Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:51, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ психологии групп и коллективов в спорте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические особенности спортивной группы.
2. Проанализировать возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе.
3. Определить значение лидерства в спортивной группе.
Введение
Глава 1. Социальная психология спортивных групп
1.1 Социально-психологические особенности спортивной группы
1.2 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
1.3 Лидерство в спортивной группе
1.4 Психологические основы общения в спорте
Глава 2. Особенности психологии футбольного коллектива
2.1 Психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива
2.2 Футбол как командный вид спорта
2.3 Особенности футбольной команда как малой группы
Заключение
Список использованной литературы
Психология групп и коллективов в футболе
Введение
Глава 1. Социальная психология спортивных групп
1.1 Социально-психологические особенности спортивной группы
1.2 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
1.3 Лидерство в спортивной группе
1.4 Психологические основы общения в спорте
Глава 2. Особенности психологии футбольного коллектива
2.1 Психологические особенности
взаимодействия членов
2.2 Футбол как командный вид спорта
2.3 Особенности футбольной команда как малой группы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Вопросы психологического
общения спортсменов в команде
интересуют многих учёных (Волков И.П.,
Горбунов Г.Д., Некрасов В.П. и т.д.). После
каждых Олимпийских Игр происходит
анализ удачных и неудачных
Сплочённость единой команды
достигается наличием единой цели –
победы. Спортсмены проводят много
времени вместе на тренировках, поэтому
система отношений должна приносить
чувство удовлетворения от пребывания
в таком коллективе. Большое влияние
на формирование межличностных отношений
в команде оказывает
Необходимо учитывать, что
в спортивной команде существуют
как игроки основного состава, так
и запасные. Взаимоотношения между
этими участниками в первую очередь
зависят от тренера. Если руководитель
доверяет основным игрокам, и, в то же
время, даёт возможность проявить себя
на соревнованиях спортсменам “
Соответствующий подбор команды и умение руководителя научить не только тактическому и техническому мастерству, но и взаимопониманию всех участников группы – это залог победы и успеха в соревнованиях.
Таким образом, одним из важнейших показателей “командности” является характер сложившихся межличностных отношений в профессиональном коллективе спортсменов, причем ведущую роль играет личность тренера.
В самой сущности спортивного коллектива заложено стремление постоянно совершенствовать формы организации и деятельности, непрерывно двигаться вперед, видеть поступательное развитие спорта, намечать и решать все новые и лучшие задачи.
Для спортивного коллектива характерно вовлечение всех своих членов в активную работу по решению общих его задач. Это могут быть конкретные вопросы методики повышения спортивного мастерства, технического и тактического совершенствования членов коллектива, поддержание на высоком уровне достигнутого положения среди других коллективов и др.
Наряду с этим коллектив ставит перед собой также цели и задачи, направленные на общее развитие того или иного вида спорта: не только применение уже известных средств и методов тренировки, но и проверку их на опыте, развитие и совершенствование.
В состав спортивного коллектива входят не только спортсмены, но и тренеры, врачи, массажисты, научные и технические сотрудники. Без их участия в общей работе коллектив не может развиваться нормально.
Цель исследования – провести анализ психологии групп и коллективов в спорте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-
2. Проанализировать
3. Определить значение лидерства в спортивной группе.
4. Обосновать психологические
особенности взаимодействия
5. Изучить особенности футбольной команды как малой группы.
Объект исследования – основополагающие характеристики психологии малых групп. Предмет исследования - определение особенностей психологии групп и коллектива в футболе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Петухов О.В., Ильин Е.П., Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. и других.
Глава 1. Социальная психология спортивных групп
1.1 Социально-психологические особенности спортивной группы
Спортивная команда - это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.
Социальная среда - сложно
устроенное общество, в котором люди
объединены друг с другом в многочисленные,
разнообразные, более или менее
устойчивые соединения - группы. Существуют
понятия большие и малые
а) большие - государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;
б) малые - небольшое объединение
людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых
каким-либо общим делом и находящихся
в прямых взаимоотношениях друг с
другом. Малая группа представляет
собой элементарную ячейку общества.
