Психология творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:22, реферат

Краткое описание

Вопрос о причинах побуждающих человека к творчеству можно отнести к числу главных и спорных. Согласно одним психоаналитическим представлениям, основанным на методологических предпосылках, в основе творчества лежит механизм сублимации, другая позиция заявляет о том, что не сублимация определяет творческий потенциал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1. Психологическая терминология о понятиях сублимация,
креативность, творчество… 5
1.2. Творчество и традиционная психология 8
1.2.1. Творчество как деятельность 8
1.2.2. Творчество как общение и познание 10
1.2.3. Произвольность и осознанность творчества 10
1.3. Психофизиологические аспекты изучения творчества 11
1.3.1. Творчество как поиск 11
1.3.2. Роль межполушарной асимметрии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реф по псих и пед Психология творческого мышления.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ          3
 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЯХ     

    1. Психологическая терминология о понятиях сублимация,

    креативность, творчество…       5

1.2. Творчество и традиционная психология     8

1.2.1. Творчество как деятельность       8

1.2.2. Творчество как общение и познание     10

1.2.3. Произвольность и осознанность творчества    10

1.3. Психофизиологические аспекты изучения творчества  11 

1.3.1. Творчество  как поиск        11

1.3.2. Роль межполушарной асимметрии      15 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          25 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

«Тайна творчества, так же, как и тайна свободы воли,

является  трансцендентальной проблемой,

которую психолог не способен решить,

но может  только описать.

Творческая  личность также является головоломкой,

 которую  мы сможем поворачивать разными  сторонами, 

но всякий раз безрезультатно.

Тем не менее, современные психологи

не отказались от исследования проблемы…»

Юнг К. Монолог  «Улисса»//

Нойманн Э. Психоанализ и искусство.

Пер. с англ. – М., 1996. – С.55-85.

  

      Вопрос  о причинах побуждающих человека к творчеству можно отнести  к  числу  главных и спорных. Согласно одним психоаналитическим представлениям, основанным на методологических предпосылках, в основе творчества лежит механизм сублимации, другая позиция заявляет о том, что не сублимация определяет творческий потенциал.

        Сторонники первой концепции  рассматривают неудовлетворенные  потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, и находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда мог бы следовать логический вывод, – чем тяжелее внутренний конфликт личности, чем в большей степени ущемлены потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее  творческая активность личности. В пользу этой точки зрения обычно приводится большое количество фактов, свидетельствующих о расцвете творческих сил у великих людей в наиболее тяжелые их жизненные периоды, после жестоких психических травм и необратимых потерь. Творчество, как единственный способ преодоления трагедий неразделенной любви –  один из самых сильных аргументов, и лучшие образцы мировой поэзии могли бы служить здесь примером, от сонета Петрарки до лирики наших современников. Обсуждению и критике этой концепции посвящена большая литература.

      Но  сторонники  концепции творчества как феномена сублимации закрывают  глаза на большое число примеров противоположных, когда длительные фрустрации и тяжелые переживания  убивают творческую активность. Кроме  того, немало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. «… По-видимому, между фрустрацией и творчеством зависимость неоднозначная. Это получило даже статистическое подтверждение в специальном исследовании: проанализированы события жизни, и характер творчества великих композиторов и был сделан вывод, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае, такие влияния нельзя считать законом, и не сублимация определяет творческий потенциал. Факты убеждают, что своими высокими достижениями и духовным прогрессом человечество обязано не темным подавленным влечениям и не бесперспективным,  неразрешимым  внутренним  конфликтам». (Психология художественного творчества: Хрестоматия/Сост. Сельченок К.В. – Минск: Харвест, 1999. с. 53-72).

      Учитывая  выше перечисленное, легко проследить, что проблема изучения творческого мышления важна и актуальна, а от  изучения этой темы зависит понимание механизмов развития человека и общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОБЛЕМА  ТВОРЧЕСТВА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1. Психологическая  терминология

о понятиях сублимация, креативность, творчество… 

      Сублимация (от лат. возносить) - один из механизмов психологической защиты (по З.Фрейду), снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных форм энергии в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации, согласно психоанализу, является переключение либидо на процесс творчества.

