Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:21, контрольная работа
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Целью данной работы является изучения видов и функций общения, а также роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия.
Введение……………………………………………………………. 2
1. Понятие, виды и функции общения……………………………. 3
2. Роль восприятия в процессе общения.
Ошибки восприятия………………………………………………9
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические
понятия и их определения………………………………………. 14
Список использованной литературы……………………………… 15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, виды и функции общения……………………………. 3
2. Роль восприятия в процессе общения.
Ошибки восприятия………………………………
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические
понятия и их определения………………………………………. 14
Список использованной литературы……………………………… 15
Введение.
Общение – сложный процесс
взаимодействия между людьми, заключающийся
в обмене информации, а также
в восприятии и понимании
Именно в процессе
общения усваивается опыт, накапливаются
знания, формируются практические
умения и навыки, вырабатываются
взгляды и убеждения. Только
в процессе общения
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Целью данной работы является изучения видов и функций общения, а также роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия.
1. Понятие, виды и функции общения.
Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Значимость общения определяется тем, что общение так же необходимо человеку, как необходима потребность в еде, питье, сне.
Общение – это необходимое
условие нормального развития
человека как члена общества
и как личности, условие его
духовного и физического
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Процесс общения включает в себя:
- формирование образов и моделей поведения;
- взаимодействие людей;
- взаимное влияние людей друг на друга;
- обмен информацией;
- взаимное переживание и понимание;
- формирование внутреннего «Я» человека.
Общение является мощным биостимулятором
его жизнедеятельности и
Цель общения:
• находится вне самого взаимодействия субъектов;
• заключена в нем самом
• состоит в приобщении партнера к опыту и ценностями инициатора общения
• приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.
Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное
и массовое общение.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным
и деловым. Личное общение – это
обмен неофициальной
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).[1]
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.
Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто, с использованием манипулятивной техники воздействия (лесть, обмана, «пускание пыли в глаза» и т.п.). Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Манипуляции
используются непорядочными людьми
в бизнесе и других деловых
отношениях, а также в средствах
массовой информации. При этом владение
и использование средств
В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.[2]
«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».[3]
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.[4]
Духовно межличностное общение – общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное (ролевое) – определяемое служебными и социальными статусами и неформальное общение – личностными статусами, личностными целями. С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно – ролевым.²
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально – психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.³
Производственное
Содержанием делового общения является социально – значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Целью делового общения является организация и оптимизация совместной деятельности. Для того, чтобы цель делового общения была успешно реализована выделяют следующие принципы:
- принцип создания условий
для выявления творческого
- принцип полномочий и
ответственности,
Рассмотрим функции общения:
Аффективно – коммуникативная (перцептивная), в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферой человека.
Информационно –
Регуляционно –коммуникативная (интерактивная) – заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия (человек может воздействовать на все составляющие деятельности своего партнера).
2. Роль восприятия в
процессе общения. Ошибки
Общение определяется тем
представлением о партнере, которое
складывается в восприятии. Под восприятием
в психологии общения подразумевается
непросто формирование целостного образа
на основе его внешнего вида и поведения,
но и понимание партнера по общению
(понимание рассматривается
В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но также и целые группы. При восприятии можно выделить три возможные ситуации:
▪ситуация «Я – Он» - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;
▪ситуация «Я – Они» - восприятие индивидом группы как единого целого;
▪ситуация «Мы – Они» - восприятие одной группой другой группы.[5]
Социальное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:
а) восприятия внешних признаков других людей,
б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками,
в) интерпретации и
Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.[6]