Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:17, реферат
Целью данной работы является рассмотрение характеристик личности осужденного.
Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
1. сформулировать определение понятия личности осужденного;
2. выявить значение изучения личности осужденного;
3. определить специфические социально-демографические, уголовно правовые, уголовно-исполнительные признаки личности осужденного.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Характеристика лиц отбывающих наказание…………………………….…..4
2. Социально-демографическая характеристика осужденных…………………7
3. Уголовно-правовая характеристика осужденных…………………..………15
4. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных…………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
Московский гуманитарно – экономический институт
Тверской филиал
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
Студентки 5 курса юридического факультета группы ЮБ-561
Равковской Наталии Александровны
Учебная дисциплина: Юридическая психология
Тема: Психологические особенности осужденных
«_____ » декабря2013г.
Оценка «_____________»
2013 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Характеристика лиц отбывающих наказание…………………………….…..4
2. Социально-демографическая
3. Уголовно-правовая
4. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных…………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Уголовно - исполнительная политика ориентирует деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений на социально - педагогическую направленность воспитательной работы с осужденными в достижении цели их исправления и предупреждения совершения ими новых преступлений. Не зная свойств и характерных особенностей личности осужденного, невозможно понять причины совершения им преступления, без чего, в свою очередь, невозможно вести речь о предупреждении рецидива преступлений, результативном воздействии на нее.
В настоящее время актуально рассмотрение вопросов связанных с изучением личности осужденного, что вызывает необходимость понять причины их преступного поведения, и следовательно, определить содержание и направленность мер профилактики и предупреждения совершаемых преступлений.
Целью данной работы является рассмотрение характеристик личности осужденного.
Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы является институт личности осужденного как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников: как законодательства, так и судебной практики.
Особое внимание теме «психологические особенности осужденных» уделяют следующие авторы Михлин А.С., Селиверстов В.И., Зубков А.И., Бурлаков В.Н.
Анализ литературы позволяет выделить влияние условий нахождения в колонии на личностные характеристики осужденных, позволяя увидеть некоторые общие особенности присущие всем осужденным.
1. Характеристика лиц отбывающих наказание
Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, связанное с ним выполнение социальных ролей и функции, отличных от тех, которые он выполнял, находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное количество преступников обладают однородными психологическими свойствами, среди которых ведущими являются: импульсивность, агрессивность, гиперчувствительность в межличностных взаимоотношениях, отчужденность и плохая социальная приспособленность.1
Личность осужденного формируется под воздействием условий заключения, процесс формирования по-разному протекает на разных этапах заключения. В течение первого года осужденные находятся в некотором смятении, преобладает состояние замкнутости, тревожности, апатии. На 1-3 году отбывания наказания к осужденному приходит осознание того, что с ним произошло, того, что ему предстоит пробыть в колонии более 15 лет. Наступает состояние депрессии, преобладает чувство страха, что вся жизнь пройдет «за решеткой». На 3-5 году пребывания в исправительном учреждении происходит определенный спад напряжения, актуальным становится стремление к самостоятельности, независимости. Осужденные учатся жить в условиях колонии, стремятся занять определенное положение в тюремной иерархии. На 5-10 году отбывания наказания вновь актуализируются кризисные состояния, чувство страха, тревоги, внутренняя дисгармония, чувство неудовлетворенности.2
Одной из важнейших задач наказания является исправление осужденного, что невозможно без изучения его личности, без выявления тех черт, которые привели к совершению преступления и должны быть искоренены. С другой стороны, важно знать и то хорошее, что есть в человеке, на что можно опираться в проведении воспитательной работы.
Изучение личности осужденного помогает решить практически важные вопросы функционирования мест лишения свободы — комплектования бригад и отрядов, формирования самодеятельных организаций, общеобразовательных и профессионально-технических школ, индивидуализации воспитательной работы. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания, переводить осужденных из одного вида исправительного учреждения в другой. Наконец, изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности представления осужденного к условно-досрочному освобождению, к замене неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания или к помилованию.
Из сказанного видно, что почти вся деятельность исправительного учреждения так или иначе связана с изучением личности осужденного.
Обязанность изучения личности осужденных закреплена в законе. Часть 4 ст. 109 УИК устанавливает, что «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений».
Чтобы воспитывать человека, нужно знать, как формировалась его личность, что он представляет собой в настоящее время, велика ли его социально-нравственная запущенность, какие отрицательные качества личности привели к совершению преступления и в чем оно выразилось; необходимо изучить психологию данного преступника.
Личность осужденного как объект воспитания характеризуется, с одной стороны, признаками, присущими любой человеческой личности, с другой — такими, которые присущи только ей. Когда дело касается воспитания, нельзя требовать от воспитуемого мгновенных реакций, ибо отражение, понимаемое и как изменение поведения, происходит с тем или иным запозданием. Чем сложнее объект воздействия, тем более интенсивное воздействие (и в количественном, и в качественном плане) требуется для корректирования его поведения. Фиксируя, отражая различные по характеру и силе воздействия, личность осужденного как бы копит и синтезирует «следы», которые на определенном этапе приводят к качественным ее изменениям. Эффект запаздывания отражения вытекает и из самой сущности причинно-следственных связей, лежащих в его основе, ибо между причиной и следствием всегда существует какой-то временный промежуток. В то же время вероятность запаздывания желательной ответной реакции со стороны осужденного увеличивается в результате негативного микросоциального окружения. Поэтому исправительное воздействие не всегда сразу же приводит к ожидаемым результатам.
Личность человека представляет собой очень сложное явление. Она связана с огромным количеством свойств человека, характеризующих его с социальной, психологической и биологической сторон. Известный русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными мелкими нуждами и всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах... во всех положениях... Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера».3
Процесс изучения личности осужденных представляет значительную сложность и потому, что обстоятельства и признаки, характеризующие личность, весьма многочисленны. Это ставит вопрос об их классификации.
Все признаки личности осужденного можно сгруппировать и выделить социально-демографическую, уголовно-правовую и уголовно-исполнительную характеристики.
2. Социально-демографическая характеристика осужденных.
Изучение социально-демографиче
Путем сравнения данных об осужденных со сведениями, характеризующими население, можно установить, представители каких категорий населения чаще совершают преступления. Сравнение данных об осужденных в целом и отбывающих те или иные виды наказания дает возможность судить о карательной политике судов в отношении разных категорий преступников. В этом параграфе анализируются данные о распределении осужденных по полу, возрасту, семейному положению, трудоспособности и состоянию здоровья, образованию, роду занятий.
1. Пол. Количество женщин среди осужденных относительно невелико и составляет 5,9%. За последние 30 лет доля женщин среди отбывающих лишение свободы постоянно падает.
Наибольшее влияние на этот процесс имеют две группы факторов. Прежде всего, женщины, как правило, совершают менее опасные преступления. В преступных группах они играют второстепенные роли, значительно реже совершают насильственные преступления. Вместе с тем суды при прочих равных условиях, исходя из принципа гуманизма, назначают им менее строгие наказания, стараясь не лишать свободы. На них чаще распространяются амнистии, часть из них освобождается ввиду применения отсрочки отбывания наказания
2. Возраст. Среди факторов, имеющих значение для демографической характеристики осужденных, важное место занимает возраст. Будучи существенным психофизическим свойством человека, возраст оказывает влияние на поведение людей, формирование их личности.
Лица среднего и старшего возраста имеют больший жизненный опыт, сформировавшийся характер. Их действия чаще, чем у молодежи, являются следствием обдуманных решений. У осужденных молодежного возраста завершается процесс формирования установок, мировоззрения в целом, происходит стабилизация криминального поведения. Этой группе осужденных свойственна высокая криминальная активность, авантюризм, стремление к риску. Их так же, как и несовершеннолетних, привлекает«тюремная» романтика. Сильна потребность в самоутверждении, высоком статусе, реализуемая неадекватным, чаще насильственным способом.4
В зрелости к осужденному приходит осознание того, какое место он занимает в жизни, своего положения среди других осужденных, в обществе в целом. Проблемы самореализации продолжают оставаться актуальными, однако способы самоутверждения могут стать иными. Пожилые осужденные менее активны в криминальном отношении, в большей степени сосредоточены на своем внутреннем мире.
Степень социального
развития личности и
Законодатель учитывает возрастные особенности молодежи. Возраст субъекта предопределяет решение вопроса о привлечении его к уголовной ответственности, которой подлежат лица, достигшие 16 лет, и лишь при совершении некоторых преступлений — 14 лет. При этом лицу, не достигшему на момент совершения преступления 18 лет, нельзя назначать смертную казнь, лишение свободы на срок свыше 10 лет.5
Возраст учитывается и при определении вида и размера наказания. Часто преклонный возраст признается смягчающим обстоятельством, так как возрастные изменения, прежде всего мозговой деятельности человека, накладывают отпечаток на его поведение. Возраст виновного оказывает влияние на определение вида места лишения свободы. Несовершеннолетние направляются для отбывания наказания в воспитательные колонии, лица, достигшие 18 лет, — в исправительные колонии и тюрьмы.
Рассматриваемый фактор имеет весьма важное значение и в процессе исполнения наказания, помогая найти правильный подход к человеку, объяснить те или иные его поступки. Как никакой другой показатель, возраст определяет поведение человека, его интересы, потребности, жизненные планы, состояние здоровья, возможности и перспективы по созданию семьи, получению специальности, образования. Без его учета нельзя дать оценки многим свойствам человека. Например, трехлетний трудовой стаж для девятнадцатилетнего лица является весьма значительным, а для пятидесятилетнего — очень низким, заставляющим усомниться в том, что такой человек вел трудовой образ жизни. Таким образом, возрастные особенности осужденных должны учитываться в работе по их исправлению.6