Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:44, реферат
Целью данной работы является выявление некоторых видов психологического воздействия.
Введение………………………………………………………………….3
1. Психологическое воздействие: определение, цели………………....4
2. Вербальные средства психологического воздействия……………...4
2.1. Ложь как средство речевого воздействия…………………….....6
3. Невербальные средства психологического воздействия…………...7
3.1. Знак и сигнал как средства невербального воздействия………..8
4. Информационные средства психологического воздействия………9
Заключение………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………..12
Содержание:
Введение……………………………………………
1.
Психологическое воздействие:
2.
Вербальные средства
2.1. Ложь как средство речевого воздействия…………………….....6
3.
Невербальные средства
3.1. Знак и сигнал как средства невербального воздействия………..8
4. Информационные средства психологического воздействия………9
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………..12
Введение.
Каждый человек хоть раз в жизни поддавался какому-либо психологическому воздействию: будь то воздействие родителей, преподавателей, друзей или даже воздействие абсолютно незнакомых людей. На самом деле, умение воздействовать на людей – это огромное искусство, которому может научиться не каждый человек.
Многие специалисты считали, что личность и коллектив всегда развивались неразрывно друг от друга. Но сейчас люди перестали себя комфортно чувствовать в коллективе из-за перемен в общественных отношениях, поэтому каждый стал бороться только за личное благополучие.
Поэтому в последние годы резко возросла важность знания методов психологического воздействия, и каждый человек пытается по-своему ответить на вопрос, как нужно вести себя в каких-то конкретных ситуациях. А между тем существует огромное количество конкретных технологий, но в нашей работе мы рассмотрим только некоторые из них.
Целью
данной работы является выявление некоторых
видов психологического воздействия.
1. Психологическое воздействие: определение, цели.
В последнее время такая наука как социальная психология подчеркивает, что необходимо активнее разрабатывать методы психологического воздействия затем, чтобы управлять деятельностью различных групп, коллективов и отдельных личностей.
Согласно Г.А. Ковалеву, психологическое воздействие – процесс, который реализуется в ходе взаимодействия двух и более равноупорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках), состоянии хотя бы одной из этих систем [Цит. Кабаченко, 2000, с. 18].
По
В.Н. Куликову, психологическое воздействие
– это осуществляемое с помощью
речи и неречевых средств
В процессе психологического воздействия задействованы две субъектные стороны – оказывающая воздействие и подверженная воздействию.
Главной
целью воздействия является побуждение
людей к выполнению определенных
действий. Но Д.В. Василенко считает, что,
для того, чтобы люди стали выполнять эти
действия, они должны видеть в них выгоду
или личностный смысл [Василенко http://science.ncstu.ru/
view].
В
нашей работе мы рассмотрим вербальные,
невербальные и информационные средства
психологического воздействия на личность.
2. Вербальные средства психологического воздействия.
Вербальные средства воздействия – это в основном речевые воздействия. Речевое воздействие – это влияние, оказываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, паралингвистических и нелингвистических символических средств в процессе речевого общения, отличающееся особыми предметными целями говорящего, которые включают изменение личностного смысла того или иного объекта для реципиента, перестройку категориальных структур его сознания, изменение поведения, психического состояния либо психофизиологических процессов [Шелестюк, 2008, с. 10].
Как
мы видим из определения, целями такого
воздействия можно считать
Обычно к способам речевого воздействия относят убеждение и внушение.
Убеждение – воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. В.Н. Панкратов говорит, что основой этого метода является отбор, затем логическое упорядочивание фактов и выводы [Цит. Шелестюк, 2008, с. 11]. Результатом такого процесса воздействия может стать формирование знания, которое становится мотивом поведения человека, устойчивым свойством его личности. Обычно у человека убеждения формируются исходя из личного опыта. Когда человек в чем-то убежден, то он готов не только согласиться с определенной точкой зрения, но и защищать эту точку зрения, действовать в соответствии с ней [Кабаченко, 2000, с. 164].
Что касается внушения, Е.В. Шелестюк также ссылается на В.Н. Панкратова, говоря, что это воздействие на подсознание личности, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю и поведение и осуществляющееся за счет ослабления контрольно-регулятивной функции сознания, снижения сознательности [Цит. Шелестюк, 2008, с. 11]. Внушение достигается словами, интонацией, мимикой, действиями. В дальнейшем имеет навязчивый характер и практически не поддается осмыслению и коррекции [Шелестюк, 2008, с. 11].
Различие между двумя этими видами воздействия в том, что внушение может быть осуществлено в отношении лиц, которые находятся в состоянии бодрствования и в гипнозе, естественном сне или по выходу из гипноза; а убеждение эффективно только в состоянии бодрствования [Кабаченко, 2000, с. 161].
Некоторые исследователи (такие как Е.Ф. Тарасов, М.Р. Желтухина и др.) к способам воздействия относят заражение и подражание.
Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта [Шелестюк, 2002, с. 14].
