Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:23, курсовая работа
Цель: разобраться в целесообразности или нецелесообразности использования психоделических средств в психиатрии и психоанализе.
История употребления людьми растений, грибов, и животных, известных своим психоделическим воздействием, гораздо древнее письменной истории, и, скорее всего, предшествует появлению рода человеческого, как он известен сейчас. Например, Рональд Зиген и Теренс МакКенна выдвигают гипотезу, что наши обезьяноподобные предки подражали другим животным, поедая пищу, вызывавшую странное поведение.
1.История галлюциногенов
2.Вкратце об ЛСД.
3.Воздействие ЛСД на психику
4.ЛСД в науке и в медицине.
5.Опасность.
6.Влияние на культуру.
1.История галлюциногенов
2.Вкратце об ЛСД.
3.Воздействие ЛСД на психику
4.ЛСД в науке и в медицине.
5.Опасность.
6.Влияние на
культуру.
Цель: разобраться в целесообразности или нецелесообразности использования психоделических средств в психиатрии и психоанализе.
История употребления
людьми растений, грибов, и животных,
известных своим
До конца 1800-ых
годов интерес в Европе к психоделическим
растениям и веществам был незначителен,
а доступ к ним был ограничен. Некоторые
авторы описывали свой "психоделический"
опыт, полученный от употребления опиума
или гашиша, но для того, чтобы ощутить
психоделическое воздействие этих веществ,
их надо было принять в очень большом количестве,
что было трудно и опасно. Эта ситуация
начала меняться с обнаружением мескалина
в пейоте, кактусе, произрастающем в Новом
Свете.
Немецкие химики получили мескалин из
пейота в 1890-ых. Наиболее литературно одаренные
из исследовавших его ученых приветствовали
это вещество за его способность открывать
врата "искусственного рая". Однако,
медицинский и психиатрический интерес,
проявленный к мескалину, был на удивление
ограничен, и к концу 1930-ых исследователи
опубликовали лишь небольшое количество
работ. Возможно, с отсутствием интереса
к мескалину связано неприятное чувство
тошноты и рвота.
Еще одной причиной отсутствия энтузиазма
по поводу мескалина, могло стать отсутствие
научного или медицинского контекста
для его исследования. Доминирующей тенденцией
в психиатрии той эпохи был фрейдистский
психоанализ. Это не способствовало изучению
мескалина, способствовавшего духовному
поиску американских индейцев. Потом было
революционное пришествие ЛСД.
В 1938 году швейцарский химик Альберт Хофман
работал со спорыньей, грибком, встречающимся
на ржи, в отделе природных продуктов Лабораторий
Сандоз, даже в то время являвшихся ведущей
фармацевтической компанией. Он надеялся
обнаружить вещество, которое сможет останавливать
маточное кровотечение после родов. Одним
из препаратов на основе спорыньи стал
ЛСД-25, или диэтиламид лизергиновой кислоты.
Он не оказывал практически никакого воздействия
на матку лабораторных животных, поэтому
Хофман отложил его.
“ЛСД явился
на свет в рамках систематической
программы исследований, а «случайность»
произошла значительно позже: когда
ЛСД было уже пять лет, мне довелось
испытать его непредвиденное действие
на себе самом, вернее на своём собственном
разуме.” А.Хофман
ЛСД (ЛСД-25, LSD) — диэтиламид d-лизергиновой кислоты. Юридически классифицируется как наркотик. Как и большинство подобных психотропных веществ, ЛСД не вызывает физической зависимости. Риск возникновения психологической зависимости достаточно низок.
ЛСД может считаться самым известным психоделиком, использовавшимся или используемым в качестве рекреационного наркотика, энтеогена, а также в качестве инструмента в различных трансцендентальных практиках, таких как медитация, психонавтика или запрещённой законом (но легальной в прошлом) психоделической психотерапии.
