Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:52, курсовая работа
Проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Определение понятий агрессивности и агрессивного поведения . 1.1Понятие агрессивности и агрессивного поведения; 1.2 Типология агрессивного поведения Глава 2. Особенности агрессивности в детском возрасте
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2Варианты проявления детской агрессивности Глава 3. Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей
Заключение Список использованной литературы
План
ВВЕДЕНИЕ
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2Варианты проявления детской агрессивности
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась,
оказывается часто главным источником
трудностей во взаимоотношениях между
людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к
драматическим последствиям. Как показывает
опыт психолого-педагогической работы,
жалобы на проявление детской агрессивности
одно из наиболее распространенных явлений
у родителей и педагогов в современном
обществе. Отклонения в поведении детей,
является одной из центральных проблем
психолого-педагогической работы. Это
очень просто объяснить, если бы в нашей
жизни не было трудностей в воспитании
наших детей, то необходимость общества
в возрастной, а так же педагогической
психологии, частных методик и педагогике
просто была бы не нужна. Ранний возраст детей, является одним
из самых сложных периодов развития ребенка.
Именно в раннем возрасте происходит формирование
характера, а так же других основ личности.
Такими обстоятельствами являются: переход
от опекаемого в детстве к самостоятельности,
а так же смена привычного семейного пространства
к обучению в садике и школе, а так же на
другие виды социальной деятельности,
бурная гормональная перестройка организма,
что в свою очередь делает ребенка более
уязвимым, а так же подающимся к отрицательным
влияниям среды. При этом также необходимо
учитывать присущие для детей стремление
к свободе, то есть уйти из-под крыла взрослых,
из под их опеки, а так же их постоянного
контроля, как учителей, так и родителей
и других воспитателей в их жизни. Довольно
редко такое стремление детей приводит
и к отрицанию духовных ценностей, а так
же стандартов жизни старшего поколения.
Глава 1. Определение понятий агрессивности и агрессивного поведения детей.
1.2 Типология агрессивного поведения
Все мы относимся к проявлению агрессии негативно,
однако при этом переносим наше отрицательное
отношение с конкретных проявлений агрессии
на понятие «агрессия» в целом. Между тем
это не совсем правильно: многие исследователи
отмечают, что агрессия - естественное
свойство человека, неотъемлемая часть
его жизни, а вовсе не социальная или клиническая
патология. Наше отрицательное отношение к агрессии
вызвано тем, что мы постоянно путаем два
понятия - агрессию и насилие. Насилие
- не только и не столько проявление биологических
поведенческих стереотипов, сколько специфический
человеческий феномен: оно выходит за
пределы целесообразности и является
целевым, осознанным воздействием на других.
Основной мотив насильственного поведения
- самоутверждение за счет другого. Агрессия
есть активная форма выражения эмоции
гнева, которая проявляется через причинения
ущерба человеку или предмету. Гнев одна
из основных и важнейших эмоций человека.
Агрессии не бывает без эмоции гнева. Эмоция
гнева служит активатором агрессии.
В современном обществе большую тревогу
и озабоченность педагогов вызывает детское
деструктивное поведение. Психологи издавна
изучают причины негативного поведения
людей, приемы и методы для его предотвращения.
А всякое ли проявление агрессии вредит
человеку? Не исчезнут ли вместе активность
личности, ее интерес к жизни, настойчивость,
целеустремленность. Ведь еще Э. Фромм
рассматривал два совершенно разных вида
агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная»
агрессия, которая служит делу выживания
человека. Она имеет биологические корни
и затухает, как только исчезает опасность
или угроза жизни. Другой вид представляет
«злокачественная» агрессия - это деструктивность
и жестокость, которые свойственны только
человеку и определяются различными психологическими
и социальными фактами. Но, к сожалению,
в качестве основных методов борьбы с
детской жестокостью и насилием взрослые
используют запрет и подавление. При этом
уничтожаются оба вида агрессивности,
что делает ребенка незащищенным, а потому
подверженным обидам, унижению, даже избиению. Порой,
констатируя, что поведение негативно,
педагоги ориентируются на результат:
есть разрушение - есть агрессия. На самом
деле нормальная детская активность часто
сопровождается непроизвольными действиями:
ребенок может что-то сломать, испортить,
доставить боль близкому человеку. Следует
различать активность и агрессивность,
которые дифференцируются по целям: первая
несет в себе созидание, а вторая - разрушение.
Первая всегда сопровождается положительными
эмоциями, например, радость познания.
Вторая - отрицательными (злостью, ненавистью).