Подражание
– это следование некоторому примеру
или образцу, которые можно рассматривать
как внутренний голос либо отсроченное
следствие более раннего
Обычно заражение рассматривается как подвид внушения, а подражание – как его следствие.
Ссылаясь
на В. Сергеечеву, Е.В. Шелестюк утверждает,
что воспитание основано на речевом
воздействии, но носит комплексный
характер, включая всю совокупность
способов воздействия с помощью
речи [Цит. Шелестюк, 2008, с. 14].
2.1. Ложь как средство речевого воздействия.
Отходя от традиционных видов речевых воздействий, можно сказать, что ложь тоже является своеобразным средством манипуляции людьми.
Еще со времен Аристотеля и Платона, философы делали попытки разобраться как в сущности лжи, так и в ее морально-психологических аспектах.
Словари русского языка трактуют ложь как неправду, обман, искажение истины, также как выдумку, фантазию, розыгрыш. Т.В. Сахнова пишет, что с психологической стороны ложь – это сознательное создание ложного представления о тех или иных обстоятельствах действительности в сознании другого объекта [Цит. Грачев, 2002, с. 237]. Целью лжи обычно является достижение или, наоборот, избегание каких-либо последствий.
Причины лжи нужно искать в истоках формирования личности. У детей это обычно страх перед наказанием, а родители используют ложь в качестве способа оказания влияния на ребенка. Но так как дети часто берут пример с родителей, они ни в коем случае не должны включать обман в структуру обычного поведения [Грачев, 2002, с. 243].
В.В. Знаков отмечает, что ложь иногда является следствием проявления защитных реакций личности, которые способствуют устранению дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью отношениями с окружающими [Цит. Грачев, 2002, с. 244].
Ж. Дюпра считает, что ложь связана с некоторыми культурными особенностями определенных этнических групп. Он говорит, что для некоторых стран ложь – это неизбежное явление. Дюпра объясняет это воспитанием и национальными традициями, которые оказывают влияние на характеристики межличностного общения.
Использование
лжи с целью манипулирование другими
людьми получило название «макиавеллизм»
- по имени философа, который оправдывал
любые способы достижения цели [Грачев,
2002, с. 246].
3. Невербальные средства психологического воздействия.
Что же касается невербальных средствам психологического воздействия на людей, то к ним принято относить паравербальные характеристики речи и выразительные движения.
Начнем
с того, что именно благодаря невербальному
общению человек развивается психологически
до того возраста, как он научился говорить.
То есть до 2-3 лет. Также можно сказать,
что невербальное общение помогает развивать
и совершенствовать коммуникативные возможности
человека, вследствие чего он открывает
для себя более широкие возможности для
развития [Духовской http://tipolog.narod.ru/
Следует
начинать рассмотрение невербальных компонентов
как средства психологического воздействия
с паравербальных характеристик
речи. Нужно отметить, что паравербальные
характеристики речи выступают как
средство отражения состояния
В.А. Лабунская утверждает, что невербальное поведение является средством идентификации собеседников, поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися и является индикатором актуальных психических состояний [Цит. Кабаченко, 2000, с. 169].
Именно то, что невербальные компоненты могут выражать, обозначать, олицетворять, воздействовать на чувства, вызывать образ, служить средством реагирования и является основой психологических эффектов, которые используют в целях воздействия.
Невербальные средства используются только в сознательном состоянии, то есть когда участники коммуникации осознают их коммуникативные функции [Кабаченко, 2000, с. 172].
Также
невербальные средства используют в
целях смягчить эффект от вербального
воздействия, заместить речевое средство,
уточнить или изменить смысл сообщения,
усилить эмоциональную насыщенность сказанного
(Например, известно, что в телекоммуникации зрительный
ряд всегда превалирует над звуковым)
[Кабаченко, 2000, с. 173].
3.1. Знак и сигнал как средства невербального воздействия.
Рассмотрим сигнал и знак как средства психологического воздействия.
Чем выше уровень психического развития индивида, тем больше ему необходим процесс обмена информацией и тем эффективнее он должен быть. Таким образом, сигнал имеет двойственную функцию. С одной стороны он замещает некоторый предмет, с другой – выступает как регулятор поведения.
Б.Ф.
Поршнев считает, что с увеличением
сложности психической
Л.С. Выготский утверждал, что знак – это психологическое орудие. Через его значение осуществляется управление поведением [Куликов, с. 46].
Специалисты считают, что сила слова – явление теоретически малоизученное. Поэтому, следуя за Выготским, следует о принципе сигнификации, т.е. введении знака как средства обозначения и регуляции человеческих отношений. Знаки возникают, когда нужна фиксация идеального содержания человеческой деятельности и регуляции отношений между индивидуумами в соответствии с этим содержанием, т.е. с разумным смыслом.
Сигнальный
аспект знака, т.е. его прямая связь
с раздражителем, способность вызывать
те же реакции, что и сам первосигнальный
раздражитель, используются, например,
при внушении [Куликов, с. 44-47].
4. Информационные средства психологического воздействия.