Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:06, контрольная работа
Психологическое сопровождение изменений в клиентской реальности, будь то персональная зона: межличностное взаимодействие, навыки и умения, личностное развитие, выход из кризисов; или зона профессиональная: изменения на уровне группы: выработка норм, стандартов и ценностей, развитие групповой динамики, изменение социометрических статусов, увеличение сплоченности, распределение групповых ролей, иными словами, группа как объект, среда и агент изменений или изменения на уровне организации: организационная культура, инновационный процесс – все это, по сути, является предметными областями процессного психологического консультирования.
Введение
Личность и деятельность
Идентификация личности с профессией
Мотивация как критерий к психологическим изменениям в профессиональной деятельности
Психологическая готовность к изменениям
Приемы управления функциональными состояниями
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра связей с общественностью
Контрольная работа №10 по предмету « Психология и педагогика»
На тему:
«Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности»
Выполнила студентка
3го курса
специальность 080507
ЭКД111722
Вагина Анна Сергеевна
Проверил:
Москва, 2013г.
План
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Психологическое сопровождение изменений в клиентской реальности, будь то персональная зона: межличностное взаимодействие, навыки и умения, личностное развитие, выход из кризисов; или зона профессиональная: изменения на уровне группы: выработка норм, стандартов и ценностей, развитие групповой динамики, изменение социометрических статусов, увеличение сплоченности, распределение групповых ролей, иными словами, группа как объект, среда и агент изменений или изменения на уровне организации: организационная культура, инновационный процесс – все это, по сути, является предметными областями процессного психологического консультирования.
Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.
Психологическую готовность
к профессиональной деятельности в
таком случае характеризует динамика
изменений в мотивационной
Личность и деятельность
Процесс формирования личности
профессионала обусловливается
синтезом возможностей, способностей,
активности личности и требованиями
деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится
к формулам:
- «проявление личности в профессии», т.
е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении
личностных познавательных интересов;
- «развитие личности в деятельности»,
что отражается в формировании профессионально
ориентированных качеств человека (его
организма и личностных черт), расширении
сферы познания окружающего мира, развитии
форм и содержания предмета общения.
Формирование личности профессионала
характеризуется внутренней противоречивостью
процессов индивидуального развития человека
— неравномерностью изменений и гетерохронностью
(разновременностью) фаз развития, а также
зависимостью психического развития от
смены различных видов деятельности на
профессиональном пути и в течение коротких
промежутков времени.
Профессиональная деятельность человека
задает направление развития его личности.
Каждая профессия формирует сходные интересы,
установки, черты личности, манеру поведения
и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с
профессией, то есть о процессе адаптации
личности к требованиям конкретной деятельности.
Иногда приобретенные человеком особенности
личности проявляются и в других жизненных
условиях и ситуациях.
Отрицательным проявлением этого процесса
является так называемая профессиональная деформация
личности, когда профессиональные
привычки, стиль мышления и общения и другие
особенности личности гипертрофируются
и отражаются на взаимодействии с другими
людьми (например, у врачей — грубоватый
юмор, снижение уровня эмоциональных переживаний,
у учителей — авторитарность, категоричность
суждений, поучающая манера общения и
т. д.).
Идентификация личности с профессией
Идентификация личности с профессией — процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности.
Профессиональная деформация личности — гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности.
Развитию личности профессионала
способствует построение «образа Я»
профессионала, т. е. представления
о себе как о профессионале, а
также создание образа профессионала как эталонной модели его личности,
— соотношение этих двух образов, оценка
их рассогласования, выработка стратегии
приближения к эталонной модели и стремление
к ней определяют один из путей развития
личности.
Не всякая трудовая деятельность развивает
личность, и не всякое развитие профессиональных
способностей равнозначно развитию личности.
Оно так же, как и появление потребности
в труде, связано с достижением субъектом
чувства удовлетворенности от процесса
и результатов деятельности, наличием
стремления к преодолению трудностей
и успешностью решения сложных задач,
желанием проявить свои возможности в
трудовом процессе.
Возрастные и биографические
кризисы. Важной особенностью психического
развития субъекта труда является возможность
возникновения кризисных явлений, связанных
с замедлением или даже регрессией в развитии.
При всем индивидуальном своеобразии
жизненного пути каждого человека можно
выявить и некоторые общие закономерности,
в том числе «нормативные жизненные кризисы».
Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным
развитием нормативных кризисов взрослой
жизни.
Первый нормативный кризис в период ранней
взрослости связан с задачей окончательного
перехода к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности, — он проявляется в трудности
вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности
в своих возможностях, адаптации к трудовым
взаимоотношениям и т. д.
После завершения периода профессиональной
адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить
следующий кризисный период («кризис 30-летия»),
который возникает в случае неудовлетворения
личных запросов (прибавка к зарплате,
повышение статуса и т. п.) и проявляется
в отрицательных эмоциях, снижении профессионального
интереса или трудовом перенапряжении.
Нормативный «кризис середины жизни»
(40-50 лет) в профессиональной деятельности
часто воспринимается как возможность
последнего рывка в достижении желаемого
профессионального уровня и часто сопровождается
увеличением темпов работы, дополнительными
нагрузками, следствием чего может быть
перенапряжение, переутомление, апатия,
депрессия, психосоматические заболевания.
Тяжело переживается и предпенсионный
кризис (55-60 лет), связанный с завершением
профессиональной карьеры, отсутствием
равнозначной ее замены другими видами
деятельности, недостаточной критичностью
в оценке ситуации, естественным снижением
функциональных возможностей организма,
сопутствующими заболеваниями.
