Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:06, контрольная работа

Краткое описание

Психологическое сопровождение изменений в клиентской реальности, будь то персональная зона: межличностное взаимодействие, навыки и умения, личностное развитие, выход из кризисов; или зона профессиональная: изменения на уровне группы: выработка норм, стандартов и ценностей, развитие групповой динамики, изменение социометрических статусов, увеличение сплоченности, распределение групповых ролей, иными словами, группа как объект, среда и агент изменений или изменения на уровне организации: организационная культура, инновационный процесс – все это, по сути, является предметными областями процессного психологического консультирования.

Содержание

Введение
Личность и деятельность
Идентификация личности с профессией
Мотивация как критерий к психологическим изменениям в профессиональной деятельности
Психологическая готовность к изменениям
Приемы управления функциональными состояниями
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

 

Кафедра связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №10 по предмету «  Психология и педагогика»

На тему:

«Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

3го курса

 специальность 080507

 ЭКД111722

Вагина Анна Сергеевна

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

План 

 

 

Введение

  1. Личность и деятельность
  2. Идентификация личности  с профессией
  3. Мотивация как критерий к психологическим изменениям в  профессиональной деятельности
  4. Психологическая готовность к изменениям
  5. Приемы управления функциональными состояниями

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психологическое сопровождение изменений в клиентской реальности, будь то персональная зона: межличностное взаимодействие, навыки и умения, личностное развитие, выход из кризисов; или зона профессиональная: изменения на уровне группы: выработка норм, стандартов и ценностей, развитие групповой динамики, изменение социометрических статусов, увеличение сплоченности, распределение групповых ролей, иными словами, группа как объект, среда и агент изменений или изменения на уровне организации: организационная культура, инновационный процесс – все это, по сути,  является предметными областями процессного психологического консультирования.

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

Психологическую готовность к профессиональной деятельности в  таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере  личности, формирования в ней профессионально  значимых установок, изменение ценностно – смысловой структуры мировосприятия личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность и  деятельность

 

Процесс формирования личности профессионала обусловливается  синтезом возможностей, способностей, активности личности и требованиями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к формулам: 
- «проявление личности в профессии», т. е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов; 
- «развитие личности в деятельности», что отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания предмета общения. 
Формирование личности профессионала характеризуется внутренней противоречивостью процессов индивидуального развития человека — неравномерностью изменений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени. 
Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях. 
Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая профессиональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у врачей — грубоватый юмор, снижение уровня эмоциональных переживаний, у учителей — авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения и т. д.).

 

Идентификация личности  с профессией

 

Идентификация личности  с профессией — процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности.

Профессиональная деформация личности — гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности. 

Развитию личности профессионала  способствует построение «образа Я» профессионала, т. е. представления  о себе как о профессионале, а  также создание образа профессионала как эталонной модели его личности, — соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности. 
Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе. 
Возрастные и биографические кризисы. Важной особенностью психического развития субъекта труда является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе «нормативные жизненные кризисы». Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни. 
Первый нормативный кризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, — он проявляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т. д. 
После завершения периода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т. п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении. 
Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия, психосоматические заболевания. 
Тяжело переживается и предпенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности, недостаточной критичностью в оценке ситуации, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями. 
С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения так называемых «биографических кризисов» (Р. А. Ахмеров), которые могут не только оказывать влияние на эффектность и качество трудового процесса, но также изменять самооценку и самоуважение субъекта труда. Во-первых, это «кризис нереализованности», связанный с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями новой социальной среды, в которую он перешел. Во-вторых, это «кризис опустошенности», который возникает в ситуации, когда в субъективной картине жизненного пути слабо 
представлены связи от прошлого и настоящего в будущее, — он проявляется в переживаниях отсутствия конкретных целей, несмотря на наличие определенных трудовых достижений и объективных возможностей в профессиональной деятельности. В-третьих, это «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации в тех или иных возможных ролях, отсутствием замыслов на будущее, непониманием потенциальных связей событий. 

 

Мотивация как  критерий к психологическим изменениям в профессиональной деятельности

 

Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда  отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами  перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном.

Под психологической готовностью  традиционно понимают психический  феномен, посредством которого объясняют  устойчивость деятельности человека в  полимотивированном пространстве.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой проявляется:

- в форме установок  (как проекции прошлого опыта  на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим  явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

- в виде профессионально-личностной  готовности к самореализации  через процесс персонализации.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники.

