Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:45, реферат
Рост социальной и международной напряженности, интенсивности конфликтов разных уровней влекут необходимость выработки стратегических и тактических основ конструктивного воздействия на конфликт с целью минимизации его деструктивных последствий.
Задачи - определение методов и способов регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установление основных форм конфликтов и их типология.
Введение 4
Часть 1. Основы изучения конфликтов 5
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 5
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 7
Глава 3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ 9
Глава 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА 12
Часть 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 13
Глава 5. КАК ОПИСЫВАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ 13
Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ 13
Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ 15
Глава 8. КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 16
Часть 3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 20
Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 20
Глава 10. РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 21
Глава 11. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА 24
Часть 4. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ 26
Глава 12. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 26
Заключение 28
Список литературы 30
Оглавление
Введение 4
Часть 1. Основы изучения конфликтов 5
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 5
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 7
Глава 3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ 9
Глава 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА 12
Часть 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 13
Глава 5. КАК ОПИСЫВАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ 13
Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ 13
Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ:
ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ 1
Глава 8. КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 16
Часть 3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 20
Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 20
Глава 10. РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 21
Глава 11. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА 24
Часть 4. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ 26
Глава 12. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 26
Заключение 28
Список литературы 30
Рост социальной и международной напряженности, интенсивности конфликтов разных уровней влекут необходимость выработки стратегических и тактических основ конструктивного воздействия на конфликт с целью минимизации его деструктивных последствий.
Задачи - определение методов и способов регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установление основных форм конфликтов и их типология.
Предмет - варианты конфликтов, типы взаимодействия в конфликтах и ухода от них.
Объект - конфликты во всех формах их проявления,сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.
Понятие конфликта принадлежит науке и обыденному сознанию.
Анализ
содержания понятия конфликта
Понятием конфликта пользуются разнообразные научные дисциплины, отождествляя его с разными явлениями.
Классификации конфликтов обычно подчеркивают их разноуровневый характер. При этом широта предметного поля затрудняет корректное определение конфликта, релевантное всем его видам.
Анализ и сравнение разных определений конфликта позволяет выделить в качестве инвариантных такие его характеристики, как биполярность, активность, направленная на преодоление противоречий, субъектность {наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта).
Выделение инвариантных характеристик конфликта позволяет наложить ограничение на рамки его предметного поля. Конфликт — это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).
Наиболее продолжительными и развитыми в науке являются философско-социологическая и психологическая исследовательские традиции, рассмотрение которых может способствовать уточнению понятия конфликта, а также его предметной области.
Первоначальное описание конфликтной проблематики в философско-социо-логической традиции было связано с рассмотрением процессов борьбы в человеческом обществе, нашедших наиболее полное выражение в школе социал-дарвинизма. Конфликт отождествляется с борьбой, которая рассматривается как форма (часто основная) социального взаимодействия.
Первоначальные представления социологов об относительно стабильной и интегрированной природе устройства общества выразились в функциональной модели его описания. Тезис о функциональном единстве, т. е. гармоническом соответствии и внутренней согласованности различных частей социальной системы, приводил к трактовке конфликтов как патологии в функционировании общества, как аномалии, которая должна быть исключена из жизни общества.1
В противовес «теории равновесия» была сформулирована «теория конфликта», основанная на идее постоянного изменения общества. Отсюда конфликт становится характеристикой любого общества. Ценностное предпочтение «модели порядка» сдерживало развитие и принятие «конфликтной модели».
Основания теории конфликта и последующего формирования социологии конфликта были заложены Марксом и Зиммелем, авторами систематических описаний процессов борьбы и конфликта в обществе. Работы Маркса исследовали диалектику развития общества и закономерного возникновения конфликтов. Зиммель сформулировал представление о позитивных функциях конфликта, заложив основы конфликтного функционализма.
Продолжением
исследований Маркса и Зиммеля и
концептуальной основой современной
парадигмы конфликта стали
Теоретическое признание конфликта в качестве закономерной характеристики социальных систем позволило перейти к более глубоким его исследованиям и решению задач управления конфликтными явлениями. В 50-60-е годы начинается оформление конфликтологии как особой междисциплинарной области, объединяющей теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.
Современная конфликтология исходит из принципов признания конфликта в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, утверждения принципиальной возможности управления конфликтами.
