Психологические требования к личности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:35, контрольная работа

Краткое описание

К необходимым качествам работающего с дошкольниками и младшими школьниками учителя могут быть отнесены: сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы, умеренная экстравертированность, стеничность эмоций и эмоциональная устойчивость (высокий уровень невротизма учителя профессионально противопоказан в дошкольных учреждениях), уровень интеллектуального развития не ниже нормального (т.е. по показателям восприятия, памяти, мышления) и по характеристикам внимания, высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования. В общечеловеческом смысле это должен быть расположенный к людям (к детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек (В.А.Сухомлинский), который всегда имеет в виду их социальную незащищенность (Я. Корчак) и может видеть себя в детях, встать на их позицию (Ш.А. Амонaшвили).

Содержание

Введение……………………………………………………………..стр. 3
Основные качества личности педагога…………………………стр. 3 - 5
Индивидуальный стиль деятельности педагога………………..стр. 5 - 6
Требования, предъявляемые педагогу………………………….стр. 6 - 7
Качества требуемые от педагога в современном обществе........стр. 7 -8
Заключение…………………………………………………………..стр. 9
Список литературы…………………………………………………стр. 10

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. «Приамурский государственный университет  имени Шолом-Алейхема».

 

 

 

 

 

                                                          Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема: «Психологические требования к личности педагога».

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила: студентка 4 курса

                                                                                Факультет - ДПП                                                   

                                                                               Отделение – ПП-ЦПО

                                                                                Группа 8701з

                                                                                Киселева Наталья                                                          

                                                                                Владимировна

                                                                                Проверил:

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биробиджан 2013г.

 

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………..стр. 3
  2. Основные качества личности педагога…………………………стр. 3 - 5
  3. Индивидуальный стиль деятельности педагога………………..стр. 5 - 6
  4. Требования, предъявляемые педагогу………………………….стр. 6 - 7
  5. Качества требуемые от педагога в современном обществе........стр. 7 -8
  6. Заключение…………………………………………………………..стр. 9
  7. Список литературы…………………………………………………стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психологический портрет  учителя любого учебного предмета включает следующие структурные компоненты: индивидуальные качества человека,  его личностные качества, коммуникативные (интерактивные) качества, статусно – позиционные особенности, деятельностные (профессионально – предметные), внешнеповеденческие показатели. Специфика набора и сочетания названных компонентов определяет психологический портрет учителя для каждого этапа обучения и, в частности, обучения и воспитания в дошкольном учреждении.

К необходимым качествам работающего с дошкольниками и младшими школьниками учителя могут быть отнесены: сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы, умеренная экстравертированность, стеничность эмоций и эмоциональная устойчивость (высокий уровень невротизма учителя профессионально противопоказан в дошкольных учреждениях), уровень интеллектуального развития не ниже нормального   (т.е. по показателям восприятия, памяти, мышления) и по характеристикам внимания, высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования. В общечеловеческом смысле это должен быть расположенный к людям (к детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек (В.А.Сухомлинский), который всегда имеет в виду их социальную незащищенность (Я. Корчак) и может видеть себя в детях, встать на их позицию (Ш.А. Амонaшвили).                                                                                                 

 

 

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

 

Фундаментальная роль дошкольного  периода развития в процессе становления  человеческой личности предъявляет  к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

- педагогическую направленность, как комплекс психологических  установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

- эмпатию, выражающуюся  в эмоциональной отзывчивости  на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

- педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять  личное достоинство, не ущемляя  самолюбие детей, их родителей,  коллег по работе;

- педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

- педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере  педагога в силы, возможности  каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

- культуру профессионального  общения, предполагающую организацию  правильных взаимоотношений в  системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог  — коллеги»;

- педагогическую рефлексию,  как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных  качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и  профессиональных качеств педагог  должен обладать рядом умений, свидетельствующих  о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские  и специальные (Е. А. Панько).

Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного  образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Одаренный, творческий человек - это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Как совместить рассмотренные общие требования к педагогической деятельности, представленный набор педагогических способностей, которыми должен обладать каждый учитель и воспитатель, с их стремлением к индивидуальности? Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); в характере реакций на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения; в подборе средств воспитания; в стиле педагогического общения; в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.    Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

 

ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ  ПЕДАГОГУ

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным образом, нужно иметь в  виду, что педагогика лишь частично считается наукой, в остальном считается искусством. Требования к педагогу определяются значительной важностью и исключительной оригинальностью педагогической деятельности. Условно их можно разделить на 4 большие группы:

     1. Воспитательные требования

    2. Дидактические требования

     3. Психологические требования

     4. Гигиенические требования

Воспитательные требования к педагогу. Сюда можно отнести умение воспитывать у учащихся моральные качества, умение закладывать основу эстетических вкусов. Современный педагог должен показать, как процесс обучения тесно связан с самой жизнью. Ведь человек, только обучаясь и получая знания, может соответствовать запросам и требованиям современной жизни.

Дидактические требования обуславливаются необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся. Преподаватель в своей работе должен грамотно сочетать словесные, наглядные, а также практические методы обучения. Ученик должен получать теорию неотрывно от практики, которую сможет применять в своей будущей работе, повседневной жизни. Необходим системный контроль над тем, как ученики усваивают материал, как могут применять знания на практике. Если в этом есть какие-то сложности – надо вовремя скорректировать их учебные усилия. Очень важна «обратная связь». Нужно общаться с учащимися, понимать их трудности и переживания, стараться направлять их в нужное русло. Нужно проводить работу над собственными ошибками. Если у подопечных возникают какие-то пробелы, нужно задать себе вопрос «где я допустил ошибку в обучении?».

Информация о работе Психологические требования к личности педагога