Профотбор. Презентация социокультурных услуг в прямом контакте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 11:26, реферат

Краткое описание

Психологическая пригодность к профессии, этапы профотбора. Требования, предъявляемые профессией к человеку. Критерии профпригодности в психологическом отборе. Особенности нынешних задач профориентации. Техника продаж по телефону. Презентация услуг группе клиентов.

Содержание

1. Диагностика профессиональной пригодности. Этапы профотбора…...…3
2. Профессиональная ориентация……………………………………………12
3. Техника презентации услуги по телефону………………………………..14
4. Техника презентации услуги группе клиентов…………………………...16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

психодиагностика.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное  Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(Национальный Исследовательский  Университет)

Филиал в г. Миассе

Факультет «Экономика, управление, право»

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

 

Контрольная работа

Вариант № 9

1. Профотбор

2. Презентация социокультурных  услуг в прямом контакте

по дисциплине «Психодиагностика»

 

 

 

Руководитель, доцент

          И.В. Пичугина

 2012 г.

 

 

Автор работы (проекта)

студент СЗМ – 338

        В.А. Мизёва

 2012 г.

 

 

Работа (проект) защищен

с оценкой (прописью, цифрой)

 

 2012 г.


 

 

 

Миасс 2012 
Содержание

1. Диагностика профессиональной  пригодности. Этапы профотбора…...…3

2. Профессиональная ориентация……………………………………………12

3. Техника презентации услуги по телефону………………………………..14

4. Техника презентации услуги  группе клиентов…………………………...16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..19

 

1. Диагностика профессиональной  пригодности. Этапы профотбора

Психологическая пригодность к  профессии – это свойство личности, о которой можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба этих критерия относительны, а порой и субъективны. Тем не менее, только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике профессиональной пригодности [4].

Поскольку профпригодность есть свойство личности, поскольку она, как и  другие личностные свойства, формируется  в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Очевидно, профпригодность формируется в  самом труде, однако вряд ли можно  отрицать необходимость изучения природных  предпосылок профпригодности, изучения всех её физиологических, психологических, социальных факторов, что и позволяет  в каждом случае намечать прогноз  и пути достижения оптимального результата.

Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится  сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни  человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается, в конечном счете, на всем обществе. Поэтому прогнозирование профпригодности  и путей ее формирования не утрачивает своего актуального значения в настоящее время [1].

Известны многочисленные факты, когда  человек, искренне желающий трудиться  в определенной области и получивший нужную подготовку, тем не менее, терпит провал, не добивается ни малейшего  успеха. Чем же это можно объяснить? Легче всего предположить, что  каждый человек имеет нечто вроде  профессионального предназначения. Не в том ли причина неудачи, что  человек пошел «не своей дорогой в жизни»?

Однако профессиональная предназначенность – идея непродуктивная и ненаучная. Профессии и их требования к психофизиологической организации человека чрезвычайно изменчивы, в то время как сама эта организация, в своей природной основе, с присущими ей индивидуальными вариантами и особенностями, осталось на протяжении всей человеческой истории – практически неизменной.

На базе одних и тех же природных  данных или задатков происходило  и происходит успешное овладение  самыми разнообразными видами деятельности. Люди не рождаются потенциальными врачами, менеджерами, юристами, не всегда от них  зависит, какие профессии им приходится выбирать.

Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться к очень многим профессиям и притом с полным удовлетворением. Но есть и  такие профессии, которыми человеку трудно овладеть, которые к психологической  организации личности предъявляют  повышенные требования (художник, водитель скоростного транспорта и др.).

Требования, предъявляемые профессией к человеку, – это требования объективные, на их основе можно разделить профессии на два типа.

Профессии первого типа предъявляют  такие требования, которым могут  удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.

Требования профессий второго  типа к человеку таковы, что с  ними может справиться каждый. Различие между двумя типами профессий  можно свести к единому признаку и назвать «обучаемостью». К одним  профессиям активно приспосабливается  любой человек, к другим – лишь некоторые индивиды [8].

Все люди отличаются один от другого  по своим личным качествам. И среди  этих качеств есть такие, которые  называют профессионально ценными. Но так же следует отметить то, что  любое качество в одном случае окажется профессионально ценным, а  в другом – будет противодействовать успешной работе. Так, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности «в одиночку», и в конце концов, меняет только что полученную специальность. Это – факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии, факт профессиональной непригодности. Вступив же на правильный путь, он «находит себя», работает не только с успехом, но и с удовлетворением.

В вопросах профпригодности нужно  разбираться конкретно, индивидуально  еще и потому, что на одной и  той же работе разные люди добиваются успеха за счёт разных сочетаний своих  свойств личных качеств. Идея стандартизации хороша для технических объектов, а для человека необходим принцип индивидуального подхода [6].

Таким образом, даже применительно  к одной работе нельзя говорить о  некотором едином и бесспорном перечне  профессионально ценных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате рождается неповторимый стиль, индивидуальный почерк в работе.

Значит ли сказанное выше, что  в области профессионально ценных качеств и профпригодности существует неодолимая неопределенность? При конкретном анализе профпригодности данного  человека и при соответствующем  воспитании, самовоспитании полезно  помнить, что профессионально ценные качества в каждом случае не рядом  расположены, а образуют нечто целое, систему. В этой системе важно  не упустить пять основных слагаемых:

- гражданские качества – идейный, моральный облик человека как члена коллектива, общества. Есть профессии, специальности, в отношении которых человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом;

- отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия такова, что требуется ответственная работа в одиночку, без частого внешнего контроля, за исполнителем (осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность (отношение к труду), начинает выступать в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден. Нет интереса к биологии, физиологии животных – не сможешь успешно работать оператором животноводческого комплекса;

- дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности. Например, такие качества, как широта ума, его глубина, гибкость, не повредят, по-видимому, ни в одной профессии. Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность также важны и желательны на многих трудовых постах. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья, физической выносливостью, силой;

- единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого круга их. Например, хорошо развитый звуковысотный и тембровый слух важен для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов;

- навыки, выучка, знания, опыт [9].

Изложенную выше структуру очень  легко запомнить, объединив начальные буквы главных слов: ГОДЕН

Г – гражданские качества;

О – отношение к труду;

Д – дееспособность общая;

Е – единичные, частные, специальные способности;

Н – навыки.

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой  профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. В то же время некоторые  необходимые слагаемые пригодности  к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно (такие, как  гражданские качества, соотношение  к труду и общая дееспособность) [2].

Полезно различать некоторые степени  профпригодности, хотя бы приблизительно. Выделим здесь четыре таких степени.

а) непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или  практически непреодолимой. О непригодности  можно говорить в тех случаи, когда  имеются отклонения в состоянии  здоровья, несовместимые, с точки  зрения врачей, с работой в той  или иной области. При этом дело обстоит  не обязательно так, что человек  не может работать, а так, что работа в данной профессии может усугублять, усиливать имеющиеся (пока, может  быть, небольшие) отклонения в состоянии здоровья;

б) годность (к той или иной профессии  или группе их). Эта степень профпригодности  характеризуется тем, что нет  противопоказаний в отношении той  или иной области труда, но нет, и  показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. При этом дело обстоит не так, что  неизвестно ничего о противопоказаниях, а так: известно, что их нет;

в) соответствие (данного человека данной области деятельности). Нет противопоказаний (известно, что их нет), и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, которые явно указывают на возможность выбора определенной профессии или группы профессий;

г) призвание (данного человека к  данной профессии, области деятельности) – это высший уровень профпригодности на данном этапе развития человека как труженика. Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди сверстников, находящихся в примерно равных условиях обучения и развития [3].

Профотбор – это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. Профотбор зависит во многом от предоставленного времени, отпускаемого на обучение и адаптацию к деятельности, от наличия претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требования к надёжности работы и т. д. В процессе отбора выделяют несколько взаимосвязанных этапов:

- психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических и психомоторных процессов, находящихся под наибольшей нагрузкой, а целостная картина их взаимосвязи и воплощения в профессиональной эффективности;

- выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность;

- психодиагностика – психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение данной профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях.

- психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств; вероятности адаптации к профессии; возможности появления экстремальных воздействий [7].

В основе принятия экспертного решения  в профотборе лежит оценка профпригодности. Профпригодность в отборе – это вероятная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой – либо профессиональной деятельностью. В профотборе профпригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности; поданным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо претендента; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

Среди медицинских критериев профпригодности  особое внимание обращается на ряд  противопоказаний, которые могут  предопределять снижение надежности в  работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.

К ним относятся противопоказания в отношении:

- психического здоровья;

- состояния нервной системы; 

- по основным анализаторным системам (слух, зрение);

- сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- по состоянию опорно-двигагельного аппарата и др.

 В определенных профессиях  могут предъявляться особые требования  к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению,  и многим другим медицинским показателям.

Информация о работе Профотбор. Презентация социокультурных услуг в прямом контакте