Примерами малых групп
Малую группу характеризует
психологическая и
Как известно, взаимоотношения бывают: официальные и неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Рис. 1 - Взаимоотношения в группе
Рассмотрим взаимоотношения в группе. Официальные отношения возникают на должностной основе; неофициальные - на базе личных или частных взаимоотношений людей; деловые - в связи с совместной работой или по ее поводу; личные складываются между людьми независимо от работы; рациональные - на первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих; эмоциональные - играют ведущую роль субъективные оценки, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком; отношения руководства - управление группой или ее самоуправление обычно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в группе (лидеры); отношения подчинения - подчинение отдельных членов группы через руководство руководителем или лидером группы.
Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские.
Спортивная группа - это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.
Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами.
Следует различать физкультурные и спортивные группы. Каковы их отличия?
Деятельность физкультурных групп, хотя и регламентирована временем занятий, правилами, нормами, физическими усилиями и контролем сверху, не направлена на достижение высоких личных или командных результатов в смысле спортивной компетенции. Физкультурные группы преследуют цель укрепления здоровья, снятия умственной и физической усталости, восстановления психического равновесия и хорошего настроения.
Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер - спортсмен) и по горизонтали (спортсмен - спортсмен), сплоченности и согласования. Следует помнить о том, что существуют взаимопроникновения и взаимоотношения между этими подструктурами. Таким образом, структуру спортивной группы можно представить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур, каждая из которых, в соответствии с общими законами существования малых групп, делится на формальную и неформальную структуры.
Формальная структура
создается в процессе учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности благодаря
приказам, распоряжениям, указаниям
вышестоящих организаций и
Неформальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Это нерегламентированные, спонтанно возникающие нормы поведения и действия.
Главной особенностью формальной структуры является то, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана. Таким образом, преобладание неформальной структуры деятельности над формальной следует считать недопустимым.
Если члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Исключение из отношений между членами группы эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном счете к конфликту.
Два типа структур - формальная и неформальная - всегда сосуществуют, образуя единую структурную систему. При этом соотношение структур должно быть оптимальным.
Соответствие формальных
и неформальных структур способствует
эффективной деятельности группы. Для
образования более
· инструкции, установки, программа деятельности, разработанная тренером, руководством команды, вышестоящими организациями;
· нормы и правила, формируемые в самой группе в процессе основной деятельности;
· потребности и мотивы членов группы;
· потребности и мотивы тренера;
· требования сложившейся ситуации;
· перспективные цели и задачи основной деятельности.
Помимо соответствия двух структур существуют еще и такие факторы, как совместимость, идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности.
Размеры спортивных групп
Вопрос об оптимальных размерах малых спортивных групп остается спорным: по данным одних авторов - 10 - 15 человек, по мнению других - 25-40 человек. Работы некоторых отечественных психологов показали, что наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду является группа из 6 -7 человек. Следует отметить, что эти данные оптимальны для неформальных групп, так как они позволяют:
а) быстрее и легче устанавливать контакты;
б) лучше узнать личные качества и способности каждого;
в) в максимальные сроки и с минимальным искажением передавать информацию друг другу.
Для определения оптимальных границ формальной группы следует учитывать:
1) цели и задачи;
2) правила соревнований по данному виду спорта (главным образом состав команды).
Спортивной группе свойственны некоторые признаки, которыми характеризуются малые группы.
1) автономия группы, ее некоторая обособленность от других групп;
2) сплоченность, наличие чувства «мы»;
3) контроль за поведением членов группы;
4) положение и роль (группа
отводит каждому своему члену
определенную роль согласно
5) иерархия членов группы;
6) конформизм (приспособляемость
и готовность разделить
7) добровольность входа и выхода из группы;
8) стремление сохранить оптимальный объем группы;
9) интимность (члены группы в достаточной степени знают личные и интимные стороны жизни каждого);
10) стабильность;
11) референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в нее, стремление действовать так, как это принято среди тех, кто привлекателен;
12) психологический климат
группы, в котором чувства и
желания индивида получают
Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые особые признаки.
Информация о работе Психология групп и коллективов в футболе