Психологическая готовность. К. К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. Данное понятие он рассматривает как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности … деятельности [3]. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент [4].        

По мнению  Б.Д. Парыгина (1991) [5],  на пути поисков выхода из кризиса, т.е на пути изменения,  одна из ключевых ролей принадлежит феномену психологической готовности. Он отмечает, что в «ситуации замкнутого круга, когда объективные и социально-психологические факторы лишь взаимно порождают друг друга, способность к его разрыву может быть реализована лишь самим человеком. Эта способность находится в прямой зависимости от уровня психологической готовности людей к этому» (Б.Д. Парыгин, 1991, с.12).

С позиции психологической  составляющей науки инноватики применительно  к организационным, т.е. к системным  и комплексным изменениям, инновационная  готовность – важнейшее условие  успешности осуществляемого нововведения, в основе которого лежит психологическая готовность к изменениям; совокупность личностных психологических, групповых социально-психологических и организационных социально-экономических факторов, способствующих нововведению [6].          

Рассматривая психологическую готовность как внутреннее функциональное комплексное состояние, направленное на внешнее поведение (деятельность) и обеспечивающее его в настоящий момент, неразрывно, т.е. вне временного континуума, можно выделить основные критерии, являющиеся фокусными точками воздействия для формирования такой готовности и одновременно индикаторами личности, находящейся в активной фазе принятия (готовности), т.е. осуществляющей успешное поведение.

 

 

 

 

 

Приемы управления функциональными состояниями 

 

Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требует создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. Сохранение (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных состояний возможно путем: 
- создания системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов (разработка методов и показателей для их отбора и подготовки); 
- разработки эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда», основанных на учете психологических, физиологических, антропометрических и других возможностей человека в средствах, содержании, условиях и организации деятельности; 
- обоснования и использования методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста, которые можно объединить в классы по их содержанию, процедуре использования, механизмам воздействия. 
      Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний представлены в табл. 25.2. 
Наиболее доступным и эффективным средством профилактики функциональных нарушений и сохранения высокой работоспособности для некоторых профессий является регламентация труда с учетом индивидуальных особенностей конкретного субъекта. При таком подходе к организации режима труда и отдыха, рабочей нагрузки (ее объема, степени тяжести) должно учитываться текущее функциональное состояние индивида, его профессиональный опыт и подготовленность, уровень мотивации и волевые качества, резервные возможности организма. Величина рабочей нагрузки не должна приводить к функциональному перенапряжению, но следует помнить, что определенное ее превышение комфортного уровня вызывает тренирующий, развивающий эффект и обеспечивает в дальнейшем рост работоспособности. Выбор формы и содержания отдыха определяется характером причин и признаков нарушения функционального состояния. При сильном утомлении показано применение пассивного отдыха (продолжительный сон, чтение литературы, просмотр телепередач и т. п.). Основным принципом активного отдыха является периодическая смена деятельности, чередование умственного и физического труда. 
Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием является аутогенная тренировка, различные варианты которой нашли широкое применение в клинической практике, в психологии спорта и физиологии труда. На основе аутогенной тренировки создан метод психосоматической саморегуляции, в которой все словесные формулы разделены по отдельным урокам и имеют свое специальное назначение — мышечная релаксация (расслабление), произвольное расширение кровеносных сосудов (представление чувства тепла), произвольное управление дыханием и ритмом сердечных сокращений и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая  понимается учеными как комплексное  психологическое образование, как  сплав функциональных, операциональных  и личностных компонентов.

Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.

Мотивационная сфера  человека представляет собой сложное  системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении указывается на влияние мотивационных установок на степень психологической готовности к профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Руденский, Е.В. Социальная психология. Курс лекций.[Текст] / Е.В. Руденский -  Москва – Новосибирск, 1997. – 167с.
    2. Братченко. С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала. [Текст] М.: Смысл, 2001. – 197с.
    3. Платонов, Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения [Текст] / Ю.П. Платонов – Л, 1987.
    4. Дьяченко, М. И, Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / Дьяченко, М. И, Кандыбович, Л. А. — Мн.:БГУ, 1978.
    5. Фаерман, М.И. Комплексный социально-психологический подход к предупреждению сопротивлений нововведениям персонала (на примере организаций малого и среднего бизнеса). (автореф. канд. психолог. наук) - Ярославль, 2007.
    6. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.
    7. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

Информация о работе Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности