Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:22, реферат
Вопрос о причинах побуждающих человека к творчеству можно отнести к числу главных и спорных. Согласно одним психоаналитическим представлениям, основанным на методологических предпосылках, в основе творчества лежит механизм сублимации, другая позиция заявляет о том, что не сублимация определяет творческий потенциал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1. Психологическая терминология о понятиях сублимация,
креативность, творчество… 5
1.2. Творчество и традиционная психология 8
1.2.1. Творчество как деятельность 8
1.2.2. Творчество как общение и познание 10
1.2.3. Произвольность и осознанность творчества 10
1.3. Психофизиологические аспекты изучения творчества 11
1.3.1. Творчество как поиск 11
1.3.2. Роль межполушарной асимметрии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
креативность, творчество… 5
1.2. Творчество и традиционная психология 8
1.2.1. Творчество как деятельность 8
1.2.2. Творчество как общение и познание 10
1.2.3. Произвольность и осознанность творчества 10
1.3. Психофизиологические аспекты изучения творчества 11
1.3.1. Творчество как поиск 11
1.3.2. Роль межполушарной
асимметрии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
«Тайна творчества, так же, как и тайна свободы воли,
является трансцендентальной проблемой,
которую психолог не способен решить,
но может только описать.
Творческая личность также является головоломкой,
которую
мы сможем поворачивать
но всякий раз безрезультатно.
Тем не менее, современные психологи
не отказались от исследования проблемы…»
Нойманн Э. Психоанализ и искусство.
Пер. с англ. – М., 1996. – С.55-85.
Вопрос о причинах побуждающих человека к творчеству можно отнести к числу главных и спорных. Согласно одним психоаналитическим представлениям, основанным на методологических предпосылках, в основе творчества лежит механизм сублимации, другая позиция заявляет о том, что не сублимация определяет творческий потенциал.
Сторонники первой концепции
рассматривают
Но сторонники концепции творчества как феномена сублимации закрывают глаза на большое число примеров противоположных, когда длительные фрустрации и тяжелые переживания убивают творческую активность. Кроме того, немало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. «… По-видимому, между фрустрацией и творчеством зависимость неоднозначная. Это получило даже статистическое подтверждение в специальном исследовании: проанализированы события жизни, и характер творчества великих композиторов и был сделан вывод, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае, такие влияния нельзя считать законом, и не сублимация определяет творческий потенциал. Факты убеждают, что своими высокими достижениями и духовным прогрессом человечество обязано не темным подавленным влечениям и не бесперспективным, неразрешимым внутренним конфликтам». (Психология художественного творчества: Хрестоматия/Сост. Сельченок К.В. – Минск: Харвест, 1999. с. 53-72).
Учитывая
выше перечисленное, легко проследить,
что проблема изучения творческого мышления
важна и актуальна, а от изучения этой
темы зависит понимание механизмов развития
человека и общества.
ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Психологическая терминология
о
понятиях сублимация,
креативность, творчество…
Сублимация (от лат. возносить) - один из механизмов психологической защиты (по З.Фрейду), снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных форм энергии в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации, согласно психоанализу, является переключение либидо на процесс творчества.
Некоторые ученые (К.Юнг) возражали З.Фрейду, считая, что сублимация невозможна (как невозможно было алхимикам превратить неблагородные металлы в благородные). (Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – с.413-414. (Библиотека практической психологии).
Креативность:
традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип.
Согласно Маслоу, креативность – творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды». (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – с.247-248).
Если решение тестов
Творчество:
В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества. Л.Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л.Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. О.К.Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А.Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Б.Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу.
Общим для творческих
Вдохновение:
1.2. Творчество и традиционная психология
1.2.1.
Творчество как
деятельность
Есть несколько психологических подходов, каждый из которых освещает какую-то сторону творчества. В соответствии с этими подходами творчество можно рассматривать как общение, как познание, как деятельность (и т.д.).
Деятельность является творчеством в той степени, в какой ее результат нов.
При «творчестве жизни» стремление к новому иногда проявляется в мелочах, например, из двух дорог пешеход выбирает ту, по которой не ходил раньше. Но выбор ситуации пути может относиться не только к ситуации прогулки. В научном творчестве новаторство проявляется в работе с новыми проблемами, новыми группами методов или же в рассмотрении известного предмета в новом контексте.
В узком смысле творчество – это создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и т.д.).
Творчеством является и оформление важных мыслей для передачи их другим людям, и стремление поделиться переполняющим чувством красоты, и реорганизация своей жизни в соответствии с представлениями о должном, и воплощение «в металле» инженерной идеи и т.п.
Необычайно
важен вид «
Существует
и т.н. духовное творчество, к которому
относят все великие