Психологические взгляды эпохи возрожнение и новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:33, контрольная работа

Краткое описание

Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознаёт и не помнит себя. Однако развитие его идёт быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он начинает познавать мир; начинает действовать в нём; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства приходят к нему, и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я».

Содержание

1 Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени…..4
2 Структура современой психологии как науки…………………………8
3 Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа»….………..12
4 Заключение ……………………………………………………………..15
5 Список используемой литературы…………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

психология новая.docx

— 34.04 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЖРЕДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

Кафедра Философии, истории и права

Специальность «Финансы и  кредит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 2

 

 

По дисциплине  «Психология и педагогика».

Тема: Психологические  взгляды эпохи возрожнение и  новое время.

 

 

Студентка :                                                        Кривощекова Вера Сергеевна

Группа: УФК-1                                                 Номер личного дела 10ффд20022

Преподаватель: Смехнова Галина  Петровна.

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

Содержание

 

 

 

       Введение……………………………………………………………….3

1 Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени…..4

2 Структура современой психологии  как науки…………………………8

3 Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа»………………………………………………….………..12

4 Заключение ……………………………………………………………..15

5 Список используемой литературы…………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

          В нашей повседневной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек хороший психолог», - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми.

Психология находится в особом положении потому, что в ней  как бы сливаются объект и субъект  познания.

          Воспользуемся примером, чтобы пояснить это.

Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознаёт и не помнит себя. Однако развитие его  идёт быстрыми темпами. Формируются  его физические и психические  способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он начинает познавать  мир; начинает действовать в нём; расширяется круг его общения. И  вот постепенно из глубины детства  приходят к нему, и постепенно нарастает  совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то, в подростковом возрасте оно начинает приобретать  осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и  «Зачем я?». Те психические способности  и функции, которые до сих пор  служили ребёнку средствами для  освоения внешнего мира – физического  и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом  осмысления и осознания.

            Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда задали себе вопросы: что это за силы, которые дают мне силы творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа моего разума, каким законам подчиняется моя внутренняя, душевная, жизнь? Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научится им управлять. При этом, познавая себя, человек будет себя изменять.

 

1) Психологические взгляды  эпохи Возрождения и Нового  времени. 

 

          Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний.

           Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств.

Переход к историческому этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складывается к  середине XVI в.  Факторы, определяющие переход на новую общественную стадию развития: в области общественного бытия - развитие производительных сил; в области общественного сознания - важные открытия в области науки [1].

           Рене Декарт (1596-1650) - крупнейший мыслитель Нового времени. Психика стала пониматься как внутренний мир человека. Крупнейшим открытием XVII в. относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Описывая механику тела, он первым, не употребляя этого термина, дает схему рефлекса (внешние воздействия на организм - в органах чувств возникает движение "животных духов" - они передаются в мозг, где осознаются как психические процессы - оттуда идут к "мускулам", наполняя их и вызывая двигательный акт). Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения,

во-первых, относились Декартом к чисто  телесным, "не просветленным мышлением" и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм  его подхода);

          во-вторых, рассматривались как независимые от души;

в-третьих, лишались отражательной  природы и функций (так как  они отражают не особенности воздействующих внешних явлений, а "животные духи", протекающие в организме).

Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую  психофизическую проблему. Единственным средством познания души является внутреннее сознание. 
          Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от латинского «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.

          Дуализм Декарта проявляется как в учении о том, что душа и тело — самостоятельные субстанции, так и в разделении самих душевных актов на две группы, имеющие принципиально различную детерминацию,— деятельные и страдательные. Дуализм — учение, утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа.

С XVII в. начинается новая эпоха в  развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается  как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что  работа тела человека в отличие от тела животных регулируется не органическими  потребностями, а душой.

           В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Ньютона Лейбница, содержащие первые идеи о бессознательном (неосознанное восприятие) и его связи с сознанием.

         «Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, – подчеркивал он, — является величайшим источником заблуждений». И при отсутствии сознания непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Лейбниц считает, что душа заключает в себе: «бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение». Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное разграничение. Он различал перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй его осознание, представляющее такой же динамический процесс. Осознание (апперцепция) включает внимание и память. Понятие о бессознательных представлениях (перцепциях) - восприятие и оценка людьми различных социальных объектов, событий и других людей. Введенное Лейбницем понятие о малых перцепциях (неосознаваемых восприятиях) позволяло объяснить психическую динамику по типу исчисления бесконечно малых величин [2].

В следующем, XVIII веке на свет появляется эмпиризм, представляющий собой учение о внутреннем опыте и законах  его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом.

              Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия  души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме  материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком  сменялись ощущения. Такая связь  получила впоследствии название ассоциаций (закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти). Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку (1632 – 1704). Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимым временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».

            В эмпирической концепции Локка задача психологии сводилась к изучению явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это была психология без души. «Я не стану утруждать себя исследованием, в чем состоит сущность души», — писал Локк. Вся методология исследования сознания строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действий человека в материальном и идеальном мире одинаковы. «Так как материалы в том и другом случае таковы, что не во власти человека их создавать, все, что он может делать — это или соединять их вместе, или сопоставлять их друг с другом, или совершенно отделять их». 

 

 

 

 2) Структура психологии  как науки.

 

           Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

            Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А. Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем - это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

           Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

           В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

            Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад - в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

           Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psych e» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа - главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т. д.

            Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

          Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях - под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

          У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом - одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т. д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев.              Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей и себя самого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются три основных различия.

         1. По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

Информация о работе Психологические взгляды эпохи возрожнение и новое время