Психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач. Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины «психология трудовой деятельности».

Содержание

Психология и труд 2
Профессиональная деятельность человека 7
Основы инженерной (экономической, правовой) психологии 10
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Психология труда.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 
   

Психология и труд

2

Профессиональная деятельность человека

7

Основы инженерной (экономической, правовой) психологии

10

Список литературы

14


 

ПСИХОЛОГИЯ И ТРУД

 

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Знания психологических  закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов  взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом  научно-практической дисциплины «психология трудовой деятельности». Психология трудовой деятельности — это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам: 
1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);

2) влияние индивидуально-психологических  особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;

3) психологические закономерности  формирования профессиональной  пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

4) функциональные состояния  субъекта труда (утомление, эмоциональное  напряжение, стресс, монотония и  др.) и методы их диагностики,  профилактики и коррекции;

5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники;

6) инженерно-психологическое  обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

Психология трудовой деятельности занимается не только изучением  и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).

Труд, профессия, специальность. Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.

Реализация функций  труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:

1) отбор людей, наиболее  пригодных для конкретной деятельности;

2) профессиональная подготовка;

3) рациональные условия  и организация трудового процесса;

4) удобство и эффективность орудий труда;

5) адекватность возможностей  человека рабочим нагрузкам;

6) система безопасности  труда, сохранения профессионального  здоровья и долголетия, психологической поддержки работоспособности.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти «психика человека проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности... происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности...» (Климов Е. А., 1996). Труд — это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности.

Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия — это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

1) объект и предмет  труда, его содержание, условия и организация;

2) целевая функция и характер результата труда;

3) особенности субъекта  труда — его знания, навыки, умения, способности;

4) экономические и  социальные стороны — трудоустройство,  удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;

5) вид деятельности, характерный  для совокупности людей, объединенных  единой направленностью, занятых  в единой предметной области.

Специальность — это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия — врач, специальность — терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Развитие психологической  системы деятельности происходит как  в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками. представлена структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности. Она включает:

1) мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);

2) цели деятельности, которые формируют ее содержание  и выражаются в конкретных  ожидаемых результатах;

3) программы деятельности, которые отражают представления  о реальном ее содержании и процессе;

4) информационная основа  деятельности —совокупность информации  о ее предметных и субъектных  условиях реализации (в форме  как реальных сигналов, так и  образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);

5) процессы принятия решения — выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);

6) психомоторные процессы  и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);

7) профессионально важные качества  — психологические особенности  субъекта труда, отражающие влияние  конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.

Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении предмета профпсихологии, сформулируем ее основные задачи:

1) обоснование методологии профпсихологии, включающей концепцию профессионального  становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;

2} разработка исследовательских  методик, адекватных предмету  профпсихологии, и проектирование  собственных методов;

3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;

4) исследование психологических механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;

5} изучение профессиональных деструкции  специалиста: стагнации и деформаций  личности, снижения профессиональной  работоспособности;

6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального развития личности и аттестации специалистов;

7) психологическое сопровождение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.

Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику предмета изучения.

При адаптивном поведении (I модель) в  самосознании человека доминирует тенденция  к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления, а также процессы подчинения среды исходным интересам человека. В деятельности специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

Осознание человеком своих потенциальных  возможностей, перспективы личностного  и профессионального роста побуждает  его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой.

На стадии профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, профессионального роста специалиста, невосприимчивости к новому.

Однако несовпадение Я-действующего и Я~отраженного может  приводить как к попыткам изменения  своего внутреннего мира, так и  к попыткам изменения внешней среды, своего окружения.

Эмпирическое Я человека с низким уровнем развития самосознания не позволяет ему освободиться от собственных эгоцентрических установок, утилитарно-отчужденной позиции. Человек  с высоким уровнем развития самосознания способен выйти за пределы своего эмпирического Я, что создает условия для проявления в сознании и деятельности его творческого Я. Таким образом вектором профессионального развития выступает творческое Я личности.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии, качественно отличающиеся друг от друга уровнем развития самосознания: самоопределение, самовыражение и самореализация. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и высшее (творческое) Я». На этой стадии, формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии вступает в противоречие с возможностью реализации себя в профессиональной деятельности. Осознавая односторонность профессионального развития, человек преодолевает ее и тем самым удовлетворяет потребность во всестороннем развитии, т.е. потребность реализовать собственное творческое Я.

 

ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПРАВОВОЙ) ПСИХОЛОГИИ

 

Экономическая психология, исследующая отражения человеком  и группами людей экономической  реальности, особенности и механизмы  экономического поведения, сформировалась как самостоятельное междисциплинарное направление и отрасль научного знания в первой половине XX в. и в последнее время развивается достаточно интенсивно.

Информация о работе Психология труда