Проективные методики в работе психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы применения проективных методик в психологическом исследовании личности связано с возрастающей потребностью в их широком использовании во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы и практическое применение проективного метода
1.1.История развития проективных методик ………………………………….5
1.2. Обоснование и классификация проективных методик……………...……9
1.3 Проблема надёжности и валидности проективных методик и их практического применения. . . . . . ……………..……………………….….. .. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических возможностей применения проективных методик в изучении личности. . . . . . . . …. . 28
2.1. Организация исследования………………………………………………..20
2.2.Ход исследования………………………………………………………….21
2.3.Обработка результатов……………………………………………………22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . .27

Вложенные файлы: 1 файл

проектив. методики в работе психолога.rtf

— 314.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы и практическое применение проективного метода

1.1.История развития проективных методик ………………………………….5

1.2. Обоснование и классификация проективных методик……………...……9

1.3 Проблема надёжности и валидности проективных методик и их практического применения. . . . . . ……………..……………………….….. .. 13

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических возможностей применения проективных методик в изучении личности. . . . . . . . …. . 28

2.1. Организация исследования………………………………………………..20

2.2.Ход исследования………………………………………………………….21

2.3.Обработка результатов……………………………………………………22

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . .27

 

 

 

Введение

    Актуальность проблемы применения проективных методик в психологическом исследовании личности связано с возрастающей потребностью в их широком использовании во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются  в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности, но и нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Объект: личности студентов.

Предмет: применение проективных методик в психологической диагностике личности.

Гипотеза исследования: применение проективных методик позволяет выявить не осознаваемые или не вполне осознаваемые тенденции в поведении, качества и психологические состояния личности.

Цель исследования: изучение методологической основы проективных методик при исследовании личности .

Задачи:

Изучение истории развития проективных методик;

Описание основных характеристик проективных методик;

Обзор основных классификаций проективных методик;

Выявление возможных областей применения проективного метода;

Подбор психологического инструментария для эмпирического исследования.

Проведение эмпирического исследования, проверка психометрических показателей методики.

Анализ полученных результатов.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы и практическое применение проективного метода.

История развития проективных методик.

   Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ("словесных") ассоциаций. Однако необходимо вспомнить, что целью экспериментов этих ученых так же, как и психологов Вюрцбургской школы, было изучение характера и темпа реакций на слова-стимулы. Основанные на иных принципах и имеющие другую цель, нежели ассоциативный эксперимент, эти опыты, пожалуй, не имели ничего общего с проективными методами исследования личности, за исключением, разве что, внешнего сходства. Многие полагают, что первым проективным тестом в привычном смысле этого слова был метод свободных ассоциаций К.Г. Юнга: "Именно Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека ("комплексы") вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности" . Отобрав слова-раздражители, могущие иметь, по его мнению, аффектогенное значение, Юнг, сообразно принципам основанной им научной школы, анализировал ответы испытуемого относительно времени реакции на них, а также подвергал последующей интерпретации формальную сторону ответов. 
В том же году, что и Юнг, а именно в в 1910, Г. Кент и А. Розанов (США) сконструировали и применили тест, чрезвычайно напоминающий юнговский; они предлагали испытуемому 100 общеупотребительных слов-стимулов, отобранных в связи с тем, что почти у всех они вызывали одинаковые реакции (стол - стул, темно - светло и пр.). Исследования показали, что психически больные испытуемые давали большее количество оригинальных, названных авторами "индивидуальными", ответов, нежели здоровые. Однако метод не получил широкой известности в силу того, что продуцирование "индивидуальных" ответов могло зависеть не только от психологического статуса индивида, но и от его возраста, социального положения, образовательного уровня и других факторов. Авторы, по-видимому, впервые обратили внимание на феномен, широко обсуждавшийся впоследствии и ставший козырной картой в руках противников проективных методов - феномен влияния на ответы внешних детерминант, снижающий, по их мнению, их надежность.

    Нужно сказать, что ассоциативный эксперимент Юнга затем был переработан многими исследователями. Так, Д. Рапапорт , в 1946 году вдохновленный примером Юнга, отобрав 60 слов-стимулов с точки зрения их психоаналитической значимости, достаточно успешно работал с пациентами, анализируя их внутренние конфликты и используя свой метод для выявления нарушений ментальной деятельности.  Однако есть основания считать, что Юнгу вовсе не "принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик". В самом деле: не является ли метод свободных ассоциаций, открытый Фрейдом между 1892 и 1898 годом, источником проективных тестов? Уже в 1895 году в работе "Исследования истерии" Фрейд говорит о новом методе, правда, достаточно туманно; анализируя случай Эмилии фон Н., он пишет: "То, что она говорит, далеко не так спонтанно, как кажется; в ее словах воспроизводится, причем, достаточно верно, ее воспоминания, а также новые впечатления, которые повлияли на нее за время нашей последней встречи. А они возникают - подчас совершенно неожиданно - на основе тех патогенных воспоминаний, от которых она сама произвольно освободилась в результате словесной разрядки". В работе "О психоанализе" 1909 года он упоминает, наряду с толкованием сновидений и ошибочных действий, основное правило психоаналитического процесса - правило свободных ассоциаций. 
   Кроме того, если взглянуть на обсуждаемый предмет широко, разве не являются интерпретация сновидений, принципы которой были изложены в 1900 году и анализ ошибочных действий ("Психопатология обыденной жизни", 1901) методами проективными. Если понимать их как анализ не столько того, что индивид сделал или сказал, сколько того, что он хотел сделать или сказать на самом деле? В связи с этим, думается, было бы поспешно объявлять К.Г. Юнга первооткрывателем метода. Правильнее всего о роли Юнга сказал сам Фрейд в работе "К истории психоаналитического движения". Обсуждая опыты Юнга, он видел их значение в "быстрой экспериментальной проверке утверждений психоанализа и для прямого показа в обучении таких связей, которые мог бы продемонстрировать только психоаналитик".

