Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3 ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8 1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24 1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. Организация исследования…………………………………………………46 2.2. Методика проведения исследования………………………………………48 2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58 ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73 3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76 3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
3.2. Методика
работы по предупреждению девиантного
поведения………..76
3.3. Анализ
результатов опытно-экспериментального
исследования………103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..122
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Актуальность данной проблемы
обусловлена усугубляющейся тенденцией
к увеличению количества обозначенного
контингента школьников имеющих отклонения
в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении
девиантного поведения подростков – один
из ведущих факторов образовательного
учреждения. В последнее время в силу ряда
причин, в том числе из-за нестабильности
общества и интенсивных социальных сдвигов,
усилились негативные тенденции, предъявляющие
повышенные требования к самоопределению
и стабильности личности, а также провоцирующие
ее девиантное поведение и нередко деградацию
и саморазрушение.
Это
связано с кризисом общества, глубокими
социально-экономическими, политическими
переменами, переходом к рыночным отношениям,
что резко обострило социальные проблемы,
увеличило обездоленность большого количества
населения.
И все
же в настоящее время именно в подростковом
возрасте наблюдается относительный пик
этих расстройств, определяемый психологическими
особенностями подростка (возникшее противоречие
потребностью проявить самостоятельность
и реальными возможностями ее осуществления
выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего
фактора), поведением субъективной ценности
нравственного здоровья.
Трудности,
которые испытывают подростки, обусловлены
в том числе и его характерологическими
особенностями. Заострение черт характера
являются тем фоном, на котором быстрыми
темпами продолжают распространяться
алкоголизация и никотинизация подростков,
увеличивается употребление наркотиков
и токсических веществ, все более широкое
распространение получают отступления
от общечеловеческих норм нравственности.
На фоне
обострения криминогенной обстановки
в России в целом по всем видам и показателям
растет молодежная преступность. При общем
снижении возраста преступников наиболее
криминогенно активной является возрастная
группа в 14-17 лет. Резко увеличилось число
подростков, стоящих на учете в инспекции
по делам несовершеннолетних. Так только
в Еткульском РОВД Челябинской области
на учете стоят 79 подростков, из них 4 привлечены
в качестве обвиняемых, 14 осуждены условно,
с испытательным сроком за 2000 год на учет
поставлено 54 человека, в 2001 году – 51. Службами
РОВД в 2002 году выявлен 101 несовершеннолетний
правонарушитель.
Как
мы видим, в нашем обществе существует
ряд причин для развития личности с девиантным
поведением. И одна из основных задач психолога
– определение основных направлений восстановления
нормального процесса социализации подростка,
т.е. разработка основных профилактических
мероприятий психолого-педагогического
характера.
В литературе
девиантное поведение рассматривается
вместе с психологическими особенностями
подросткового возраста. Сам по себе «переходный
возраст» и его психологические особенности
(норма и отклонение) давно интересуют
ученых – психологов.
В отечественной
психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин,
А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И.
Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев,
Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев
и др.) убедительно показано, что девиантное
поведение не определяется «прирожденными
механизмами», обуславливаясь причинами
социально-психологическими, в том числе
характером микросреды и недостатками
воспитания.
Исследованию
предупреждений девиантного поведения
посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина,
В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др.
Научной
базой для изучения проблем подросткового
возраста являются фундаментальные работы
российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона,
Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.
Л.С.
Выготский подошел к проблеме критического
возраста с токи зрения анализа новообразований
в создании подростка и социальной ситуации
развития, отражающей в каждом возрасте
неповторимые отношения между ребенком
и средой.
Однако,
несмотря на достаточно широкий круг исследований
по проблеме девиантного поведения подростков,
аспекты организации психолого-педагогической
деятельности по предупреждению девиантного
поведения подростков в школе недостаточно
разработаны. Все это помогло определить
проблему исследования: предупреждение
причин формирования девиантного поведения
подростков.
Тема
нашего исследования: «Психолого-педагогические
условия предупреждения девиантного поведения
подростков».
Цель
исследования: определить психолого-педагогические
условия предупреждения девиантного поведения
подростков.
Объект
исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет
исследования: психолого-педагогические
условия предупреждения девиантного поведения
подростков.
Гипотеза
исследования: предупреждение девиантного
поведения подростков будет эффективным
при соблюдении психолого – педагогических
условий.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать
сущность обозначенной проблемы
в психолого-педагогической науке
и практике.
2. Выявить
особенности проявления девиантного
поведения у подростков;
3. Определить
психолого-педагогические условия
предупреждения девиантного поведения
подростков.
4. Разработать
программу предупреждения девиантного
поведения подростков и экспериментально
проверить ее эффективность.
Для
реализации цели и задач работы мы использовали
методы теоретического и эмпирического
исследования: изучение и анализ философской,
психолого-педагогической, социологической
литературы, диагностические методы, статистическая
обработка данных, количественная и качественная
обработка экспериментальных данных.
- методика
диагностики склонности к отклоняющемуся
поведению, разработанная Вологодским
центром;
- методика
диагностики агрессивности Басса-Дарки.
Методологические
основы исследования: строятся на принципах
системного подхода, личностного и деятельностного
подхода.
Исследовательская
работа осуществлялась в средних общеобразовательных
школах № 27 Советского района и № 149 Ленинского
района г. Челябинска.
Исследование
проводилось в несколько этапов.
Первый
этап - подготовительный, поисково-теоретический,
в процессе которого осуществлялся выбор,
и теоретическое осмысление темы исследования
изучалась и анализировалась философская,
психолого-педагогическая, социологическая,
медицинская, юридическая литература
по проблеме; определились методологические
основы, понятийный аппарат исследования;
велась подготовка к исследовательской
работе, определились цели и задачи эксперимента.
