Приемы использования информационных технологий в процессе самообразования подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении возможностей использования информационных технологий в процессе самообразования подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Раскрыть понятие личность
2. Рассмотреть характеристику информационных технологий и программ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Значение информационных технологий для развития личности подростка……………………………………………………………………….. 4
1. Определение понятия личности
2. Характеристика информационных технологий
3.Развивающие компьютерные игры, их характеристика и возможности
4.Электронные образовательные ресурсы
Глава 2. Дистанционное обучение как одна из форм самообразования под-ростков…………………………………………………………………………… 18
1. История развития дистанционного обучения
2. Moodle
Заключение …………………………………………………………………… 45
Список литературы…………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Значение информационных технологий для развития личности подростка……………………………………………………………………….. 4

  1. Определение понятия личности
  2. Характеристика информационных технологий

 3.Развивающие компьютерные игры, их характеристика и возможности

4.Электронные образовательные  ресурсы

Глава 2. Дистанционное обучение как одна из форм самообразования подростков…………………………………………………………………………… 18

  1. История развития дистанционного обучения

2. Moodle

Заключение …………………………………………………………………… 45

Список литературы…………………………………………………………... 47

Приложение…………………………………………………………………..  49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самообразование – неотъемлемая часть процесса становления личности.

В современном мире этот процесс  тесно связан с технологиями компьютеров и Интернета. Именно они формируют мировоззрение современного подрастающего поколения, непосредственно влияя на него.

Во многих странах мира уже происходит «глобальная компьютеризация». В  школах, университетах и других учебных  заведениях устанавливаются компьютеры, происходит внедрение информационных технологий. Таким образом, тема курсовой работы “Приемы использования информационных технологий в процессе самообразования подростков” имеет актуальное значение.

Объектом изучения является процесс самообразования подростков.

Предмет изучения – приемы использования информационных технологий в процессе самообразования подростков.

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении возможностей использования информационных технологий в процессе самообразования подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. Раскрыть понятие личность
  2. Рассмотреть характеристику  информационных технологий и программ.
  3. Изучить характеристику и возможности развивающих компьютерных игр.
  4. Изучить электронные образовательные ресурсы
  5. Рассмотреть особенности дистанционного обучения.
  6. Рассмотреть возможности программы Moodle для дистанционного обучения.

Практическая значимость. Данную работу могут использовать преподаватели школ, так как в ней проанализированы основные факторы, влияющие на самообразование подростков в современном мире.

 

 

Глава 1 . Значение информационных технологий для развития личности подростка

 

1.1.Определение  понятия личность

 

 

        Существуют разные подходы к определению понятия «личность».

Рассмотрим некоторые  понятия «Личности» :

  • Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. 
  • Личность- человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок. 
  • Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
  • Личность - совокупность ценностей индивида, приобретенных в результате его становления в обществе.
  • Личность - это индивидум каждого человека. "Личностью не рождаются, личностью становятся".
  • Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.

    Во-первых, крайне  трудно, практически невозможно  представить себе человека как  личность, то есть как человеческого  индивида, обладающего ясно выраженным  социально-нравственным обликом,  своим общественным «лицом», без  потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без, по-своему, активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания - нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития[8].

    Во-вторых, личностью в полном смысле слова является человек, который не вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия[2].

    Наконец, еще  один признак личности состоит  в непременном обладании способностью  и полем для творческого самоутверждения  в той или иной сфере общественно  полезной деятельности, ибо человек  является личностью не только  «в себе», субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, «для других». Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности.

    Развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим[9].

    Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является

духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

    Развитие каждого  своего представителя человечество  обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

    Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира[4].

    Новорожденному  родители передают опыт вертикального  хождения, речевого общения, младшему школьнику - опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам - опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно - формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

    Под воспитанием  мы понимаем три вещи:

    Во - первых: умственное воспитание.

    Во - вторых: физическое воспитание.

    В - третьих: техническое обучение. 

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через  искусство, посредством религии, в  системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование[4].

   Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность[3].

    Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека[1].

    Но ведь  сам человек активен уже с  рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не  решающая. Дело в том, что человек  рождается со способностью к  развитию. Он не сосуд, куда  «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

    Основными  факторами человека являются  самовоспитание, самообразование, самообучение.

    Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

    Воспитание, если  оно не насилие, без самовоспитания  не возможно. Их следует рассматривать  как две стороны одного и  того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

    Осуществляя  самовоспитание, человек может самообразовываться.

    Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

    Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

    Самообучение - является аналогом учению.

    Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

    Здесь огромную  роль играет внутренний душевный  мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только  у учителя, но и других людей,  друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни». Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте[2].

    Общественное  воспитание, которое укрепляет и  развивает в человеке народность, развивая в то же время его  ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

    Если человек  черпает все свои знания, ощущения  и  пр. из чувственного мира  и опыта, получаемого от этого  мира, но надо, стало быть, так  устроить окружающий мир, чтобы  человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

    Педагог  К.Д. Ушинский был глубоко убежден,  что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития[2].

 

2.1 Информационные технологии и программы

Информация о работе Приемы использования информационных технологий в процессе самообразования подростков