    Но подлинную революцию произвела книга Германа Роршаха "Психодиагностика" 1921 года. Именно тогда начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности - этап проективного ее исследования. Не будет преувеличением сказать, что тест Роршаха, как и ТАТ Г. Мюррея, - два фундаментальных метода, определивших движение психологической диагностики на много десятилетий вперед. 
    Справедливости ради нужно отметить, что русские ученые тоже внесли свой вклад в создание проективной психодиагностики: так, В.В. Абрамов в 1911 году предложил метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности душевнобольных. Однако, как уже было сказано выше, все эти исследования стали лишь подготовительным этапом в развитии метода. Точкой отсчета, без сомнения, можно считать "Психодиагностику".

Проективные методы  возникли  в  клинических  условиях  и  остаются в основном  инструментом   клинициста.   Некоторые   из   них   развились   из

терапевтических  методов   (например,   лечение   с   помощью   произведений искусства),   применявшихся   к   психически   больным.   На   теоретических построениях  проективных  методик  сказывается  влияние   психоаналитических концепций.  Существуют  также  разрозненные  попытки   положить   в   основу проективных  методик  теорию  восприятия  и  перцептивные  теории  личности. Следует, конечно,  отметить,  что  нет  необходимости  оценивать  конкретные методики  с  точки  зрения  их  теоретической  направленности  или   истории происхождения.  Методика   может   оказаться   практически   полезной,   или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые  выдвигались  для оправдания ее введения для использования специалистами.

    Проективная идеология формировалась под влиянием двух направлений - психоанализа и холистической психологии. В рамках каждого из этих направлений проективный метод разрешает особые задачи и использует особый словарь понятий. Так, в психоаналитических теориях, где сущность личности рассматривается как продукт преобразований инстинктивных влечений под воздействием социальных и культурных требований среды, проективный метод ориентирован на выявление именно тех неосознаваемых тенденций и их всевозможных трансформаций. Исходя из этого, объектом проективного метода является глубоко конфликтная дезадатированная личность; поэтому такие понятия как влечение, конфликт, защита в их психоаналитическом понимании, составляют основу анализа и интерпретации практически любой методики.    Следовательно, проективный метод, используемый в системе психоанализа, будет обладать следующими отличительными чертами:

  1. Направленностью на диагностику причин дезадаптации - бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты);
  2. Трактовкой всего поведения, и проективного в частности, как проявления динамики бессознательных влечений;
  3. Предпосылка любого проективного исследования - неопределённость тестовых условий - будет интерпретироваться как снятие давления реальности, в отсутствие которого личность проявит не конвенциальные, а якобы внутренне присущие ей способы поведения.

   Обратимся теперь к концепции проективного метода в рамках холистической психологии. Ядро личности, по Франку, составляет субъективный мир желаний, мнений, идей и т. д. Взаимоотношение личности и её социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределённых ситуаций получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования. Проективный метод выступает, таким образом, как средство познания содержания и структуры «личного мира». На первый план выдвигается диагностика индивидуальных особенностей личности. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств - с этой точки зрения они вряд ли могут называться тестами. Кроме того, зачастую проективные методы не отвечают тем требованиям, что традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (имеется в виду их валидность и надежность). 
   Но, несмотря на их, совершенно очевидную непохожесть на остальные виды тестов, проективные методики, думается, все же могут быть к ним отнесены.

Обоснование и классификация проективных методик

   Число проективных методик велико и продолжает расти. В соответствии со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но и некоторые интеллектуальные аспекты поведения. К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций.

      Проективные методики, как правило, направлены изучение особенностей личности. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизированных методов, а именно:

Особенностями стимульного материала;

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределённость, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

Особенностями поставленной перед респондентом задачи;

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик можно назвать замаскированным тестированием, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

Особенностями обработки и интерпретации результатов.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

   Также проективные методики рассматриваются как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности.

   Эти методики, прежде всего, характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому ещё не разработаны адекватные методы проверки их надёжности и придания им валидности.

   В некоторых методиках разработаны параллельные формы, как пример решения проблемы надёжности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проетивных методик.

   Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными в результате использования других методов.

    Классификация проективных методов также является спорной и неоднозначной.

Информация о работе Проективные методики в работе психолога