Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:31, реферат
Цель работы: выявить и охарактеризовать психологические аспекты воспитания и обучения студентов в вузе.
Исходя из заявленной цели, мы определяем следующие задачи:
Проанализировать психологические особенности воспитания студентов в вузе.
Выявить психологические особенности обучения студентов в вузе.
Определить психологический смысл единства воспитания и обучения студентов.
Введение
В современных условиях взаимодействие личности и общества проходит в достаточно сложных и непредсказуемых условиях. Это порождает огромное количество конфликтов в социальной сфере. И по этому проблема социализации личности в нашем обществе стоит очень остро. А решение ее лежит в пересечении интересов политики, экономики, психологии, социологии и педагогики.
Методологию
правильного подхода к
Признавая наличие природных различий
людей, классики марксизма-ленинизма определили
сущность человека как «совокупность
всех общественных отношений». Они выдвинули
положение о том, что человек — продукт
обстоятельств и воспитания, а поскольку
обстоятельства изменяются именно людьми,
то «воспитатель сам должен быть воспитан».
Воспитание
и обучение в вузе призваны обеспечить
формирование личности специалиста
с такими качествами, опытом, которые
бы соответствовали современным
требованиям и гарантировали
бы успех практической деятельности
с самого начала ее осуществления. Эта
цель выражает исторически назревшую
потребность социалистического
общества в подготовке специалистов,
способных выполнить
Вузовское воспитание и обучение должно
оказывать на личность студента максимально
развивающее влияние, т. е. действительно
обеспечивать процесс его положительного
изменения, приобретение качеств, опыта,
нужных ему как будущему специалисту с
высшим образованием.
Если взять конкретное осуществление
воспитания и обучения, то в них выступают
два субъекта: преподаватель, который
уясняет педагогическую задачу, выбирает
в зависимости от этой задачи средства
и методы, проверяет результаты, уточняет
собственные действия и оказывает влияние
на действия обучаемых и т. д., и студент,
который так или иначе относится к тому,
что его обучают и воспитывают, переживает
те или иные чувства, проявляет активность
или пассивность и т. д. Вместе с тем воспитание
и обучение — это совместная деятельность
воспитателей и студентов, результаты
которой зависят как от тех, кто учит, воспитывает,
так и от тех, кто обучается, воспитывается,
и от согласованности их общей деятельности.
Все эти и другие связи и зависимости по-разному
выступают в воспитании и обучении, между
которыми наряду с единством существует
и проявляется различие.
Актуальность
и недостаточная
Цель работы: выявить и охарактеризовать психологические аспекты воспитания и обучения студентов в вузе.
Исходя из заявленной цели, мы определяем следующие задачи:
1. Психологические особенности воспитания студентов
Воспитание студентов – это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умение работать с людьми, самокритичности и др.
Сознательность,
идейная мотивация всей деятельности
и поведения студентов, совпадение
их убеждений, жизненных позиций, перспектив
и целей, задач и интересов
с целями, задачами и интересами
социалистического общества представляют
основной результат процесса воспитания.
Свойства и качества - это целостное выражение
личности, включающее познавательные,
мотивационные, эмоциональные и волевые
компоненты в своеобразном сочетании
их как по содержанию, так и по форме проявления.
Так, например,
самостоятельность складывается из
понимания, соответствующей оценки
ситуации и выбора способа поведения.
Зная природу и психологическую структуру
того или иного качества, можно более успешно
использовать воспитательные возможности
различных предметов и условий вуза в
целом. Началом формирования качества
является понимание факта, явления, события.
Далее идет усвоение и выработка положительного
отношения к усвоенному, уверенности в
его истинности.
Затем происходит
синтез интеллектуальных, эмоциональных,
волевых и мотивационных
В этой связи
надо подчеркнуть, что было бы неправильным
сводить формирование того или иного
качества только к овладению знаниями,
навыками, умениями. Это необходимо,
но не достаточно. Нужны еще мобилизация
мотивов, воздействия на отношение
к действительности, создание необходимых
психических состояний, учет противоречий
в развитии личности студента. Например,
нельзя не считаться с тем, что
первокурснику присуще
Следует учитывать также и то, что в отличие от старшего поколения молодежь не прошла школы жизни и борьбы. Ей нередко не хватает и трудового опыта, который учит любить труд, уважать старших и их лучшие традиции, ценить материальные блага, созданные народом, объективно оценивать накопленные человечеством духовные ценности. Как отмечает И. С. Кон, «юность нуждается в руководстве, а не в надзоре».
Успешное
воспитание сознательного, всесторонне
развитого специалиста, отвечающего
современным требованиям
Конечный результат воспитания студентов
достигается путем решения частных, повседневных,
постоянно изменяющихся и приобретающих
самое различное выражение воспитательных
задач, встающих перед преподавателями,
руководителями, секретарями партийных
и комсомольских организаций. Причем всегда
важно определить ближайшие и более отдаленные
задачи в развитии у каждого студента
его профессионально важных качеств.
В этой связи нам представляется весьма плодотворной мысль С. Л. Рубинштейна, который писал: «Целью же должно быть не одно лишь формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, не внешнее приспособление к ним; целью должно быть формирование у человека таких внутренних устремлений, отвечающих не букве, а духу моральных требований общества, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы моральное поведение».
Общеизвестно,
что формирование личности человека
происходит на протяжении всей жизни,
но именно в вузе закладываются основы
тех качеств специалиста, с которыми
он затем вступит в новую для него атмосферу
деятельности и в которой произойдет дальнейшая
его шлифовка как личности.
Воспитание предполагает плановость и
перспективность воспитательных воздействий.
Воспитатель на основе отражения объективных
потребностей общественного развития
органически связывает процесс предвидения
будущего (проектирование личности) и
процесс преобразования действительности
(активное воспитание), подчинения хода
педагогических явлений целям, выражающим
это будущее. «В конце процесса труда получается
результат, который уже в начале этого
процесса имелся в представлении человека,
т.е. идеально».
Формированию
качеств личности способствует применение
принципов и методов
Психологический
смысл правильного
2. Психологические особенности обучения студентов
Обучение
студентов - это воздействие на их психику
и деятельность с целью вооружения знаниями,
умениями, навыками. Однако последние
не исчерпывают результатов обучения.
В ходе обучения на основе его содержания
развиваются различные стороны психики
студентов. Обучение играет важную роль
в формировании личности будущего специалиста
в целом. Оно имеет непосредственное значение
для совершенствования научного мировоззрения,
развития интеллектуальных и других качеств.
Характер и количество знаний определяется
особенностями нашего общественного строя,
требованиями современного производства,
трудовой деятельности к уровню подготовленности
и развития личности специалиста определенного
профиля.
Содержание вузовского обучения включает овладение студентами основами марксизма – ленинизма. Это необходимо для формирования научного мировоззрения, коммунистической направленности личности, высоких гражданских чувств и качеств.
Для специалиста,
работающего в народном хозяйстве,
характерен особый строй мышления,
без которого невозможно решать большой
круг вопросов, встающих перед ним
в практической жизни. Поэтому его
мышление не может ограничиться только
специальными знаниями. Оно должно
включать также умение анализировать
явления природы и общественной
жизни, вопросы технического развития
с марксистско-ленинских
Знания, навыки, умения в области своей профессии - стержневая часть подготовки и развития студента. Так, в технических вузах образование содержит предпосылки для развития у них материалистических взглядов, технического мышления, бережного отношения к социалистической собственности и др.
Педагогическое
образование включает знания о психических
процессах, состояниях, свойствах человека,
данные о психологии личности и условиях
ее формирования. Кроме того, педагогическое
образование вырабатывает у студентов
навыки и умения учителя, организатора
коллектива и воспитателя, вооружает
методикой обучения и воспитания
учащихся.
Для определения необходимой студенту
системы знаний, навыков, умений нельзя
ограничиться учебой только по профилю
вуза и требованиями отдельных профессий.
Надо еще правильно учесть потребности
всестороннего формирования свойств и
особенностей личности советского студента.
На сложность этих зависимостей указывает профессор В. М. Колобашкин. Он пишет, что воспитывать в человеке высокий профессионализм без опоры на общую культуру - все равно, что строить дом без фундамента: стены будут, но в любое мгновение могут рухнуть. Однако в ходе научно-технической революции постоянно возрастает ценность специальных знаний. Именно они позволяют работать на самых передовых участках исследований и производства и поэтому помогают полнее раскрыть мировоззрение, интеллект специалиста, воспитанные на основе широкого культурного богатства, высоких нравственных качеств.
Важным
элементом современного высшего
образования является методологическая
подготовка. Развитие науки и практики
достигли такого уровня, что студент
не в силах усвоить и запомнить
все необходимое для своей
будущей работы. Поэтому ему лучше
усваивать такой учебный
Профессор
Н. Ф. Талызина предлагает все множество
известных частных явлений и
методов рассмотреть как
Например, для усвоения пунктуации русского языка нет необходимости заучивать более 100 правил, каждое из которых до сих пор изучается отдельно, для каждого из которых формулируется умение пользоваться им. Рассмотрение всех зафиксированных в этом множестве правил частных случаев как системы показало, что все они суть проявления трех функций, которым служат знаки препинания: функции соединения (слов и предложений), функции выделения (слов и предложений) и функции разделения (слов и предложений). Другими словами, все эти 100 с лишним правил могут быть представлены как три подсистемы. Поэтому оказалось достаточным обучить лишь умению распознать и дифференцировать три указанные функции, не заучивая ни одного конкретного правила. Или при изучении математического анализа нет необходимости изучать каждую частную функцию отдельно. Достаточно выделить инвариант, лежащий в основе любой функции, и его сделать предметом изучения.