LSD-25 впервые получил в 1938 швейцарский химик Альберт Хофманн, но психотропные свойства этого соединения были обнаружены случайно (см. День Велосипеда), в 1943. Некоторое время предполагалось, что изучение нового препарата позволит понять природу шизофрении, хотя многие учёные не верили в то, что психоделический и шизофренический психоз — идентичны. Несмотря на некоторые общие черты, гипотеза о единой природе шизофрении и действии ЛСД была опровергнута. Но в начале 1950-х все значительные психиатрические учреждения мира проводили эксперименты на людях и животных. А швейцарская компания Sandoz даже выпустила лекарственный препарат Делизид, действующим веществом которого был LSD-25.
В 1960-е активно велись исследования ЛСД. Преданными огласке оказались эксперименты, проведённых ЦРУ (США) в рамках программы «МК Ультра». Воздействие ЛСД также исследовалось рядом учёных в университетах США и других стран. Наибольшую известность, вероятно, получили исследования Станислава Грофа и Тимоти Лири. Последний вёл активную пропаганду данного психотропного вещества, так как считал, что полезный эффект от него превышает возможные побочные. Кроме того, он давал ЛСД некоторым студентам, не предупреждая их о его наименовании, как часто практиковалось в тот период при исследовании психоделиков. Впоследствии Тимоти Лири активно преследовался властями, в том числе и из-за своей агрессивной позиции о пользе «расширения сознания» для человека.
После своего открытия
ЛСД предполагался к
По Америке
прокатилась волна увлечения
психотропными веществами и ЛСД,
широко известной стала фраза
доктора Лири, превратившаяся в девиз
сторонников употребления психоактивных
веществ: «Turn on, tune in, drop out» («Просыпайся, настраивайся,
исчезай»). Вероятной причиной запрета
ЛСД некоторые исследователи считают
испуг консервативно настроенного общества
и правительства перед возникшими в молодёжной
среде тенденциями к масштабным социальным
переменам. Социальные и политические
реалии того времени, возможно, послужили
одной из причин запрета ЛСД (в то время
развилось движение хиппи,
активизировались протесты против
Психологическое
Эффекты, вызываемые ЛСД в психике (в просторечии называемые «трипом»), сильно различаются у разных людей и сильно зависят от таких факторов, как предыдущий психоделический опыт, текущее внутреннее состояние психики, текущей ситуации и внешней обстановки, а также, что немаловажно, общей дозы вещества. Реакция различных людей на одну и ту же дозу может сильно различаться. Известны случаи, когда даже при приеме сверхбольших доз(15000 мкг) видимого эффекта не наблюдалось. Эффекты также различаются от трипа к трипу, и даже различаются в течение одного трипа. ЛСД-трип может вызывать длительные эмоциональные переживания, остающиеся после психоделического опыта, а для некоторых пользователей вызывать значительные изменения в структуре личности и в отношении к жизни в целом.
Применяется термин «Установка и Обстановка/Сет и Сеттинг» (англ. Set and Setting) — сет характеризует зависимость эффектов ЛСД-трипа от общего внутреннего состояния психики, а сеттинг — от физического и социального окружения, в котором происходит трип. Если пользователь ЛСД находится в недружелюбной обстановке и внутренне не подготовлен к возможным чрезвычайно мощным искажениям восприятия и мыслительных процессов, эффекты ЛСД скорее всего будут весьма неприятными, в отличие от ситуации, когда пользователь находится в комфортных условиях, настроен на хорошее, не напрягается и внутренне открыт к восприятию необычного.
Отдельные психологические эффекты могут заключаться в усиленном восприятии цветов, дышащих или плавающих поверхностей вещей и обстановки (стен, пола, потолка) с переливающимися, ползающими формами, чрезвычайно сложных красочных двигающихся узоров, возникающих за закрытыми глазами, ощущении измененного течения времени, восприятии вещей или лиц людей, видоизменяющих форму, деперсонализации (потеря ощущения собственного «Я»), и иногда весьма интенсивные и жестокие переживания, описываемые как собственное перерождение или испытание смерти.