Второй
этап - опытно-экспериментальный. На данном
этапе проведен эксперимент с целью проверки
и корректировки рабочей гипотезы. Проверялась
эффективность модели предупреждения
девиантного поведения подростков, проводились
контрольные срезы; определялась необходимость
и результативность выделенных психолого-педагогических
условий.
Третий
этап - этап осмысления, описания, обобщения
и систематизации исследовательской работы
и ее результатов.
ГЛАВА I . ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
1.1. Проблема девиантного поведения в
современной литературе
Девиантные
формы нарушения поведения или отклонения
от общепринятых норм в подростковой среде
обнаруживают за последние десятилетия
тенденцию стремительного увеличения
и представляют собой проекцию всех тех
проблем, которые накопились в обществе,
требуют своего безотлагательного решения.
При этом характер нарушений поведения
у подростков может быть самым разнообразным.
Чаще всего они проявляются в противоположных
действиях, игнорировании существующих
требований и порядков, пьянстве и алкоголизме,
сексуальной распущенности, бродяжничестве,
употреблении наркотических и токсических
веществ, суицидальных тенденциях.
В настоящее
время существует множество гипотез, концепций,
которые стремятся дать философское, психолого-педагогическое
обоснование такому явлению как «девиантное»
поведение. Известны многочисленные концепции
девиантного, отклоняющегося поведения
– от биогенетических до культурно-исторических.
Авторы
биогенетических концепций (начиная З.
Фрейда до Э. Торднайка, К. Бюлера, Э. Майера,
А. Джексена и А. Маслоу), отводя ведущую
роль в личностном развитии человека его
природно-биологическому началу, полагают,
что все причины антиобщественного поведения,
отклонений в поведении, надо искать в
биологии человека, в особых генетических
структурах преступности.
Большую
роль в развитии биолого-антропологического
направления сыграла так называемая антропологическая
школа уголовного права, основателем которой
был итальянский психиатр Чезаре Ломброзо
(1835-1909). Философской основой его теории
явился позитивизм, соединенный с социал-дарвинистскими
идеями. Преступление, по Ломброзо, - явление
столь же естественное и необходимое,
как рождение и смерть человека, как зачатие
и болезни, в частности психические. (В
последствии Ломброзо признал, что в той
или иной степени преступность связана
и с социальной средой). Ч. Ломброзо и его
последователю немецкому психиатру Эрнсту
Кречмеру принадлежит идея о связи между
физическое конституцией человека, психическим
складом и типом поведения. Они делили
по этим признакам людей на три типа (эндоморф,
мезоморф, эктоморф). При этом они утверждали,
что атлетически сложные люди (мезоморфы)
могут быть склонны к тяжким насильственным
преступлениям. Ч. Ломброзо считал, что
по антропометрическим величинам лица,
черепа фатально формируется преступный
тип личности (70, С. 20).
Проводя
антропологические замеры среди преступников,
содержащихся в тюрьме, Ч. Ломброзо пришел
к выводу, что существует четыре типа преступников:
врожденные преступники; случайные преступники;
преступники по страсти; душевнобольные
преступники.
В противовес
биологизаторской концепции автора другой
– социологизаторской концепции (Д. Ватсон
и др.) полагают, что в поведении человека
нет ничего врожденного, и каждое его действие,
поступок – это лишь продукт внешней стимуляции.
Абстрактно-социологический
подход к пониманию среды и натуралистический
к природе человека отличают социо-биологические
концепции так называемой теории двух
факторов, исходящей из наличия двух сущностей
человека – биологической и социальной.
Утверждал, что генетические программы
руководят социальным поведением человека,
авторы этого подхода пытаются вести поиск
улучшения человеческой природы путем
селекции (53, С. 36).
Среди
разнообразных теорий и концепций девиантного
поведения важное место занимают исследования
психоаналитической ориентации, основоположником
которых является З. Фрейд. В работах его
последователей (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни,
У. Шуту и др.) генезис преступности, в частности,
рассматривался наряду с другими формами
отклоняющегося поведения, такими, как
неврозы, психастении, сексуальные расстройства,
различные формы социальной адаптации.
По мнению представителей психоаналитических
концепций, лиц с отклоняющимся поведением
отличают повышенная тревожность, агрессивность,
ригидность, комплекс неполноценности.
Особое внимание уделяется природе агрессивности,
служащей якобы первопричиной насильственных
преступлений (34, С. 142).
Проблеме
агрессивности, тревожности, изучению
природы и проявления этих свойств посвящены
работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца,
С. Розенцвейга; эти проблемы получили
отражение и в работах отечественных ученых
– С.Н. Еникопова, Т.Н. Курбатова, а также
в выполненном в нашей стране исследовании
польского психолога Э. Квятковской –
Тохович.
Широкое
развитие в современных условиях получили
концепции социальной дезорганизации
(Т. Шибутани и др.), которые объясняют отклоняющееся
девиантное поведение социальными изменениями,
в результате которых прежние стандарты
теряют свое значение, из-за чего резорганизуется
жизнь общества, когда они люди стараются
придерживаться старых норм и ценностей,
другие же ориентируются на вновь появляющиеся
ценности и нормы.
В соответствии
с этим выделяются три этапа отклоняющегося
поведения (12, С. 80):
1) Конфорное
поведение – приспособление к
требованиям эталонной (референтной
группы), отличающихся от приятых
в обществе норм, взглядов. Для
этого типа девиантного поведения
характерно, что приспособление
к нормам эталонной группы
сочетается с сознанием норм
и ценностей общества в целом.
2) Импульсивное
поведение возникает под влиянием
сильного возбуждения, вопреки свойственным
стандартам поведения и сопровождается
временной утратой самоконтроля.