 

Заключение

Список использованной литературы

39

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время межличностные отношения  играют очень важную роль в жизни  людей. И складываются они под влиянием личных особенностей человека, таких как темперамент, характер, привычки и т.д. Какие-то из этих особенностей формируются в течение всей жизни человека, а какие-то считаются врожденными. И когда ребенок появляется на свет, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз. А также в нем уже заложена совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Это и называется темпераментом. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как "активность", "реактивность", "эмоциональность", "социабельность".

И от того каким  образом человек может использовать свои особенности темперамента зависит его жизнь на сегодня. Так, например, флегматик может развить в себе эмоциональность, быстрое реагирование и т.п. при желании и научиться применять свои особенности и способности на практике и преуспеть в определенных сферах деятельности. А для достижения наилучших результатов учиться этому нужно с детства. И тут то и встает перед родителями вопрос: как правильно воспитать ребенка и как его научить использовать свои особенности темперамента наилучшим образом. Что нужно говорить холерику, флегматику, меланхолику и сангвинику в одной и той же ситуации и что требовать от них и развивать в них – это тоже важные вопросы на сегодняшний день. Далее в данной работе мы рассмотрим характеристики каждого темперамента и проявление их у ребенка. А также будут приведены самые распространенные ошибки родителей и рекомендации по воспитанию детей разных темпераментов.

Каждый тип  темперамента может характеризоваться  комплексом как положительных, так  и отрицательных психологических  черт. Поэтому целью воспитания является не то, чтобы переделать один тип в другой, а то, чтобы достичь развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения или трансформации тех, которые мешают становлению гармоничной личности.

Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приемы выработки для них нужны разные.

Зная темперамент  вашего ребенка, можно легче ориентировать  свое поведение в общении с  ним. Игнорирование же может привести к нежелательным последствиям (отчуждению, грубости, замкнутости).

Из-за незнания темперамента вашего сына или дочери происходит большинство конфликтов. Родители пытаются добиться от ребенка  не присущей ему активности или усидчивости, на которую он не способен по складу своей натуры.

В данной работе будет приведены тесты для  определения темперамента ребенка - Тест Н. Л. Крыловой, и для Старших школьников и родителей тест Г. Айзенка. С помощью тестов будут выявлены индивидуальные особенности личности, и родителям будет намного проще в отношениях с ребенком.

Сегодня важными  проблемами являются: определение места  темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности. И если решением этих проблем заняться с самого детства, то в дальнейшем можно избежать многих ошибок, конфликтных ситуаций, а также гармонично развиваться как личность и достигать успехов в разных сферах деятельности.

К тому же если с детства в детях грамотно развивать то, что заложено, а  не требовать от них того, что  не подходит к типу их темперамента, то можно сформировать гармоничную  личность – индивидуальность, которая  может реализовать себя в любой желаемой сфере. А как чаще всего бывает в молодых семьях? Родители не знают ничего о темпераментах, а тем более о их особенностях в детстве. И начинают ругать ребенка за то, что он (к примеру холерик) не может сидеть долго на месте и концентрироваться на чем-то одном, заставляют его это делать (по типу того, как их самих воспитывали родители) и еще и жестоко наказывают. А ребенок не понимает, что от него хотят, он делает и поступает так, как в нем это заложено биологически. И потом возникают комплексы неполноценности и т.п., что мешает человеку стать полноценным членом общества и проявлять себя в творчестве и разных видах деятельности, а также чувствовать себя внутренне свободным в любой ситуации.

Поэтому сегодня актуальность проблемы детского темперамента имеет особое значение для гармоничного развития нашего общества. И далее понятие темперамента, его особенности и проблемы будут подробно рассматриваться в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основная часть.
    1. Понятие темперамента.

Проблема, о которой  пойдет речь в данной работе, актуальна и требует особого внимания. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми, начиная с самого детства. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.

Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетается друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Не бывает лучших и  худших темпераментов. Каждый из них  имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Разница в темпераментах  между родителями и детьми может  привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще  понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Темперамент определяет характер, но в чистом виде встречается  редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    1. История взглядов на темперамент: основные выводы

Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны  с раскрытием его биологических  основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.

Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление  его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.

Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum" и означает "надлежащее соотношение частей". Нам уже известны самые разные подходы к решению вопроса о биологических основах темперамента. Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик). 
          Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы. 
          По мнению В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны лежать так называемые "общие свойства нервной системы" (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга - лобной коры вместе с нижележащими образованиями.

Анализ собственно психологических  свойств темперамента велся не так  активно и успешно. Но тем не менее  разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности.

В зарубежных исследованиях, в работах Г. Айзенка была дана нейрофизиологическая интерпретация  основных измерений темперамента, среди которых выделялись - фактор экстраверсии-интроверсии и фактор нейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий - низкому. Другому свойству - нейротизму соответствует уровень активации лимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма.

В основу факторной концепции  темперамента Г. Айзенкова положены три фундаментальные измерения - экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах  является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.

Основные результаты исследования темперамента в отечественной и  зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым  в главе, посвященной проблеме темперамента в сборнике "Современная психология", изданном под общей редакцией В.Н. Дружинина. (Дружинина В.Н., 2000).

1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как "активность", "реактивность", "эмоциональность", "социабельность". Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.

2. Наследственная  обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.

Информация о работе Проблемы десткого темперамента