Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:15, контрольная работа
Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.
1. Понятие способности.
2. Способности и задатки.
3. Измерение способностей.
4. Развитие способностей.
5. Специальные способности и ассиметрия мозга.
Волгоградский
государственный медицинский
Самостоятельная
работа студента на
тему:
1. Понятие способности.
2. Способности и задатки.
3. Измерение способностей.
4. Развитие способностей.
5. Специальные способности
и ассиметрия мозга.
1. Понятие способности.
Способностями называют
индивидуально-психологические
Такие тесты выполняют
несколько функций: выступают как
средство оценки знаний, выявляют недостатки
обучения, подсказывают направление
последующего обучения, обеспечивают
мотивацию учащегося, помогают приспособить
обучение к потребностям индивида,
дают информацию об уровне знаний, усвоенных
учащимися. Тесты личности: В психологии
выделяют следующие направления
исследования личности: L – данные.(Life
record data) информация о личности может быть
получена путем регистрации реального
поведения человека в повседневной жизни;
Q – данные.(questionnaire data) информация о личности
может быть получена с помощью опросников
и др. методов самооценок. T – данные.(Tests
data) информация о личности может быть получена
с помощью объективных тестов. Тесты личности
делятся на тесты действия и ситуационные
тесты . Тесты действия представляют собой
процедуры, ориентирующие респондента
на выполнение какой-либо задачи. То есть
ему дается целевая задача что-то выполнить,
и его не просят описать привычный способ
поведения (как, например, в опросниках).
Цель этих тестов замаскирована, индивид
не осознает, какой аспект его действий
оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому,
структурированы: в этом их принципиальное
отличие от задач, используемых в проективных
методиках. Большинство тестов воспринимается
испытуемым как проверка способностей,
при которой он должен стараться дать
"правильный" ответ (в отличие от
проективных методик, в которых любой
ответ "хорош".Существует несколько
подходов в рамках тестов действия: исследование
когнитивного стиля (типичных способов
восприятия, решения проблемных ситуаций,
мышления, запоминания), исследование
эстетических вкусов, юмора, оценка пословиц,
оценка интересов и установок. Ситуационные
тесты предполагают помещение испытуемого
в ситуацию, очень близкую к реальной жизни
или имитирующую ее. Например, испытуемому
предлагают ряд заданий, вызывающих тревожность,
и объективно регистрируют выполнение
этих заданий (в тестах на стресс). Критериально-ориентированные
тесты (КОТ) Критериально-ориентированные
тесты отличаются от традиционных тестов
тем, что в традиционных оценка осуществляется
путем соотнесения индивидуальных результатов
с групповыми (ориентация на статистическую
норму), а в критериально-ориентированных
– оценка осуществляется путем соотнесения
индивидуальных результатов с некоторым
критерием. В качестве такого критерия
выступает уровень владения навыком, умениями,
знаниями. КОТ используются в образовании.
Цель тестирования с помощью КОТ – оценка
владения навыком. Итоговый показатель
фиксирует степень владения навыком и
не включает в себя индивидуальные различия,
что является слабым местом КОТ. Поэтому
их использование возможно для оценки
элементарных навыков.
2. Способности и задатки.
Способности — это
индивидуально-психологические
Способности можно классифицировать на:
1) природные (или
естественные) способности, в основе
своей биологически
2) специфические
человеческие способности,
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом; г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Индивидуальные (индивидуально-
Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие
уровни способностей: репродуктивный,
который обеспечивает высокое умение
усваивать готовое знание, овладевать
сложившимися образцами деятельности
и общения, и творческий, обеспечивающий
создание нового, оригинального. Но следует
учитывать, что репродуктивный уровень
включает элементы творческого,
и наоборот.
3. Измерение способностей.
Известно, что ряд
методик психологической
Измеряют ли они способности на самом деле?
Насколько адекватны их названия сущности того, что ими оценивается?
Чтобы ответить на поставленные
вопросы, рассмотрим, что представляют
собой показатели этих тестов. Баллы,
которые начисляются испытуемым
за их выполнение, определяются общим
количеством правильно