Развитие
теоретической мысли в
Конфликтология на протяжении своего становления и развития постоянно обращалась к психологии в поисках возможностей понимания природы конфликтов и способов работы с ними. Одной из первых работ в области конфликтологии можно считать работу Левина «Разрешение социальных конфликтов» (1948). В своих работах классики конфликтологии постоянно апеллировали к психологической феноменологии, например, к таким явлениям как враждебные чувства, мысли или установки. Современная западная конфликтология испытывает на себе все большее влияние психологии в силу признания как роли психологических факторов в возникновении и развитии социальных конфликтов, так и значительных возможностей использования психологических методов для разрешения и ослабления конфликтов. Что же касается отечественной конфликтологии, то она в настоящее время развивается скорее в рамках социологических подходов, недостаточно связанных с психологией.
В свою очередь, и развитие социологических взглядов на природу конфликтных явлений, их место и роль в жизни общества оказало несомненное и значительное влияние на теорию и практику работы с конфликтами в различных областях, в том числе и в психологии.
Представление
о конфликте как
Конфликт — это важнейший теоретический конструкт в психоаналитической концепции, ключ к пониманию психической жизни человека. Конфликту приписывается изначальный характер в силу противоречивости самой природы человека. Основное внимание в психоаналитических работах уделялось внутренним конфликтам неосознаваемого характера.
Конфликт, с точки зрения психоанализа, возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Только в рамках этих законов и можно адекватно объяснить и описать интрапсихический феномен.
Интерперсональные конфликты в психоаналитической традиции также интерпретируются через внутриличностные особенности человека. Стойкая тенденция к межличностным осложнениям является следствием искажений в базисных аттитюдах человека, возникающих под влиянием неблагоприятного опыта, приобретенного преимущественно в детстве.
Ситуационный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детерминантах их возникновения.
Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию.
Стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию в поведенческих подходах является следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре,
Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М. Дойч, в работах которого конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов сторон. Результаты исследований Дойча легли в основу созданной им концепции кооперации—конкуренции.
С точки зрения когнитивных подходов конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, которое становится основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликтов.
Когнитивные
подходы описали когнитивное
измерение конфликта, а также
предложили его понимание как
специфической когнитивной
Современные
тенденции в подходе к
Общепризнанным становится не просто принятие конфликтов в качестве естественной формы психической жизни людей, будь то внутриличностные или межличностные конфликты, но и признание их важных функций в развитии личности и ее отношениях с другими людьми.
Нерешенными в психологии остаются проблемы с определением конфликта и объемом его понятия.
Предметом изучения психологии являются психологические (внутриличностные), межличностные, межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Исследование человеческих конфликтов оказалось поделенным между различными областями психологии.
Внутренние
конфликты человека были объектом пристального
внимания со стороны психоанализа и
других психодинамических направлений.
Однако специфичность понятия
В отечественной психологии В. С. Мерлиным были фактически заложены основы теории психологического конфликта, которые тем не менее не получили дальнейшего развития. Описание конфликта смещается в плоскость клинических и психотерапевтических описаний и работ.
Наиболее влиятельной в психологии оказалась традиция исследования психологических мотивационных конфликтов, заложенная К. Левином, который выводит эти конфликты из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Описанные Левином типы внутриличностных конфликтов считаются классическими, они стали основанием множества работ, в том числе и экспериментальных исследований.2
Другой вид внутренних конфликтов, описанный в психологии, — это когнитивный конфликт, в основе' которого находится столкновение несовместимых представлений человека. Их наиболее известное описание в психологии имеет название теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Часть переживаемых человеком внутренних конфликтов описывается в литературе в качестве ролевых конфликтов, в основе которых лежат проблемы деятельностной сферы жизни личности.
Общая тенденция в исследовании внутриличностных конфликтов состоит в переходе от рассмотрения конфликта на уровне «частичного» индивида, представленного мотивационной, когнитивной сферой или иными личностными образованиями, к описанию конфликтов как явлений целостного самосознания личности, что открывает новые перспективы в их понимании.
В соответствии с психоаналитической традицией интерперсональные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интерпретируются через его внутренние конфликты.