Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:10, творческая работа
Маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории.
Маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка.
Психолого-педагогические
проблемы построения новой
Д.И. Фельдштейн
Вице-президент РАО
1
2
Материалы исследований, проведенных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в Психологическом институте РАО, Московском психолого -педагогическом университете, Институте психологии РАН, Гуманитарно -художественном институте Нижегородского архитектурно-строительного университета.
3
4
5
6
7
Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
8
Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными РАО.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.
21
Изменения современного ребенка связаны и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека, проявляющемся в морфологических изменениях, так называемых «секулярных трендах» -- астенизации, деселерации, тенденции к леворукости, ювенилизации, грацилизации, андрогонии.
22
Секулярный тренд (от лат. secular trend - вековая тенденция) - это изменение человеческого вида, связанное с увеличением длины тела, репродуктивного периода, продолжительности жизни и других важнейших свойств человека в определенные (длительные) интервалы времени.
23
Астенизация выражается в увеличении в популяции астенического или астеноидного типа. Процесс астенизации идет необычайно быстрыми темпами: если среди населения старше 50 лет доля астеников составляет только 30-35%, то среди юношей и подростков - уже около 40%, а среди дошкольников и детей младшего школьного возраста - около 50%!
24
Начиная с 80-х
гг. прошлого века стало
25
Ювенилизация выражается в усилении мозгового черепа или нейрокрана и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа - спланхнокрана. У современного человека, напротив, сохраняется как бы детское или «ювенильное» соотношение этих двух отделов, потому и процесс формирования скелета черепа и головы человека называется ювенилизацией. Эта эволюционная направленность в наши дни выражена столь отчетливо, что она обнаруживается даже в пределах одного поколения.
26
Грацилизация - утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата - костей и поперечно - полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. Более грацильными в наши дни становятся не только астеники, но и представители других конституциональных типов - атлетики и пикники.
27
Андрогиния или гинандроморфия заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма.
28
Первый скачок, называемый предростовым спуртом, в наши дни приходится не на старший дошкольный возраст – шесть- шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь-восемь лет, то есть на младший школьный возраст.
Второй скачок, называемый пубертатным спуртом, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.
29
Перед всем педагогическим научным сообществом остро встает вопрос о норме и вариантах развития современного детства.
Важно понять, как оно изменилось в своих системных характеристиках, установив общую картину его реального состояния, особенности его возрастных этапов и межвозрастных переходов.
30
Чрезвычайно важно тщательно проанализировать изменения в развитии сознания, самосознания детей, раскрыв особенности восприятия, памяти, мышления современного ребенка, выявив характер и последствия изменяющейся работы мозга.
31
Сегодня, когда не просто расширилось, а качественно изменилось знаниевое пространство, по-прежнему непреложной остается истина, что только целостная, стоящая на фундаменте культуры и науки система знаний, дает личности свободу мысли, превращает «человека толпы» в личность.
32
Особого внимания требует разработка научных - психологических, психофизиологических, психолого -дидактических основ построения учебников и учебных книг качественно нового поколения, установления их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.
33
Важно определить условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, ведя поиск оснований организации процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия возможностей выработки у детей, избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.