Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Исследование жизненных стратегий современной российской молодежи является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества.
Степень научной разработанности темы. Исследование жизненных стратегий молодежи, ее самоопределения и профессионального выбора находится на стыке многих наук: социологии, философии, экономики, психологии, педагогики и ювенологии. В этом смысле данная проблема относится к числу сложных и многомерных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования жизненных стратегий и планов молодежи………………………………………………….6
1.1 Теоретические подходы к определению понятий: «жизненные стратегии», «жизненный план»…………………………………………………..6
1.2 Признаки и типы жизненных стратегий…………….....................10
1.3 Жизненный план как механизм достижения жизненной стратегии…………………………………………………………...…………….13
Глава 2. Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)…………………………………………………………………………….15
2.1 Анкетный опрос как социологический метод исследования образов будущего в молодежной среде…………………………………………….……15
2.2 Особенности формирования жизненных планов современной молодежи…………………………………………..……………………………..18
2.3 Типологизация жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)……………………………………………………….19
Заключение…………………………………………...……………...….26
Список используемой литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.55 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы исследования жизненных стратегий и планов молодежи………………………………………………….6

    1. Теоретические подходы к определению понятий: «жизненные стратегии», «жизненный план»…………………………………………………..6
    2. Признаки и типы жизненных стратегий…………….....................10
    3. Жизненный план как механизм достижения жизненной стратегии…………………………………………………………...…………….13

Глава 2. Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)…………………………………………………………………………….15

2.1 Анкетный опрос как социологический метод исследования образов будущего в молодежной среде…………………………………………….……15

2.2 Особенности формирования жизненных планов современной молодежи…………………………………………..……………………………..18

2.3 Типологизация жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)……………………………………………………….19

Заключение…………………………………………...……………...….26

Список используемой литературы…………………………………..27

Приложение ……….……………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что формирования и реализации жизненных стратегий молодежи входит в число тех проблем, которые представляют научный интерес как для анализа этой социально-демографической группы, так и для понимания дальнейших перспектив развития всего общества. Отказ от стандартизированных моделей развития молодежи, ее интеграции в общество повлекли изменения в способах самоопределения и самореализации молодых людей в различных сферах жизнедеятельности. Снижение общественного влияния, расширение пространства для самостоятельного конструирования биографий в связи с появлением большего числа альтернатив развития, ставит молодежь перед необходимостью самостоятельного выбора жизненных ориентиров и путей их реализации. Это усиливает значение субъектного начала молодежи в планировании и организации своей жизни и актуализирует необходимость вырабатывать собственные жизненные стратегии.

 Исследование жизненных стратегий современной российской молодежи является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества.

 Степень научной разработанности темы. Исследование жизненных стратегий молодежи, ее самоопределения и профессионального выбора находится на стыке многих наук: социологии, философии, экономики, психологии, педагогики и ювенологии. В этом смысле данная проблема относится к числу сложных и многомерных.

Степень разработанности  темы. В ряде работ определяется сущность жизненной стратегии, ее основные характеристики, предложена типология понятия в целом (Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, К.А. Абульханова-Славская), обозначены факторы формирования и реализации (Г.А. Чередниченко, Н.Ф. Наумова). При этом с позиций устойчивой перспективы социального развития Т.Е. Резник и Ю.М. Резник рассматривают жизненную стратегию личности как выбор приоритетных направлений своего развития в зависимости от перспективного и долговременного ориентирования актора в будущей жизни. Н.Ф. Наумова и Н.М. Давыдова, акцентирующие внимание на неустойчивом характере развития вследствие социальных трансформаций, рассматривают жизненные стратегии как «стратегии адаптации» и «стратегии выживания». Г.А. Чередниченко выделяет в качестве элементов жизненных стратегий задачи и ресурсы как индикаторы, репрезентирующие жизненную цель и достижения индивида, а также уделяет внимание теоретическому и эмпирическому изучению профессиональной ориентации молодежи, выходу молодого поколения на рынок труда как составляющих жизненные стратегии молодежи.