Многие испытывают переживания, описываемые как растворение границы между собственным «я» и внешним миром[31]. Данный эффект может играть определенную роль в духовных и религиозных аспектах действия ЛСД. Иногда ЛСД ведет к дезинтеграции или реструктуризации «прошлой» личности человека, создавая состояние психики, которое описывается как более свободное в выборе и решениях относительно природы и структуры «новой» личности.
Ряд экспертов предполагают, что ЛСД и подобные психоактивные вещества могут быть весьма полезными в психотерапии, особенно в случаях, когда пациенту необходимо разблокировать подавленный подсознательный материал, и обычные психотерапевтические методы не работают[32]. Также здесь отмечается большой потенциал ЛСД для лечения алкоголизма. В одном из исследований сделан вывод, что «корень терапевтического потенциала ЛСД заключается в его способности вызывать состояние психики, в котором легко происходит положительная самооценка и отказ от эгоистических точек зрения»[33], что предположительно происходит когда все проблемы психики ставятся «лицом к лицу» для индивидуального внутреннего «Я» человека. Ряд исследований 1950-х годов определил, что использование ЛСД для лечения алкоголизма имеет 50 % успех[34], что превышало в пять раз десятипроцентный успех обычных, традиционных на тот момент методов.
Ряд знаменитостей
публично высказывали комментарии
о своем положительном опыте
использования ЛСД. Часть этих фактов
проистекают из времен, когда ЛСД
был легальным в США и Европе,
а часть относится к
Некоторые учёные считают, что запрет LSD иррационален по своей природе. По мнению различных исследователей, среди которых, вероятно, наиболее известен Станислав Гроф, применение LSD способно привести к значительному психотерапевтическему эффекту, облегчению мигреней, лечению алкоголизма.
Учеными было установлено, что во время сеансов некоторые люди испытывали глубочайшие переживания религиозного и мистического свойства, что официальная наука признает и поныне. Так, в основном пособии для американских психиатров "Клиническая психиатрия", подготовленном Нью-Йоркским медицинским колледжем (рус. изд. -- М, "Медицина", 1997), об этом говорится так: "Обнаружено, что применение LSD способствует более глубокому пониманию религиозных и философских проблем".
Гроф обнародовал итоги своей многолетней работы, а также свою революционную концепцию человеческого бессознательного в книгах " LSD-психотерапия", "За пределами мозга", "Путешествие в поисках себя", выпущенных издательством Нью-Йоркского университета и переведенных в России. Он считает, что LSD не наркотик, а катализатор, благодаря которому человек выходит на те уровни психики, которые обеспечивают ему прямой информацион-ный контакт с божественным.
Утверждая это, Гроф ссылается на данные более чем 2 тысяч собственных LSD-путешествий и десятки тысяч путешествий своих пациентов, которые он контролировал. Еще в начале 60-х годов Гроф, работая в НИИ психиатрии Чехословакии, записал сообщения некоторых пациентов, которые после сеансов продиктовали ему точные координаты людей, с которыми в "Ином Мире" их просили связаться "развоплощенные сущности" и сообщить, что с родственника-ми "там" все хорошо. Когда Гроф и сотрудники его лаборатории делали это, то обнаруживали, что речь идет о передаче информации от недавно умерших людей.
В LSD-сеансах люди также часто переживали встречи с мифологическими персонажами иных культур, о существовании которых до этого не имели никакого представления. Это позволяет, по мнению Грофа, считать эмпирически подтверж-денным учение Юнга об общих для всех народов и рас архетипах коллективного бессознательного, в основе которого лежит архетип Бога как Творца всего сущего.
На основе своих исследований Гроф предложил новую картографию человеческого бессознательного, основанную на четырех базовых перинатальных матрицах, соответствующих четырем стадиям родов -- от "океанического покоя" в матке до момента появления на свет. Гроф и его сотрудники установили, что во время LSD-сеансов многие вновь переживали все эти четыре матрицы и утверждали потом, что на стадии четвертой -- смерти и возрождения -- видели "божественный свет, Иисуса Христа как богочеловека и Спасителя".