Содержание
1.Понятие психического состояния……………………………….3
2.Классификация психических
состояний……………………....10
3.Какой из факторов способствует
в наибольшей степени
повышению самооценки человека…………..……………………21
4.Список литературы………………………………………………22
1.Понятие психического
состояния.
Психические состояния – это
определенный уровень работоспособности
и качества функционирования психики
человека, характерный для него в каждый
момент времени.
Состояние – абстрактный
термин, обозначающий множество стабильных
значений переменных параметров объекта
в некоторый момент времени. Процесс
может быть представлен как последовательность
переходов объекта из состояния
в состояние. Таким образом, процесс
описывает динамику объекта, а состояние
фиксирует некоторую фазу процесса,
в течение которой ряд существенных
параметров объекта остаются неизменными.
Приведем примеры состояний
в различных сферах:
- положения тела человека: лежит, сидит, стоит, ходьба, бег;
- ментальное состояние: сон, бодрствование;
- агрегатное состояние физического вещества: твёрдое тело (кристаллическое, стеклообразное, жёсткое, гибкое), жидкость (вязкая, жидкая), газ, плазма.
Термин «состояние» широко
используется в сочетании с конкретными
психическими явлениями и характеризует
какое-либо явление в данное время
в таких-то условиях. Как правило,
для оценки состояния психического
явления используется несколько
показателей этого явления. Таким
образом, в отношении конкретного
психического качества термин «состояние»
используется как интегральный показатель,
характеристика проявления этого качества.
Термин «состояние психики»
используется для характеристики (т.е.
выделения наиболее выраженных) проявлений
психической сферы человека: состояние
возбуждения и торможения; различные градации
состояния бодрствования; состояние ясности
или помрачения сознания; состояния подъема
или упадка духа, утомления, апатии, сосредоточенности,
удовольствия неудовольствия, раздражительности,
страха и т.д.
Яркие примеры психических
состояний можно привести из области
эмоциональной жизни. Настроения, эмоции,
аффекты, стремления и страсти часто
называют эмоциональными состояниями,
своеобразно окрашивающими на определенное
время всю психику человека. К
эмоциональным состояниям относятся
радость, печаль, меланхолия, тревога,
страх, ужас, злость, гнев, ярость, раздражение,
веселье, грусть, счастье, эйфория, экстаз,
наслаждение и др.
Язык зафиксировал и ряд
других психических состояний. К
ним, например, относятся состояния
любопытства, заинтересованности, сосредоточенности,
рассеянности, озадаченности, сомнения,
задумчивости и др. Состояния эти
относятся ближе всего к познавательной
деятельности человека, их часто называют
интеллектуальными состояниями.
К духовным состояниям принято
относить вдохновение, душевный подъем,
депрессию, прострацию, скуку, апатию и
др.
К коммуникативным состояниям
относят панику, конфликт, сплоченность,
публичность, одиночество, закрытость,
враждебность изоляцию и др.
Социально-эмоциональные
состояния: чувство стыда, вины, обиды,
совести, долга, патриотизма, ревности,
зависти, любви, симпатии, антипатии
и др.
Тонические состояния (повышенный
или пониженный тонус): бодрствование,
сон, сонливость, пресыщение, утомление,
отвращение, переутомление и др.
Если взять волевую
сферу, то имеются состояния решительности
и нерешительности, активности и
пассивности, «борьбы мотивов». Состояние
психической сферы – это не просто характеристика:
от того, в каком состоянии находится человек,
зависит реакция на тот или иной стимул,
его поведение.
Позиции специалистов по проблеме
психических состояний и соответствующие
им определения можно свести к
одному из трех направлений. В рамках первого
направления психическое состояние рассматривается
как совокупность показателей психической
сферы человека, характеризующих личность
в данный момент времени. Так, Н.Д. Левитов
определяет психическое состояние следующим
образом: «Это целостная характеристика
психической деятельности за определенный
период времени, показывающая своеобразие
протекания психических процессов в зависимости
от отражаемых предметов и явлений деятельности,
предшествующего состояния и психических
свойств личности». Обосновывая такое
толкование психического состояния, им
затрагивается вопрос о термине «состояние»,
выделяется четыре значения этого термина:
1) временное положение, в котором кто-нибудь,
что-нибудь находится; 2) звание; 3) наличие
чего-либо (например, имущественный ценз);
4) готовность к действию. И как отмечает
автор: «Несомненно, только первое значение
адекватно психическому состоянию». Таким
образом, психическое состояние – временная
(на каком то отрезке времени) характеристика
психической деятельности (функционирования
психики). В рамках этого направления существуют
и другие определения психического состояния,
но главное в них одно: состояние раскрывается
как некоторая интегральная характеристика
психики в конкретный (актуальный) момент
времени. Нужно отметить, что такое толкование
психического состояния – самое распространенное
в психологической литературе. Такие описательные
определения не проясняют вопроса о механизмах
протекания состояния.