С профессиональной деятельностью связана
возможность возникновения так называемых
«биографических кризисов» (Р. А. Ахмеров),
которые могут не только оказывать влияние
на эффектность и качество трудового процесса,
но также изменять самооценку и самоуважение
субъекта труда. Во-первых, это «кризис
нереализованности», связанный с субъективной
недооценкой результатов пройденного
жизненного пути или с опасением низкой
оценки достижений субъекта представителями
новой социальной среды, в которую он перешел.
Во-вторых, это «кризис опустошенности»,
который возникает в ситуации, когда в
субъективной картине жизненного пути
слабо
представлены связи от прошлого и настоящего
в будущее, — он проявляется в переживаниях
отсутствия конкретных целей, несмотря
на наличие определенных трудовых достижений
и объективных возможностей в профессиональной
деятельности. В-третьих, это «кризис бесперспективности»,
который связан с неясностью планов, проектов,
путей самоопределения, самореализации
в тех или иных возможных ролях, отсутствием
замыслов на будущее, непониманием потенциальных
связей событий.
Мотивация как критерий к психологическим изменениям в профессиональной деятельности
Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном.
Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой проявляется:
- в форме установок
(как проекции прошлого опыта
на ситуацию "здесь и сейчас"),
предшествующих любым
- в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);
- в виде профессионально-
Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники.
Психологическая готовность. К. К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. Данное понятие он рассматривает как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности … деятельности [3]. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент [4].
По мнению Б.Д. Парыгина (1991) [5], на пути поисков выхода из кризиса, т.е на пути изменения, одна из ключевых ролей принадлежит феномену психологической готовности. Он отмечает, что в «ситуации замкнутого круга, когда объективные и социально-психологические факторы лишь взаимно порождают друг друга, способность к его разрыву может быть реализована лишь самим человеком. Эта способность находится в прямой зависимости от уровня психологической готовности людей к этому» (Б.Д. Парыгин, 1991, с.12).
С позиции психологической составляющей науки инноватики применительно к организационным, т.е. к системным и комплексным изменениям, инновационная готовность – важнейшее условие успешности осуществляемого нововведения, в основе которого лежит психологическая готовность к изменениям; совокупность личностных психологических, групповых социально-психологических и организационных социально-экономических факторов, способствующих нововведению [6].
Рассматривая психологическую готовность как внутреннее функциональное комплексное состояние, направленное на внешнее поведение (деятельность) и обеспечивающее его в настоящий момент, неразрывно, т.е. вне временного континуума, можно выделить основные критерии, являющиеся фокусными точками воздействия для формирования такой готовности и одновременно индикаторами личности, находящейся в активной фазе принятия (готовности), т.е. осуществляющей успешное поведение.
Приемы управления функциональными состояниями
Обеспечение эффективности выполнения профессиональных
задач, безопасности труда и сохранения
профессионального здоровья требует создания
условий для поддержания работоспособности
на необходимом уровне. Сохранение (повышение)
работоспособности за счет предотвращения
нарушений функционального состояния
или формирования благоприятных состояний
возможно путем:
- создания системы обеспечения профессиональной
пригодности специалистов (разработка
методов и показателей для их отбора и
подготовки);
- разработки эргономических рекомендаций
по проектированию, созданию и эксплуатации
системы «человек-машина-среда», основанных
на учете психологических, физиологических,
антропометрических и других возможностей
человека в средствах, содержании, условиях
и организации деятельности;
- обоснования и использования методов
и средств непосредственного воздействия
на конкретного специалиста, которые можно
объединить в классы по их содержанию,
процедуре использования, механизмам
воздействия.
Основные направления
индивидуальной профилактики и коррекции
неблагоприятных функциональных состояний
представлены в табл. 25.2.
Наиболее доступным и эффективным средством
профилактики функциональных нарушений
и сохранения высокой работоспособности
для некоторых профессий является регламентация
труда с учетом индивидуальных особенностей
конкретного субъекта. При таком подходе
к организации режима труда и отдыха, рабочей
нагрузки (ее объема, степени тяжести)
должно учитываться текущее функциональное
состояние индивида, его профессиональный
опыт и подготовленность, уровень мотивации
и волевые качества, резервные возможности
организма. Величина рабочей нагрузки
не должна приводить к функциональному
перенапряжению, но следует помнить, что
определенное ее превышение комфортного
уровня вызывает тренирующий, развивающий
эффект и обеспечивает в дальнейшем рост
работоспособности. Выбор формы и содержания
отдыха определяется характером причин
и признаков нарушения функционального
состояния. При сильном утомлении показано
применение пассивного отдыха (продолжительный
сон, чтение литературы, просмотр телепередач
и т. п.). Основным принципом активного
отдыха является периодическая смена
деятельности, чередование умственного
и физического труда.
Одним из методов психогенного управления
функциональным состоянием является аутогенная
тренировка, различные варианты которой
нашли широкое применение в клинической
практике, в психологии спорта и физиологии
труда. На основе аутогенной тренировки
создан метод психосоматической саморегуляции,
в которой все словесные формулы разделены
по отдельным урокам и имеют свое специальное
назначение — мышечная релаксация (расслабление),
произвольное расширение кровеносных
сосудов (представление чувства тепла),
произвольное управление дыханием и ритмом
сердечных сокращений и т. п.
Заключение
Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.
Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.
Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении указывается на влияние мотивационных установок на степень психологической готовности к профессиональной деятельности.
Список литературы