Психологические теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:43, реферат

Краткое описание

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Содержание

Введение
1. Эволюционная теория эмоций………………………………………… 4
2. Рудиментарная теория эмоций…………………………………………. 5
3. Структурная теория эмоций……………………………………………. 6
4. Теория эмоций Кеннона-Барда…………………………………………. 7
5. Трехкомпонентная теория эмоций В. Вундта…………………………. 7
6. Соматическая теория эмоций Джеймса-Ланге………………………... 8
7. Активационная теория Линдсея-Хебба………………………………... 9
8. Двухфакторная теория эмоций…………………………………………. 10
9. Потребностно-информационная теория эмоций……………………… 11
10. Биологическая теория эмоций………………………………………….. 12
11. Теория когнитивного диссонанса………………………………………. 13
Заключение………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы…………………………………… 15

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

 

Введение

 

1.

Эволюционная теория эмоций…………………………………………

4

2.

Рудиментарная теория эмоций………………………………………….

5

3.

Структурная теория эмоций…………………………………………….

6

4.

Теория эмоций Кеннона-Барда………………………………………….

7

5.

Трехкомпонентная теория эмоций В. Вундта………………………….

7

6.

Соматическая теория эмоций Джеймса-Ланге………………………...

8

7.

Активационная теория Линдсея-Хебба………………………………...

9

8.

Двухфакторная теория эмоций………………………………………….

10

9.

Потребностно-информационная теория эмоций………………………

11

10.

Биологическая теория эмоций…………………………………………..

12

11.

Теория когнитивного диссонанса……………………………………….

13

 

Заключение……………………………………………………………….

14

 

Список использованной литературы……………………………………

15


 

 

Введение

Психологические теории эмоций — теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. [1]

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Виды:

   — эмоциональный тон ощущений  выступает базовой формой эмоций  и представляет собой генетически обусловленные переживания, сопровождающие жизненно важные впечатления;

   — собственно эмоции имеют  выраженную связь с локальными  ситуациями, которая образовалась  прижизненно. Их возникновение  может происходить и без актуального  действия ситуации их образования,  тогда они выступают ориентирами  деятельности;

   — чувства, как устойчивые  эмоциональные отношения к отдельным  аспектам действительности;

   — аффекты, представляют собой  очень сильные эмоциональные  переживания, связанные с активным  поведением по разрешению экстремальной  ситуации.

 

  1. Эволюционная теория эмоций

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу  «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом  в понимании связи биологических  и психологических явлений, в  частности организма и эмоций. Дарвин показал, что во внешнем проявлении (выражении) разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях  много общего у антропоидов и  слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая  получила название эволюционной.

Эмоции согласно этой теории появились  в процессе эволюции живых существ  как жизненно важные приспособительные  механизмы, способствующие адаптации  организма к условиям и ситуациям  его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как  рудименты (остатки) реальных приспособительных  реакций организма. Большая группа психологов (сподвижников Ч. Дарвина) склонна  рассматривать эмоцию не как психическое  состояние, а как ответ организма  на ситуацию.

Ч. Дарвин считал, что большая часть  эмоциональных реакций объясняется  либо тем, что они полезны (выражение  гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами  движений, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности  облегчала схватывание за ветви  деревьев. Ч. Дарвин показал, что внешние  эмоциональные выражения у живых  существ эволюционируют так же, как  и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э. Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха» (Клапаред Э. Чувства и эмоции. 1928). [2]

 

  1. Рудиментарная теория эмоций

Развивает эволюционную идею о происхождении  эмоций, оценивая их со стороны поведенческой  сферы. После публикации работ Чарльза  Дарвина ряд психологов (частью Герберт  Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты — Теодюль Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных.

Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные  биологические реакции. Согласно данной концепции, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются  как рудиментарные реакции при  бегстве и обороне, а выразительные  движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные  остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию  нападения.

Страх стал рассматриваться как  «заторможенное бегство», а гнев как  «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее  эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теории приводит к несколько  спорным выводам об отмирании  эмоций как таковых и не объясняет  разнообразие эмоционального мира человека.

 

  1. Структурная теория эмоций Джеймса Пейпеца

Концепция американского невропатолога  Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937 году. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой (название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга).

 Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

 

  1. Теория эмоций Кеннона-Барда

По мнению Уолтера Кэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений. Позднее, Филип Бард доказал одновременность физиологических и субъективных проявлений эмоционального процесса. Развитие этих представлений, подкрепленное данными физиологии, привели к выводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус, где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективное переживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций. [3]

  1. Трехкомпонентная теория эмоций В. Вундта

В. Вундт, известный немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии, продолжил традиции Спенсера, который  рассматривал эмоции как состояние  сознания. С помощью классических и очень простых экспериментов  с метрономом В. Вундт построил свою теорию. Он выделил "три-измеримое пространство" эмоций: "Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в которой каждый из измерений имеет два противоположных направления, исключающих друг друга". Основные измерения эмоциональных процессов и состояний: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - покой, напряжение - разрядка (освобождение от напряжения).

В системе координат, задаются этими  тремя измерениями, можно расположить  и по соответствующим параметрам характеризовать все известные  эмоциональные процессы и состояния.

  1. Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге

Соматическая теория эмоций выдвинута  независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции.

Согласно данной теории, эмоциональное  ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение  вызывает рефлекторные изменения в  деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых  и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием  внешних стимулов происходят характерные  для эмоций изменения в организме  и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

В сравнении с рудиментарной  теорией эмоций, которая рассматривает  их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

  1. Активационная теория Линдсея-Хебба

Данная теория основана на работах  Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы к регуляции уровня активности.

Поскольку данные образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих  в мозге процессов, помогают организму  адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки данной системы  находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что  эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга.

Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи с деятельностью ретикулярной формации и показал, что её активность коррелируется с силой, продолжительностью и качеством эмоционального переживания. Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.

 

  1. Двухфакторная теория эмоций

Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать  эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и  когнитивной интерпретации этого  возбуждения. Согласно теории «продукты  процесса познания используются для  интерпретации значения физиологических  реакций на внешние события». Иллюстрирует данную теорию следующий эксперимент: «Четыре группы студентов сдавали экзамен. Две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным веществом».

Информация о работе Психологические теории эмоций