Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:47, контрольная работа
Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.
Самообразовательная деятельность — исключительно нужная плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над своим самообразованием. И это обязанность всех без исключения людей.
ВВЕДЕНИЕ
Человек должен постоянно и непрерывно развиваться повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это самообразование.
Самообразование
— целеустремленная работа
Самообразовательная
деятельность — исключительно
нужная плодотворная форма
Самообразованием занимаются
Личность, обладающая высокой культурой,
исходит из того, что от нее
требуются всесторонние знания
о своей жизни и деятельности,
основательная практическая
Конечной целью
Для
обеспечения
Главный инструмент духовного развития человека - чтение. Общение с книгой - это заочное общение с мудрейшими людьми мира.
В наш век возрастающего
Генри Форд говорил, что если захочет погубить конкурентов, то даст им побольше узких специалистов. И этот парадокс объясним. Ведь технарь — это узкий специалист сферы создания и обслуживания техники — значит, не способен творчески мыслить, человек, лишенный широкого взгляда, соприкасающего идеи общекультурного кругозора, расширяющего восприятие, лишенный методологической гибкости и зрелости, позволяющих одолевать неизбежные тупики мысли.
Под названием
«технарь» подразумеваются не работники
технических профессий, а исполнители
в любой деятельности, замкнутые
в чисто технологических
Технарь — это выросший закоренелый школяр, оснащенный профессионализмом. Он обречен на исполнительство. В конце концов, как бы он ни старался, ему не выйти из роли винтика в технологическом процессе. Технарь — раб технологии, именно поэтому он принадлежит не Культуре, а производству, профессии в узком смысле слова.
Потребность в широко образованных людях вызревала исподволь.
Развитие специализированных типов сознания без ответа на основные жизненные, бытийные вопросы, тонкая прагматика жизни без ее философии на определенных этапах начинает тормозить общественное развитие в целом даже искажать его.
Общие, бытийные категории: я и мир, человек и время, я и ближние, человечество и мир, молодость и старость, детство и старость, детство и зрелость, долг и право, культура и личность — без осмысления их нет ни подлинной культуры, ни живой личности.
Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения и уточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости.
Понимание и оценка Культуры — составляющая любого творчества; огромная часть творчества — непрерывное пополнение и обновление своего информационного багажа; это движение в Культуре и вместе с Культурой. Творчество подразумевает в своем составе самообразование творца, его постоянные познавательные усилия; работоспособность творца и есть его пребывание в гибкой познавательной форме; без самообразования нет и собственно творчества .Самообразование универсально — оно есть часть любой работы; уча людей самообразованию, мы приближаем их к творчеству.
Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования. Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.
В каждой профессиональной
среде установились и бытуют свои
представления об оптимальном времени,
в которое человек может
Старость, пожилые годы — эпоха, по определению, просветительская. Старость — один из пиков самообразования. И этот парадокс по-своему объясним. Утеряв многие деловые и прагматические связи с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной, внутренней связи с ним. Как и все живое, он сохраняет в себе потребность обновляться. Теперь и того и другого он может достичь, только набирая новые знания.
Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями — вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов.
Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию.
Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис. Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу. Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей. Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии.
Прежде всего разумно посмотреть на катарсис с более общих позиций и увидеть в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.
Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности. В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя-наличного, данного уровня своего «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.
Катарсис — точка, в которую сходятся многие линии движения интеллекта и чувственных потрясений, помноженных на социокультурные импульсы, точка преображения духа, бескорыстного возвышения души, обретаемого в Культуре и через взаимодействие с Культурой.
Это — одна из открытых строительных площадок личности, то состояние мировой разомкнутости, в котором человек может совершить головоломный рывок внутреннего роста.
И один из спасительных
даров катарсиса — его
Элементы катарсиса
— духовного очищения — содержатся
в любой созидательной
В слово «самообразование»
мы вкладываем два разных смысла. Во-первых,
самообразование как
Самообразование в своем первом, более узком смысле, становится частью и основанием самообразования в широком, психологическом и культурологическом смысле.
Самообразование
— деятельность постижения Культуры,
приобщения к ней. В диалоге с
Культурой человек
Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания.
Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.
Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
В современной
культурной ситуации самообразование
может предопределять социокультурную
независимость и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самообразовательная
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