Различны и проявляющиеся эмоции: при
активности - это разочарование, сочувствие,
вина, при агрессивности - удовольствие. Злокачественная
агрессивность, безусловно, требует педагогического
вмешательства, так как провоцирует появление
других негативных эмоций и поведения.
Например, «черной» зависти по отношению
к чужому успеху, благополучию, радости,
побуждающей субъекта совершать злономерные
действия. Зависть из эмоции может превратиться
в разрушающее качество личности, направленное
на негативное отношение даже к нравящемуся
объекту. В настоящее время существует
множество видов классификаций агрессии.
Большинство исследователей предлагает
дихотомический способ деления. В качестве
одного из полюсов большинство из них
выделяет инструментальную агрессию -
поведение, при котором агрессия является
только средством и направлена на достижение
какой-либо цели, получение результата,
а не нанесение вреда. Агрессия второго
вида обычно определяется как враждебная
- это ответ на реальную, предполагаемую
или вымышленную угрозу для преднамеренного
причинения вреда. По направлению на объект
разделяют:
Глава 2. Особенности агрессивности в детском возрасте
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко - ответную агрессию, даже со стороны специалистов. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, у только что родившегося ребенка уже можно определить состояние, когда он доволен и когда не доволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В два месяца легко выделить из общего состояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица можно сказать, что младенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движение рук, ног. В дальнейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формы поведения. . Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. У годовалых детей осознанного агрессивного поведения не наблюдается практически никогда. Малыш может случайно, заигравшись причинить боль взрослому или другому ребенку. Если взрослый немедленно остановит ребенка или предупредит саму возможность такого действия, то отпадет и всякая опасность. Соответственно не возникнет и вероятности закрепления подобных действий в поведении малыша. Уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка . В период раннего возраста на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего с игрушками. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Научившись ходить, ребенок приступает к ознакомительной, исследовательской деятельности. Всем известно, сколько хлопот причиняют дети этого возраста. Проворные, шустрые и любопытные малыши всюду могут залезть, все стремятся потрогать. С расширением возможностей для самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Нередко это стремление к самостоятельности - знаменитое «я сам» - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желанию родителей. Свое неудовольствие 2-3-летние дети выражают весьма непосредственно: кричат, топают, падают на пол и дрыгают ногами, визжат, царапаются, кусаются, дерутся. Единичные попытки такого поведения встречаются в этом возрасте у многих детей, однако привычными они становятся, к счастью, достаточно редко. Ребенок сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно попадая в конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским запретам, ребенок испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворение своих потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что у него появляется злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако если раньше на агрессивность ребенка родители реагировали лаской, отвлечением внимания, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Ребенок задумывается, как же ему реагировать на усиливающиеся санкции со стороны родителей, как вести себя дальше, чтобы родительская контрагрессия была по возможности минимальной. И чаще всего ребенок не находит выхода из создавшегося положения. Это может привести к всевозможным психическим расстройствам, которое проявляются в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься на горшок, тревожно спит. Описанные варианты поведения ребенка в раннем детстве еще нельзя рассматривать как агрессивность в чистом виде, это лишь отдельные ее проявления, которые наблюдаются у ребенка в припадке ярости или в качестве протеста. Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. Агрессивное поведение уже может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «без разбора»- импульсивно, не осознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считаются негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), касание ногтей (губ). Поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют или даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.
Немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи. Ряд зарубежных исследователей утверждают, что регулярное посещение ребенком дошкольного учреждения может прямо повлиять на развитие его агрессивности. Предполагается, что дети, общающиеся со сверстниками, имеют больше возможностей для того, чтобы «попрактиковаться» в агрессивном поведении, чем дети, нерегулярно посещающие детский сад. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Если попытаться охарактеризовать развитие агрессивности в разные возрастные периоды, то картину можно будет представить следующим образом. В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей и в первую очередь, детей. Наиболее опасно формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в снижении физиологических реакций человека. Агрессия становится банальной и привычной в жизни современного ребенка: средства массовой коммуникации демонстрируют, как с ее помощью утверждается добро, осуществляется достижение цели. Через механизмы психологического заражения, подражания, внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным быть выгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы победителя и так далее. Но все, же основным социальным источником формирования агрессивного поведения является семья. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношения с родными братьями и сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство детей с асоциальным типом поведения - это дети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей. Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родитель-ребенок», эмоциональной депривацией (лишение) в семье и агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции и не находит поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, появляется агрессивность по отношению к собственным родителям. Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению, неагрессивен. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справляться с агрессией. По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с психологом такие дети говорят о том, что чувствуют себя в семье одинокими, никчемными, ненужными, о плохом отношении с одним или обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя. Специалисты считают, что агрессивное поведение - своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно.
Информация о работе Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей