Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 20:14, курсовая работа
Актуальность проблемы выявления психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение детей, подростков, молодежи.
Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации) [13, с. 41].
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы виктимологии……………………...
Понятие «виктимное поведение»……………………………..
Психологические исследования факторов виктимного поведения у подростков ………………………………………
Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения у подростков……………………………………………….
2.1. Диагностика особенностей виктимного поведения учащихся подросткового возраста………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Курсовая работа на тему:
«Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение»
Работу выполнила:
Студентка 3 курса 2 группы
Института педагогики и психологии
Специальности «Психология»
Ершова Надежда Сергеевна
Научный руководитель:
доцент кафедры социальной психологии,
кандидат психологических наук, доцент
Голубев Валерий Вячеславович
Кострома
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы виктимологии……………………...
Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения у подростков………………………………………………. 2.1. Диагностика особенностей виктимного поведения учащихся подросткового возраста………………………………………………
Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………… Приложение…………………………………………………… |
3
7 7
12
17
17
29 30 32 |
Введение
Актуальность проблемы выявления психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение детей, подростков, молодежи.
Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации) [13, с. 41].
Дети и подростки нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия.
Многочисленные исследования в области детской и подростковой психиатрии и психологии убедительно свидетельствуют о том, что психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, психическое и физическое здоровье, адаптацию в обществе.
Многие авторы (Б.В. Зейгарник, Ю.А. Клейберг, А.А. Реан, Л.М. Франк и другие) подчеркивают важные медицинские, социальные и криминальные аспекты жестокого обращения с детьми с формированием у них в последующем своеобразного «цикла насилия» в виде передачи агрессивного паттерна поведения из поколения в поколение и существование прямых корреляций между суровостью наказания и выраженностью агрессивности.
Жертвы насилия зачастую сами становятся агрессорами и совершают тяжкие криминальные действия вплоть до убийств. Именно поэтому проблема жестокости и насилия в отношении детей признана во всем мире приоритетной, что закреплено в Международной конвенции ООН по правам ребенка (1989).
Особую актуальность она приобрела и в нашей стране в связи с увеличением числа детей - социальных сирот, которые подвергаются жестокости и насилию как внутри семьи, так и за ее пределами.
В настоящее время выделяют 3 основные формы жестокого обращения с детьми (физическая, эмоциональная жестокость, сексуальное злоупотребление) и небрежное отношение [14, с. 51].
Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них — погибают; 60% — сироты, достигшие трехлетнего возраста, — попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность» (только в 2011 г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше 5 лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних [29].
Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством. Так, анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих [29]. «Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых» [30, с. 45].
Подростки - жертвы насилия, как правило, испытывают глубокий психологический стресс, депрессию, отчаяние, утрачивают смысл жизни. «Большинство жертв насилия переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены» [27, с. 20]. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены уйти из дома, совершить самоубийство – такие заявления попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один на один со своей бедой, ребенок может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на помощь, он начинает понимать, что может найти помощь и поддержку у окружающих.
Как отмечают В.Л. Васильев, А.В. Дулов, В.Е. Коновалова, А.В. Тимченко, Ю.Ф. Чуфаровский и другие, своевременная социально-психологическая помощь, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, часто помогают избежать трагедии.
При этом, основным принципом такой помощи должен стать индивидуальный подход, глубокое изучение причин и последствий случаев насилия над детьми; в случае необходимости, привлечение специалистов для оказания медико-психологической помощи ребенку.
При любых проявлениях насильственных действий над ребенком учителям и социальным работникам необходимо ставить в известность правоохранительные органы, оперативно пресекать повторные случаи насильственных действий над несовершеннолетними.
Таким образом, проблема организации социально-педагогической поддержки детей и подростков – жертв насилия является актуальной проблемой всего общества, требует объединения усилий всех специалистов, работающих в сфере защиты прав детей.
Цель работы: выявить психологические факторы виктимного поведения.
Объект исследования: виктимное поведение подростков.
Предмет исследования: психологические факторы виктимного поведения подростков.
Гипотеза: виктимное поведение обусловлено установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной сугестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества.
Задачи работы:
При написании курсовой работы были использованы как теоретические (анализ, сравнение, сопоставление), так и эмпирические (диагностика, изучение результатов, разработка рекомендаций) методы исследования.
База исследования: 7-9 классы Дубковской муниципальной основной общеобразовательной школы (42 подростка в возрасте 13-16 лет).
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы виктимологии
1.1. Понятие «виктимное поведение»
Виктимология или психология потерпевшего является многоаспектным и самостоятельным разделом юридической психологии. Ранее считалось, что виктимология как одна из наук о человеке изучает поведение, отклоняющееся от нормы безопасности. Виктимология направлена на анализ взаимоотношений и связей между жертвами, преступниками, и социально опасными проявлениями социальной среды.
Основная задача виктимологии состоит в описании пути нормализации негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека со стороны преступной половины сообщества.
Виктимное поведение в исследованиях Ю.А. Клейберга рассматривается как отклоняющееся поведение. Исследователь дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» [13, с. 14].
Выход за пределы обычного, нормативного связан со сменой состояния, а также условий и характера деятельности, с совершением особого действия - поступка. Поступок обеспечивает возможность:
- испытания себя;
- выявления своих качеств, особенностей, намерений;
- опробования и выбора
способов достижения поставленн
Таким образом, термином «девиантное поведение» обозначается отклонение от нормы, связанное с внеинституциональным поведением. Подобное поведение регулируется системой норм, не принятой данной группой, и нередко возникает в подростковом возрасте, поддерживая намерение исследовать, изучать, экспериментировать, выявлять свои потенциальные возможности:
- «Положительная девиация» коррелирует с творческими способностями и стремлением к их реализации.
- «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездействие, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий (у детей и подростков), наркомания, алкоголизм [13, с. 21].
Делинквентное, антиинституциональное поведение (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — противонормное, сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом.
Особое значение в возникновении виктимного поведения придается следующим факторам:
- человеку (психологические факторы),
- норме (моральные факторы),
- группе (социальные факторы).
Как отмечает Ю.А. Клейберг, виктимное поведение как отклонение от норм безопасного поведения реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации).
По степени связи с преступным поведением виктимность может проявляться в двух формах:
Эвентуальная виктимность (потенциальная) означает возможность при определенных обстоятельствах или ситуации стать жертвой преступления.
Децидивная виктимность (виктимность в действии) включает искаженное поведение, целеполагание и девиации, которые служат катализатором преступления.
По мнению Ю.А. Клейберг, люди, избирающие социальную роль жертвы, (сознательно или бессознательно) вовлекаются в различные криминогенные ситуации с подсознательной целью получить как можно больше сочувствия и поддержки со стороны. При этом позиция жертвы оправдывается установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной сугестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества [13, с. 52].
В связи с этим, виктимность рассматривается в работах юридической психологии как психическая и социально-психологическая девиация (патологическая виктимность, страх перед преступностью и аномалиями).
В исследованиях В.Л. Васильева, А.В. Дулова, Ю.В. Чуфпровского и др., по степени склонности к виктимологическому поведению, повторяемости криминогенных ситуаций, в которые попадает субъект, выделяется:
- гипервиктимность (стремление к бездумному риску, достижение эйфории от преодоления чересчур опасных препятствий, провоцирование критических и конфликтных ситуаций);
- гиповиктимность (обеспечение повышенной безопасности, закомплексованность, ограниченность общения и социальных контактов, уход от трудностей и реалий современной жизни).
В исследованиях В.Л. Васильева виктимное поведение детерминировано индивидуально-психологическими качествами личности потерпевшего, который является одной из центральных фигур преступления, следственных действий и рассмотрения дела в суде, особенно если речь идет о преступлении против личности [6, с. 67].
От индивидуально-психологических качеств потерпевшего, от его поведения зависит осуществление преступных намерений, степень активной обороны от преступных посягательств.
Информация о работе Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение