Психология в юридической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:21, контрольная работа

Краткое описание

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Целью данной работы является изучения видов и функций общения, а также роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 2
1. Понятие, виды и функции общения……………………………. 3
2. Роль восприятия в процессе общения.
Ошибки восприятия………………………………………………9
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические
понятия и их определения………………………………………. 14
Список использованной литературы……………………………… 15

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 28.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………. 2

1. Понятие, виды и функции  общения……………………………. 3

2. Роль восприятия в  процессе общения. 

 Ошибки восприятия………………………………………………9

3. Соотнесите предлагаемые  социально-психологические 

понятия и их определения………………………………………. 14

Список использованной литературы……………………………… 15

Введение. 

 

 

  Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информации, а также  в восприятии и понимании партнёрами  друг друга. Субъектами общения  являются живые существа, люди. В  принципе общение характерно  для любых живых существ, но  лишь на уровне человека процесс  общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными  актами. 

 Именно в процессе  общения усваивается опыт, накапливаются  знания, формируются практические  умения и навыки, вырабатываются  взгляды и убеждения. Только  в процессе общения формируются  духовные потребности, морально  – политические и эстетические  чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются  как личные, так и общественные отношения.

Целью данной работы является  изучения видов и функций общения, а также роль восприятия в процессе общения и  ошибки восприятия. 

1. Понятие, виды и функции  общения.

Потребность в общении  относится к числу основных потребностей человека. Значимость общения определяется тем, что общение так же необходимо человеку, как необходима потребность  в еде, питье, сне. 

 Общение – это необходимое  условие нормального развития  человека как члена общества  и как личности, условие его  духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Процесс общения включает в себя:

- формирование образов  и моделей поведения;

- взаимодействие людей;

- взаимное влияние людей  друг на друга;

- обмен информацией;

- взаимное переживание  и понимание; 

- формирование внутреннего  «Я» человека.

Общение является мощным биостимулятором  его жизнедеятельности и духовных устремлений.  В качестве субъектов общения может выступать как индивид, так и группа людей. 

 Цель общения:

• находится вне самого взаимодействия субъектов; 

• заключена в нем самом 

• состоит в приобщении партнера к опыту и ценностями инициатора общения 

 • приобщение его  самого (инициатора) к ценностям  партнера.

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов. 

 Различают межличностное  и массовое общение. Межличностное  общение связано с непосредственными  контактами людей в группах  или парах, постоянных по составу  участников. Массовое общение –  это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

В ролевом общении человек  лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью. В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным  и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо  значимая информация. Доверительность  – существенный признак всех видов  общения, без чего нельзя осуществлять переговоры. Конфликтное общение  характеризуется взаимным противостоянием  людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это  обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс  взаимодействия людей, выполняющих  совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние  периоды развития цивилизации возникают  различные виды опосредованного  общения. Опосредованное общение –  это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).[1]

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения  «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных  условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.

Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто, с использованием манипулятивной техники воздействия (лесть, обмана, «пускание пыли в глаза» и т.п.). Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

В свою очередь, диалогическое  общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.[2]

«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».[3]

Примитивное общение,  когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен  –  то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Светское общение.  Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.[4]

Духовно межличностное общение – общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

Все многообразие видов общения  можно разделить на две большие  группы: формальное (ролевое) – определяемое служебными и социальными статусами  и неформальное общение – личностными  статусами, личностными целями. С  этой точки зрения деловое общение  можно назвать личностно –  ролевым.²

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного  вида трудовой деятельности, которая  содействует установлению нормальной морально – психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.³ 

 Производственное взаимодействие  может и не быть общением, если  другой объект выступает в  качестве объекта (при авторитарном  стиле руководства). Если отношение  начальника к подчиненному выступает  в основном как отношение субъекта  к объекту. В этом случае  формой отношений является дисциплина.

Содержанием делового общения  является социально – значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание  и принятие каждым участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью  общения может быть побуждение другого  живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Целью делового общения является организация и оптимизация совместной деятельности. Для того, чтобы цель делового общения была успешно реализована выделяют следующие принципы:

- принцип создания условий  для выявления творческого потенциала  и профзнаний, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

- принцип полномочий и  ответственности, регламентирующий  деловое общение в рамках служебных  прав и обязанностей. 

Рассмотрим функции общения:  

 Аффективно – коммуникативная  (перцептивная), в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферой человека. 

 Информационно – коммуникатавная заключается в любом виде обмена информации между взаимодействующими индивидами ( индивиды являются активными субъектами). 

 Регуляционно –коммуникативная (интерактивная) – заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия (человек может воздействовать на все составляющие деятельности своего партнера).

2. Роль восприятия в  процессе общения. Ошибки восприятия.

Общение определяется тем  представлением о партнере, которое  складывается в восприятии. Под восприятием  в психологии общения подразумевается  непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению (понимание рассматривается как  отражение в сознании  партнеров установок, целей, а также как принятие этих целей).

В качестве субъекта и объекта  восприятия могут выступать не только отдельные личности, но также и  целые группы. При восприятии можно  выделить три возможные ситуации:

▪ситуация «Я – Он» - восприятие одним индивидом другого как  отдельной личности;

▪ситуация «Я – Они» - восприятие индивидом группы как единого  целого;

▪ситуация «Мы – Они» - восприятие одной группой другой группы.[5]  

Социальное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:

а) восприятия внешних признаков  других людей,

б) последующего соотнесения  полученных результатов с их действительными  личностными характеристиками,

в) интерпретации и прогнозирования  на этой основе возможных их поступков  и поведения. В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном  и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.

Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.[6]

Информация о работе Психология в юридической деятельности