В рамках второго направления
психическое состояние рассматривается
как фон, на котором разворачивается
психическая деятельность, уровень
и направленность психической активности
личности. Явление психического состояния
выводится из понятия тонуса –
«уровня активности пассивности
нервно психической деятельности».
Психическим эквивалентом тонуса рассматривается
психическое состояние как общий
фон всей психической деятельности.
Такой подход связан с представлениями
о функционировании мозга, интегральным
проявлением которого является уровень
активации центральной нервной
системы. Это объективная составляющая
психического состояния. Вторая составляющая
– это отношение субъекта (субъективная
оценка значимости ситуации или предмета,
на который направлено сознание человека),
выражающееся в переживаниях человека,
связанных с предметами или особенностями
деятельности. В многочисленных прикладных
исследованиях показана тесная функциональная
связь между субъективной значимостью
ситуации, уровнем активации, скоростью,
точностью и стабильностью протекания
психических процессов и выраженностью
проявления психических свойств. Установлено,
что содержательная сторона ситуации
избирательно влияет как на психические
процессы, так и на психические
свойства. При таком подходе психическое
состояние обеспечивает структурную
и функциональную организацию тех
компонентов психики, которые в
данный момент развития ситуации выполняют
функцию активного взаимодействия
человека с внешней средой. подобной
трактовки психического состояния
придерживались С.Л. Рубинштейн, В.Д. Небылицын,
Т.А. Немчин и др. Между Н.Д. Левитовым
и В.Н. Мясищевым разгорелась дискуссия:
психическое состояние – это только характеристика
протекания психических процессов или
функциональный уровень, который предопределяет
особенности протекания психических процессов?
Следует признать, несмотря на разногласия
в толковании психического состояния
между учеными, именно они первыми в отечественной
психологии сформулировали и заложили
теоретический фундамент проблемы психических
состояний.
В рамках третьего направления
психическое состояние рассматривается
как системная реакция психики
человека на изменения условий. Используя
положения теории функциональных систем,
наиболее полно и последовательно
этот подход представлен Е.П. Ильиным.
В основе жизнедеятельности живого
организма лежат механизмы приспособления,
целенаправленности и самосохранения.
Если психическое состояние –
неотъемлемая составляющая жизнедеятельности
человека, то в его определении
должны быть отражены закономерности
реализации этих механизмов. В самом
широком смысле под состоянием человека
понимается «реакция функциональных систем
на внешние и внутренние воздействия,
направленная на получение полезного
результата». Под реакцией имеется
в виду любой ответ возбудимых
систем на внешние и внутренние стимулы.
Полезный же результат выражается в
совокупности двух целей: биологической
– сохранение целостности организма
и обеспечение жизнедеятельности
в данных условиях; социальной –
достижение цели деятельности. Прежде
всего речь идет о биологической
целесообразности возникновения того
или иного состояния, но в конкретных
ситуациях человек может произвольно
направить реакцию функциональной
системы в направлении, нужном для
достижения результата деятельности,
подчас даже в ущерб здоровью. Специально
подчеркивается, что состояние как
реакция – это причинно обусловленное
явление, реакция не отдельных систем
или органа, а личности в целом,
с включением в реагирование как
физиологических, так и психических
уровней управления и регулирования.
Е.П. Ильиным дается следующее определение
психического состояния: «это целостная
реакция личности на внешние и
внутренние стимулы, направленная на достижение
полезного результата». При этом
выделяются психологическая сторона
состояния – переживания и
чувства, и физиологическая – изменение
физиологических функций. Изменение же
физиологических функций полностью зависит
от уровня активации в данный момент и
проявляется в степени мобилизации функциональных
возможностей. Таким образом, можно заключить,
что психическое состояние как результат
целостной приспособительной реакции
личности в ответ на изменения внешних
и внутренних условий, направленной на
достижение полезного результата, проявляется
в переживаниях и степени мобилизации
функциональных возможностей. В таком
понимании психического состояния раскрывается
содержательная сторона этого явления,
дающая представление о принципах его
детерминации.
В психологии выделяются четыре
уровня организации функционирования
соматики и психики человека: биохимический;
физиологический; психический; социально
психологический. Каждый предыдущий уровень
является структурным основанием для
следующего. Определены функции каждого
уровня регуляции: биохимического –
энергетическое обеспечение жизнедеятельности
(процессы гомеостаза); физиологического
– поддержание постоянства внутренней
среды (уровневая константность
физиологических процессов); психического
– регуляция поведения (процессы
психического отражения); социально
психологического – управление деятельностью
(процессы социальной адаптации). Уровень
психической регуляции, выполняя функцию
субъективного отражения, объединяет
все уровни функционирования в единое
целое, являясь своего рода системообразующим
фактором. Приспособление к изменяющимся
внешним или внутренним условиям
начинается с процессов отражения
и запускает биохимический уровень
регуляции, который является пусковым
для уровня физиологической регуляции,
обеспечивающий функционирование нейрофизиологии
психических процессов. Это –
внутреннее кольцо регуляции. Уровень
психической регуляции также
запускает уровень социально
психологического управления – это уже
внешнее кольцо приспособления к условиям.
Изменение внутренних условий
происходит под влиянием внешних
условий, текущих функциональных возможностей
и совокупности психологических
особенностей человека. Внешние условия
по принципу детерминизма преломляются
через индивидные и личностные особенности,
обусловливая индивидуальность ориентировочно
гностического процесса (анализ ситуации),
который заканчивается оценкой
трудности ситуации. Под оценкой
трудности ситуации понимается субъективная
оценка вероятности достижения цели,
проще говоря «уверенности неуверенности»
в достижении цели. Оценка трудности
в соответствии с актуализацией
конкретного мотива в данной ситуации
запускает механизмы приспособления
к ситуации и изменяющимся условиям
(так при константности ситуации
со временем изменяются текущие функциональные
возможности). Результатом такой
приспособительной реакции личности
оказываются критерии удовлетворительного
достижения цели, определенный уровень
активации и переживания. Следствием
такой приспособительной реакции
оказываются конкретные характеристики
протекания психических процессов
и выраженность проявления психических
свойств личности.
Встает вопрос, какой же
из приведенных подходов понимания
психического состояния соответствует
сути явления? И следует ответить
– все три. Психическое состояние
как приспособительная реакция
заключается в изменении уровня
активности нервной системы и
переживаниях, а это есть фон, который
предопределяет особенности протекания
психических процессов и выраженность
проявления психических свойств. Результат
же такой приспособительной реакции
есть характеристика психической сферы
человека в данных условиях в конкретное
время.
Термин «состояние» в
научном обиходе имеет два
значения – характеристика и неотъемлемое
свойство явления. Применительно к
предмету психологической науки
следует также выделять два значения
термина «состояние» применительно
к человеку. Первое. Состояние как характеристика
– это состояние объекта исследования
– внимания, психомоторики, сознания и
т.д., в том числе и психики в целом – состояние
психики. Состояние психики – ситуативная
интегральная, комплексная, целостная
и т.п. характеристика психической сферы
человека. И такой термин широко используется
в психиатрии. В рамках второго значения
психическое состояние как неотъемлемое,
атрибутивное свойство психики человека
есть форма существования психики, функционально
связывающая две остальные категории
психических явлений – психические процессы
и психические свойства. Особенности функционирования
психики в конкретный момент времени есть
следствие психического состояния. Конкретные
проявления психической сферы человека
есть характеристики его психического
состояния. Именно в психическом состоянии
проявляется диалектика изменчивости
и устойчивости, объективности и субъективности,
непроизвольности и произвольности, прошлого
и будущего.
Таким образом, психическое
состояние (состояние субъекта) детерминирует
количественные и качественные характеристики
психических процессов, выраженность
проявления психических свойств, субъективных
проявлений состояния – чувств,
переживаний, настроения. Интегральной
же характеристикой психической
сферы человека в конкретный момент
времени является состояние психики
(состояние объекта). То есть состояние
как категория – причина конкретного
функционирования психической сферы,
а состояние как характеристика
– следствие функционирования психики
человека.
2. Классификация
психических состояний
Научное изучение любого явления
начинается с описания его конкретных
проявлений и обобщения таких
данных, т.е. классификации. Необходимость
классифицировать изучаемое явление
это своего рода упорядочивание разнообразных
фактов проявления изучаемого явления,
на основе которого становится возможным
выделение общих положений его
существования – структуры, функций,
компонентного состава. Только на основании
выделения общих положений можно
решать проблему принципов и механизмов
протекания психических состояний.
Представление же о механизме
существования явления обеспечивает
методическую базу для его экспериментального
исследования. Последовательно рассмотрим
вопросы классификации, структуры
и функций психического состояния.