Психология как наука. Основные направления психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:38, контрольная работа

Краткое описание

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание

Введение

3
1.
Методы психологической науки.


5

2.
Основные направления в психологии.



5



2.1
Психоанализ.

7

2.2
Бихевиоризм.


7

2.3
Когнитивная психология.

8

2.4
Гуманистическая психология.

8
3.
Память.

9

3.1
Основные процессы памяти.

9

3.2
Виды человеческой памяти.

12
Заключение.

16
Список литературы.

17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 48.46 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации                                           Федеральное государственное образовательное учреждение                    высшего профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный университет культуры и искусств»                                                       в г. Великий Новгород

 

 

Кафедра социально  – культурной деятельности

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «Психология»

Тема: Психология как наука. Основные направления психологии.

 

 

Выполнила:                                                                                                                                    Студентка 1 курса                                                                                                               Грунина Н.Н. Проверила: доцент         Беляева Т.Б.


 

 

 

Великий Новгород

2012 год

 

 

Содержание.

Введение    

 

3

1.

Методы психологической  науки.

 

 

5

 

2.

Основные направления  в психологии.

 

 

 

5

                 

 
 

2.1

Психоанализ.

 

7                                       

 

2.2

Бихевиоризм.

                                              

 

7

 

2.3

Когнитивная психология.

 

8

 

2.4

Гуманистическая психология.

 

8

3.

Память.

 

9

 

3.1

Основные процессы памяти.

 

9

 

3.2

Виды человеческой памяти.

 

12

Заключение.

 

16

Список литературы.

 

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других дисциплин. Как  систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая  научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных  явлений психология знакома каждому  человеку. Она представлена ему в  виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого  другого. Основные психические явления  мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать  у других людей.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном  употреблении термин «психология» впервые  появился в XVIII веке. Первоначально он имел отношение к особой науке, которая изучала так называемые душевные, или психические явления, то есть такие, которые человек легко обнаруживает в своем сознании в результате самонаблюдения. Впоследствии, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Изменение в понимании  предмета психологии происходило на протяжении всей истории его существования  как науки. Разные мыслители, представители  различных школ и течений в  зависимости от статуса, занимаемого  психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым  руководствовались мыслители, школы  и течения, используемых методов  познания высказывали и высказывают  различное понимание предмета психологии.

Изменения и обогащение знаний о таком предмете как психология происходило веками. Использовалась разная терминология в обозначении  данного предмета: «душа», «сознание», «психика», «деятельность» и так  далее. Сложные пути проходила психологическая  мысль на протяжении своего становления  и развития. В настоящее время  можно выделить признаки, которые  характеризуют собственный предмет  психологии, отличающий ее от других наук.

Предметом психологии, под  которым подразумевается система  понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики  как формы психического отражения  действительности, являются собственно психические процессы, а также  психические свойства и состояния  личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который  возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения  этого мира.

Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Один и  тот же объект может быть предметом  различных видов исследования.

В социологии под объектом понимается определённая реальность, не зависящая от исследователя. А  под предметом – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделяемые для целенаправленного  изучения. Разграничение объекта и предмета было намечено Имманулом Кантом.

Итак, под объектом понимается часть объективного мира, а под  предметом – то, что подлежит изучению в нём. Понятие объекта  шире по своему объему, чем понятие  предмета, поскольку предмет –  часть объекта. В окончательном  виде объекту и предмету можно  дать следующие формулировки:

Объект - это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности.

Предмет – это специфический  для науки угол зрения на объект, аспект самого объекта, специфичный  для определённой отрасли науки  и задаваемый её категориальным аппаратом, используемыми ею методами исследования.

В качестве объекта психологии выступает психика, а в качестве предмета различные её проявления.

Наука психология не может развиваться, если не будет постоянно пополняться все новыми фактами. Для накопления факторов используются так называемые наглядно-обоснованные методы, которые являются важным элементом качественного и успешного развития этой науки. Все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным  – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие).

Эксперимент. Базовым отличием и преимуществом данного метода в том, что исследователь может  по своему желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Это  преимущество экспериментального метода объясняет его очень широкое  применение в психологии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем. Однако не всякая исследовательская  задача может быть решена с помощью  эксперимента. Так, если изучение психических  процессов и функций ведется  в основном с использованием экспериментов, исследование и анализ более простых  свойств личности (темперамента, многих способностей) тоже доступно экспериментальному методу, то характер и сложные виды способностей экспериментально пока недоступны.

Наблюдение. Основным преимуществом  данного метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Этот метод  удобен для изучения в группе детского сада или школьном классе. Недостатком  метода наблюдения можно назвать  значительную трудоемкость. Психолога-исследователя  интересует не любое проявление поведения, а лишь то, которое связано с  конкретной исследовательской задачей. Поэтому наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Кроме  того, наблюдения и фиксации единичных  психических свойств недостаточно. Исследователь обязан удостовериться в характерности, типичности того или  иного свойства.

Метод интервью. Этот метод  имеет отличие от анкетного метода, применяемого в социологии. Как и  метод беседы, интервью относится  к методам опроса. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических  анкет, преследующих цель получить много  ответов по многим вопросам. Такой  подход пригоден исключительно на первых стадиях исследования, для первичной  ориентировки в проблеме. Но вопросники, составленные с учетом знания структуры  изучаемых психических свойств, могут дать ценные результаты для  дальнейшего уточнения структуры  и уровня изучаемых свойств.

Метод беседы. Он используется на разных стадиях исследования как  для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать крайне ценные результаты.

Метод экспертных оценок. Его  широко применяют в психологии личности. Здесь компетентные лица, хорошо знающие  испытуемых: воспитатели детских  садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве и прочие, могут выступать в  качестве экспертов. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить  не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее  сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного  свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более  или менее дробных элементов  поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.

Метод тестов. Тесты являются особыми методами психодиагностического обследования. Их использование позволяет получить точную качественную или количественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Метод самонаблюдения. Он не является основным методом исследования в психологии, но может использоваться самостоятельно. Основным его полезным свойством является возможность  изучения с помощью данного метода различных психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.

Помимо перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко используются различные способы  и приемы обработки этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, а  также методы качественного анализа.

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод  интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи физиологических  и психических явлений, обнаружился  значительный разрыв между психологической  теорией и данными экспериментальной  работы. Попытки преодоления этого  кризиса привели к созданию нескольких влиятельных школ (направлений) в  психологической науке: психоанализа, бихевиоризма, когнитивной психологии и гуманистической.

У истоков психоаналитического  направления стоял австрийский  психиатр и психолог З. Фрейд. Приступив  к своим исследованиям не только как физиолог, но и как врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что недостаточен физиологический подход к психике  и предложил свою систему анализа  душевной жизни человека, названную  им психоанализом. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я», «Сверх–Я», «Оно». Две последние  системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к  жизни (Эроса), куда входит сексуальные  влечения и влечения к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению (Танатоса). В древнегреческой мифологии  бог Эрос символизировал любовь, бог  Танатос – смерть. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психический  энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный  слой душевного аппарата, именуемый  обычно сознанием. «Я» воспринимает  информацию об окружающем мире и состоянии  организма. Его основная функция  – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму  социальной сферы в интересах  его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх – Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения  личности. Данный слой психики формируется  большей частью бессознательно в  процессе воспитания (прежде всего  в семье) и проявляется в виде совести.

Информация о работе Психология как наука. Основные направления психологии