Некоторые ученые (К.Юнг) возражали З.Фрейду, считая, что сублимация невозможна (как невозможно было алхимикам превратить неблагородные металлы в благородные). (Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – с.413-414.  (Библиотека практической психологии).

      Креативность:

    1. «…способность к умственным преобразованиям и творчеству,  включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Основными факторами креативности признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии. Рядом зарубежных исследователей креативность связывается с личностными чертами». (Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – с.172.  Библиотека практической психологии);
    2. «…способность    порождать      необычные      идеи,  отклоняться     от

      традиционных  схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Среди   способностей   интеллектуальных   выделена   в   особый   тип.

      Согласно Маслоу, креативность  – творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды». (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – с.247-248).

        Если решение тестов креативности можно принимать как свидетельство наличия творческих способностей, то не решение  их еще не является доказательством отсутствия таковых. Возрастная изменчивость креативности, ее подверженность внешним воздействиям обусловливают  малую прогностичность существующих тестов креативности в отношении успешной творческой деятельности. Поскольку творческие достижения во всех областях требуют в каждой из них сложного сочетания способностей и свойств личности, практическое применение тестов креативности не является достаточно надежным. «Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения». (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – с.248);

      Творчество:

    1. «…психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей. … Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации…» (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – с.662);
    2. продуктивная форма активности и самостоятельности человека, результатом  которой являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д. Творчество предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место догадки, предположения, логический анализ и синтез. Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть «вдруг»… (Психологический словарь-справочник.  Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – с.421. Библиотека практической психологии).

      В психологической литературе встречаются  разные трактовки творчества. Л.Выготский  рассматривал творчество как создание нового. С.Л.Рубинштейн  определял  творчество как деятельность, создающую  нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.  О.К.Тихомиров особую роль в творческой деятельности  отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А.Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе.  Б.Г.Ананьев  среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу.

        Общим для творческих личностей,  как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

      Вдохновение:

    1. состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения, науки, искусства, техники. …При всей кажущейся самопроизвольности вдохновение, как правило, - результат предварительного напряженного труда;
 

1.2. Творчество и традиционная  психология

1.2.1. Творчество как  деятельность 

      Есть  несколько психологических подходов, каждый из которых освещает какую-то сторону творчества. В соответствии с этими подходами творчество можно рассматривать как общение, как познание, как деятельность (и т.д.).

      Деятельность  является творчеством в той степени, в какой ее результат нов.

      При «творчестве жизни» стремление к  новому иногда проявляется в мелочах, например, из двух дорог пешеход  выбирает ту, по которой не ходил  раньше. Но выбор ситуации пути может  относиться не только к ситуации прогулки. В научном творчестве новаторство проявляется в работе с новыми проблемами, новыми группами методов или же в рассмотрении известного предмета в новом контексте.

      В узком смысле творчество – это  создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и т.д.).

      Творчеством является и оформление важных мыслей для передачи их другим людям, и стремление поделиться переполняющим чувством красоты, и реорганизация своей жизни в соответствии с представлениями о должном, и воплощение «в металле» инженерной идеи и т.п.

      Необычайно  важен вид «психотерапевтического» творчества. Источник его содержания – комплекс впечатлений (например, болезненных переживаний детства), вытесненный в подсознание (именно этот вид творчества принято относить к сублимации). Оформление такого содержания предоставляет комплексу возможность разрядки. В этом случае такое  произведение оказывается психотерапевтическим и для автора, и для зрителя (читателя, слушателя), у которого есть сходный комплекс. Целые направления в психотерапии используют психотерапевтические возможности искусства  сознательно и планомерно.

      Существует  и т.н. духовное творчество, к которому относят все великие произведения  искусства. Содержание духовного творчества отличает «неземная» новизна, неожиданность  и вместе с тем важность для  человечества.

Информация о работе Психология творческого мышления