Психологическая характеристика основных эмоциональных состояний человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить психологические основы эмоциональных состояний.
Задачи работы:
Раскрыть понятие эмоций, их виды и роль в жизни человека.
Провести обзор психологических теорий по проблеме эмоций.
Описать характеристики эмоциональных состояний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие о чувствах и эмоциях……………………………………………….4
1.1. Теория эмоций……………………………………………………………...5
1.2. Качества и динамика чувств……………………………………………….7
2. Формы переживания чувств………………………………………………...8
3. Чувства и личность………………………………………………………….11
3.1. Чувства как отражение отношений человека к объекту его устойчивых
потребностей……………………………………………………………..11
3.2.Виды чувств и их формирование…………………………………………13
4.Способы саморегуляции эмоций…………………………………………...14
5.Вывод ………………………………………………………………………..19
6. Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по ПСИХОЛОГИИ.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

Психологическая характеристика

 

основных  эмоциональных состояний        

                   человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Понятие о чувствах и эмоциях……………………………………………….4

1.1. Теория эмоций……………………………………………………………...5

1.2. Качества и динамика чувств……………………………………………….7

2. Формы переживания  чувств………………………………………………...8

3. Чувства и личность………………………………………………………….11

3.1. Чувства как отражение отношений  человека к объекту его устойчивых

         потребностей……………………………………………………………..11

3.2.Виды чувств и их формирование…………………………………………13

4.Способы саморегуляции эмоций…………………………………………...14

5.Вывод ………………………………………………………………………..19

6. Список литературы…………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре. Эмоциональные состояния являются одно из разновидности эмоций, характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния — это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

     Знание психологических основ и природы эмоциональных состояний является одним из необходимых факторов саморегуляции поведения личности. Выше изложенные положения свидетельствуют об актуальности темы курсовой работы.

    Цель данной  работы – изучить психологические основы эмоциональных состояний.                           

Задачи работы:

Раскрыть понятие эмоций, их виды и роль в жизни человека.

Провести обзор психологических теорий по проблеме эмоций.

Описать характеристики эмоциональных состояний.

Привести способы устранения негативных эмоциональных состояний.

 

 

 

1. Понятие о чувствах  и эмоциях

 «Воздействия  внешнего мира на человека  запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде  чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» — отмечает Ф. Энгельс.

   Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

   Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

    В  эмоциях и чувствах проявляется  также удовлетворенность или  неудовлетворенность человека своим  поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

    Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

    Мир  чувств и эмоций очень сложен  и многообразен. Тонкость его  организации и многогранность  выражения нередко не осознаются  самим человеком. Сложность психического  анализа испытываемых чувств  объясняется также тем, что отношение  к предметам и явлениям зависит  от той познавательной деятельности  или волевой активности, которую  проявляет личность.

   Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

   Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.

1.1.Теории  эмоций.

Объяснение природы эмоциональных явлений всегда интересовало мыслителей и ученых, начиная с древнего времени. Одну из первых развернутых теорий, поясняющих сущность и значение эмоций, предложил Ч.Дарвин. Он показал, что между общностью анатомо-физиологической организации разных существ и внешними выражениями их эмоциональных переживаний существует определенная связь. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ так же эволюционируют, как и их анатомия. Его концепция получила название         « эволюционной». Согласно ей, внешнеэмоциональная экспрессия во многом является врожденной и выполняет в жизни организма приспособительную, биологическую функцию. У человека главная социально-психологическая функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, даже не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга. Однако, некоторые из эмоционально-экспрессивных выражений приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Это больше относится к жестам.

   Широкую известность в психологии получила теория, объясняющая происхождение эмоций, их связь с органическими процессами, предложенная американским психологом У.Джемсом и датским К.Ланге. В историю науки она вошла  под названием теория Джемса-Ланге. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящего в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они отражаются в голове человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона.

    У.Кеннон предложил альтернативную теорию происхождения эмоций. Он высказал возражение против теории Джемса- Ланге: искусственно вызываемые у человека органические изменения, далеко не всегда на деле сопровождаются эмоциональными переживаниями. И воспринимаются они иначе. Чем те, которые появляются в естественных условиях. У. Кеннон считал, Что эмоциональные переживания порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником является таламус. Возникновение эмоционального переживания есть результат одновременного возбуждения симпатической нервной системы и коры головного мозга. Эти высказывания в дальнейшем были развиты П. Бардом. Теория получила название теории эмоций Кеннона- Барда.

    Еще одна теория – теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает, когда ожидания человека подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, т.е., когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются , когда между ожидаемыми и реальными результатами имеется несоответствие – диссонанс. Это переживается как дискомфорт.В современной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных ситуациях.

 

 1.2. Качества и динамика чувств.

    Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе.. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.

    Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

  Большинство чувств легко сгруппировать в пары, обладающие противоположными качествами. Полярность — это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость—грусть, любовь—ненависть, обаяние — отвращение). Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают, сложны и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.

 Важно  отметить противоположность между  активным и пассивным характером  чувств. Чувства возбуждения, подъема, бодрости имеют активный характер; покой, беззаботность, подавленность – пассивный. С этой точки зрения различают чувства стенические, т.е. повышающие жизнедеятельность, и астенические – уменьшающие силу и энергию

  Эмоциональный процесс включает три компонента:

 I – Эмоциональное возбуждении, нарастание скорости и интенсивности протекания процессов.

II – Эмоциональный знак: положительное чувство возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательное – когда оно оценивается как негативное.

III – степень контроля чувств ( от полной ориентации и контроля до полной дизориентированности и бесконтрольности).

2.Формы переживания чувств.

 Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно- обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

  Чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направлении его личности.

   Все эмоциональные состояния  делятся  на собственно эмоции, чувства и аффекты.

    Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

    Радость – положительная эмоция, связанная с возможно полным удовлетворением актуальной потребности.

    Удивление – реакция на внезапно возникшее обстоятельство ( как положительного, так и отрицательного характера).  

     Настроение - более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.                                                                                                                                                                                  Во множестве эмоциональных, в широком смысле процессов, выделяют особый вид собственно эмоций. Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер.

   Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и ряде особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (так называемым, экстремальным) условиям, а так же прогнозирования его поведения в подобных условиях.

   Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.

   Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод и т. д. Также стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти:

1) органические  процессы (болезнь, утомление создают  пониженное настроение; здоровье, полноценный  сон, физическая активность поднимают  настроение);

Информация о работе Психологическая характеристика основных эмоциональных состояний человека