Различные аспекты формирования жизненных  стратегий рассмотрены в работах  зарубежных исследователей. В них  выделяются ценности              (В. Франкл, А. Маслоу, Р. Мертон), жизненные задачи (Н. Кантор), личные стремления (Р. Эмонс), жизненный мир (Э. Гуссерль, Л. Бинсвангер,             П. Бергер, Т. Лукман, И. Вайс). Различные аспекты формирования и реализации жизненных стратегий исследуются и в отечественных работах                            Е.Г. Сорокиной, Л.С. Яковлева, Н.Л. Гепта и М.Д. Маринова.

Объектом исследования выступает современная российская молодежь.

 Предмет исследования: процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов современной российской молодежи.

Цель исследования: изучить жизненные стратегии и планы современной российской молодежи с помощью социологического метода исследования - анкетного опроса.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. рассмотреть подходы к определению понятий «жизненные планы» и «жизненные стратегии»;
  2. выявить и охарактеризовать основные признаки и типы жизненных стратегий;
  3. проанализировать  теоретические подходы к определению жизненных планов;
  4. рассмотреть анкетный опрос как социологический метод исследования образов будущего в молодежной среде;
  5. выявить особенности формирования жизненных планов современной молодежи;
  6. проанализировать типологизацию жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ).

Гипотезой исследования является  предположение о том, что наиболее эффективным методом изучения жизненных стратегий и планов молодежи является анкетный опрос, позволяющий выявить особенности и динамику соотношения представлений молодых людей о краткосрочных и долгосрочных жизненных стратегий и планов с учетом фактора места жительства, возраста и с учетом половой принадлежности респондентов.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем курсовой работы составляет 30 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПЛАНОВ МОЛОДЕЖИ

 

    1. Теоретические подходы к определению понятий: « жизненные стратегии», «жизненный план»

Жизненные стратегии являются комплексным  феноменом и связаны с категориями, характеризующими жизнь молодежи в  целом. По всей вероятности, этим и можно  объяснить то внимание, которое уделяется  современной социально-гуманитарной наукой таким понятиям, как «жизненные стратегии», или, достаточно часто используемыми, близкими по своему месту в системе  жизнеобеспечения личности, «жизненный план», «жизненный путь», «жизненный сценарий», «жизненная установка», «жизненные ориентации»  и ряд других. Каждое из них в  определенной мере претендует на характеристику некоторой «фундаментальной линии  жизненного поведения личности» [2].

В рамках исследований С. Н. Иконниковой  под жизненными стратегиями понимают жизненные планы молодежи на близкую  и дальнюю перспективу развития личности, а также средства их реализации [6]. Жизненные стратегии включают в себя:

  • социальные ориентации (направленность на достижение желаемого социального поведения);
  • культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов);
  • личные ориентации (индивидуально-личностные жизненные ситуации).

Совершенно очевидно, что в исследовании проявляет себя тенденция изучения понятия «стратегии жизни» в сочетании  с понятием «молодежь». Перенос исследовательского интереса на жизненные стратегии  молодежи, в первую очередь, связывают  с возрастающим многообразием каналов, соответственно и способов вхождения  молодежи во взрослое общество; растущим разнообразием форм, как общего, так и профессионального образования; развитием специфического молодежного рынка труда и способов первичного трудоустройства молодежи; многообразием стилей жизни и форм семейно-брачных отношений [12].

В отечественной социологии, как  правило, выделяют несколько отчетливо  оформившихся по предметности исследовательского интереса периодов исследования жизненных стратегий молодежи, при общей динамике их направленности «от изучения жизненных планов и программ к стратегиям» [8].

Во-первых, это период, связанный  с исследованием процесса формирования жизненных планов и возможностей их реализации (60-е-70-е годы прошлого столетия). Он совпадает со становлением в рамках социально-гуманитарного  знания такой отрасли, как юнология. Соответственно, жизненные планы  трактовались как нечто производное  от нормативных требований общества, и речь шла о возможностях их корректировки  в соответствии с потребностями  развития советского общества.

Во-вторых, это период осознания  неоднородности молодежи как социально-демографической  и социально-психологической группы и признания факта неравенства  жизненных шансов для отдельных  ее групп (проблемы выравнивания различий по типу «город - село» и т.д.). Особенно остро эта проблематика оформилась как исследовательское направление  в конце 70-х и 80-ые годы, когда центр  изучения сместился к проблеме воспроизводства  социальной структуры и изучения социальных различий межпоколенного характера. На смену жизненным планам как  предмета исследовательских практик  пришли понятия «жизненные ориентации», «жизненная перспектива», которые стали  анализироваться с позиций различий социального потенциала разных категорий  молодежи.

Современный этап (с начала 90-х годов) тесно связан с представлениями  о неоднородности молодежи и наличием различных субкультур, способных к самовоспризводству. В исследовательской практике все большее место занимает понятие индивидуальных траекторий интеграции молодежи в транзитивное, а, следовательно, нестабильное общество, в котором весьма ослаблены социетальные скрепы в виде институциональных норм и регуляторов. Происходит замещение устоявшейся модели советской моностилистической культуры ее полистилистической противоположностью [7].

В этих условиях резко возрастает значимость проблематики, связанной  с изучением состояния и тенденций  становления в сознании долговременных ориентиров, определяющих относительную  стабильность жизненного поведения  личности, то есть жизненных стратегий. В связи с этим возрастает потребность  в теоретической рефлексии имеющихся  подходов к самому определению понятия  «жизненные стратегии» и, затем, к специфике  процесса формирования жизненных стратегий  в молодежном сознании.

В социологическом дискурсе значительное внимание уделяется определению основного источника, рождающего потребность в жизненном самоопределении и соответствующей выработке жизненных стратегий. Здесь следует отметить как минимум два подхода: во-первых, выход на понятие «стратегия жизни» через социально-психологическую зрелость личности, и, во-вторых, посредством выделения особой роли притязаний (либо ожиданий) при оформлении перспективного жизненного выбора. Причем, в работах, рассматривающих специфику формирования жизненных стратегий учащейся и студенческой молодежи, на место «притязаний» чаще выходит такое понятие, как ожидания [1].

К примеру, анализируя соотношение  декларируемого равенства прав в  системе образования и реальной социальной дифференциации, российский социолог Д. Л. Константиновский говорит  о том, что «...массовость образования  и популярность мирократической  его модели...» вызывает, с одной стороны, интерес и потребность в образовании, но с другой - рождает «у молодежи необоснованно завышенные социальные ожидания» [11].

С этой точки зрения интерес представляет определение жизненной стратегии  как динамической системы перспективного и долговременного ориентирования фактора в будущей жизни, с  целью ее преобразования в определенном социокультурном пространстве [10]. Жизненные стратегии ориентируют и направляют поведение личности в течение длительного времени, и представляют собой идеализированное отражение будущего жизненного пути, обобщенное выражение не только направленности ориентации, но и способов, путей реализации ожиданий социального положения.

Другая группа проблем исследовательского характера связана с определением направленности жизненных стратегий  молодежи в процессе их формирования. Здесь весьма перспективным подходом в проектировании исследовательской  модели, является концептуализация процесса становления жизненных стратегий  известным исследователем молодежной проблематики Ю. А. Зубок. Отмечая, что  формирование жизненных стратегий  современной молодежи России происходит в условиях риска, когда характерное  чувство незащищенности и опасности  становится постоянным, Ю.А. Зубок считает, что в условиях нестабильности социальной системы наблюдается возросшая  неопределенность и в поведении  личности при построении жизненной  стратегии. С этой точки зрения наиболее предпочтительным и обладающим наиболее полным объяснительным потенциалом  выступает такой индикатор, как  активность молодежи, которая, несмотря на диффузный расплывчатый характер, все-таки дает возможность исследователю  определять жизненные стратегии  в ориентированности не столько  на проективные, сколько на неопределенные ситуации [4].

Информация о работе Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