Профилактика конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:23, доклад

Краткое описание

Среди участников конфликта различают:
- оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.

Содержание

Что такое конфликт.
Типы конфликтов.
Причины возникновения конфликтов.
Конфликт проходит в своем развитии несколько этапов.
Этапы разрешения конфликта.
Какова суть профилактики конфликтов?
Каковы основные направления деятельности по предупреждению конфликтов?
Как осуществляется профилактика конфликтов?

Вложенные файлы: 1 файл

профилактика конфликта.docx

— 23.33 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  РФ

Нижегородский государственный  технический университет им. Р.Е. Алексеева

Факультет Экономики Менеджмента  и Инноваций

Кафедра: «Менеджмент»

 

 

 

 

 

Доклад:

 

Профилактика конфликта

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 10-МЕНк

 Селина Анастасия Сергеевна

Проверил:  доцент Куликова Л.Г.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011 год

 

 

Содержание

  1. Что такое конфликт.
  2. Типы конфликтов.
  3. Причины возникновения конфликтов.
  4. Конфликт проходит в своем развитии несколько этапов.
  5. Этапы разрешения конфликта.
  6. Какова суть профилактики конфликтов?
  7. Каковы основные направления деятельности по предупреждению конфликтов?
  8. Как осуществляется профилактика конфликтов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое конфликт.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Среди участников конфликта  различают:

- оппонентов – это  стороны, которые выступают в  противостояние из-за притязаний  на объект конфликта;

- вовлеченные группы;

- заинтересованные группы.

Типы конфликтов.

  • Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный  тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
  • Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
  • Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

Причины возникновения  конфликтов.

1.     «Позиционный  дефицит». Невозможность одновременного  исполнения одной роли или  функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.

2.     «Дефицит  источников». Разные представления  о ценностях, в результате чего  несколько человек одновременно  не могут удовлетворить свои  притязания в полной мере.

3.     Формирование  агрессивных реакций человека.

4.      Ограниченность  в ресурсах; различия в уровне  образования, манерах поведения,  жизненном опыте.

5.     Низкий уровень  коммуникации.

6.     Низкая культура  поведения.

 

 

 

 

Конфликт проходит в своем развитии несколько этапов.

    1. Возникновение конфликта;
    2. Осознание данной ситуации сторон;
    3. Конфликтное поведение;
    4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Этапы разрешения конфликта.

  • создать атмосферу сотрудничества;
  • стремиться к ясности отношений и общения;
  • признать наличие конфликта;
  • договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
  • очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
  • добиться соглашения;
  • установить срок решения;
  • Воплотить план в жизнь;
  • Оценить принятое решение.

Какова суть профилактики конфликтов?

Профилактика конфликтов заключается в такой организации  жизнедеятельности субъектов социального  взаимодействия, которая исключает  или сводит к минимуму вероятность  возникновения конфликтов между  ними.

Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком  смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые  минимизировали бы вероятность возникновения  или деструктивного развития противоречий между ними.

Предупредить конфликты  гораздо легче, чем конструктивно  разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. При этом она требует меньших  затрат сил, средств и времени  и предупреждает даже те минимальные  деструктивные последствия, которые  имеет любой конструктивно разрешенный  конфликт.

 

 

 

 

 

Каковы основные направления деятельности по предупреждению конфликтов?

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, менеджеры, специалисты-психологи. Она  в себе заключает:

Создание объективных  условий, препятствующих возникновению  и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие: создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации; справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации; наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.).

Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования компаний — важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят  организационно-управленческие факторы, включая оптимизацию организационной  структуры компании, оптимизацию  функциональных взаимосвязей, отслеживание соответствия работников предъявляемым  к ним требованиям, принятие оптимальных  управленческих решений и грамотная  оценка результатов деятельности других работников.

 

Как осуществляется профилактика конфликтов?

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Существует пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых  может привести к конфликтам.

Одним из них является поддержание  в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологического статусу. Если партнер принимает  отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому  в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает  от нас. Если ожидаемое партнером  распределение ролей нас устраивает, то мы играем ту роль, которую от нас  ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно  скорректировать. Поскольку роль младшего, как правило, менее комфортна, то для предупреждения конфликтов человек  должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.

Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса  взаимозависимости в решениях и  действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к  свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас не может  обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какая  зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или  подсознательно фиксируем услуги, которые  оказали мы, и те, которые оказали  нам. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато  напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек  оказал сослуживцу личную услугу (подмена  другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания и пр.), а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, что приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.

Кроме баланса взаимных услуг  люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся  поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб  тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому  важным социально-психологическим  условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

Один из балансов, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и  действиях, услуг, ущерба, самооценки и  внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом  балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Большая советская энциклопедия. 1969-1978
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007
  3. Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. — 2007
  4. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М., 2008
  5. В. Светлов, В. Семёнов. Учебное пособие «Конфликтология». Питер, 2010

Информация о работе Профилактика конфликта