Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:01, доклад
Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;
1. Определение психопрофилактики, основные задачи.
2. Содержание психопрофилактической работы
Психопрофилактика и ее основные принципы
План
1. Определение психопрофилактики, основные задачи.
2. Содержание психопрофилактической работы
1. Определение психопрофилактики, основные задачи.
Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;
Задачи деятельности
психолога в русле
• работа по адаптации
детей, подростков и молодежи
к условиям образовательных
• создание программ
индивидуальной работы с
• создание условий,
содействующих предупреждению
• проведение различных
видов работ по созданию
• осуществление мероприятий
по предупреждению и снятию
психологической перегрузки
Перечисленные задачи
психопрофилактической работы
• работа по адаптации
персонала организации (особенно
новичков и молодых
• создание специальных
программ (в частности, обучающих) для
работы с разными категориями
персонала и отдельными
• создание условий,
содействующих предупреждению
• проведение различных
видов работ по созданию
• осуществление мероприятий
по предупреждению и снятию
психологической перегрузки
В психопрофилактике выделяют три уровня.
I уровень — так называемая
первичная профилактика. Психолог
работает с детьми, имеющими незначительные
эмоциональные, поведенческие и
учебные расстройства и
Многие авторы отмечают,
что именно школы являются
оптимальными системами для
II уровень — вторичная
профилактика. Она направлена на
так называемую «группу риска»,
т. е. на тех детей, у которых
проблемы уже начались. Вторичная
профилактика подразумевает
III уровень — третичная
профилактика. Внимание психолога
концентрируется на детях с
ярко выраженными учебными или
поведенческими проблемами, его
основная задача — коррекция
или преодоление серьезных
От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.
Смысл психопрофилактической
деятельности в том, чтобы поддержать
и укрепить психическое и
Исходя из представлений
о сущности психологической
Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за
соблюдение в детском
2) своевременное выявление
таких особенностей ребенка, которые
могут привести к определенным
сложностям, отклонениям в его
интеллектуальном и
3) предупреждение возможных
осложнений в связи с
Итак, мы говорим о
психологической профилактике
Психопрофилактическая
работа может проводиться как
с отдельными детьми или
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, — думают воспитатели, учителя и родители, — нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит 0х самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.
2. Содержание
При определении основного
содержания
Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.
Программы осуществляются
в учебной и воспитательной
работе с детьми всех
В сложном комплексе
условий, формирующих личность, обычно
выделяют два основных фактора
— семью и школу. Первоначальная
направленность интересов
Позволим себе дальше процитировать ^ И. Ф. Овчинникова: «Особенности культуры данного времени, неповторимые формы интеллектуальной жизни, наиболее ярко выраженные предпочтения и тенденции несут в себе неограниченные возможности воздействия на человека в течение всей его жизни, и в особенности в самом раннем возрасте. От индивидуальной судьбы личности зависит, к какой именно сфере неограниченных предпочтений эпохи она прикоснется. Творческая личность формируется в многообразной динамике жизненных факторов, которые лепят мозаику ее внутреннего мира. Индивидуальность рождается как прочно закрепившийся в сознании итог множества воздействий. Возможности такого закрепления во многом зависят и от психологических особенностей развивающейся личности, от ее характера и темперамента».
Развивающая программа,
которую разрабатывает
2. Психолог выявляет такие
психологические особенности
Чешские психологи ^ Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер профилактики, или предупреждения, психической депривации у детей. Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям.
Во-первых, необходимо
обеспечить, чтобы к детям поступали
стимулы из внешней жизненной
среды в надлежащем количестве,
в определенной
Во-вторых, поступающие
стимулы должны иметь для
В-третьих, необходимо создать условия для развития положительных стойкихс взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой.
В-четвертых, необходимо облегчить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог усвоить адекватные социальные.
Психолог следит за
соблюдением в детском саду, школе
и других психологических
Так, он ведет работу
по предупреждению
Информация о работе Психопрофилактика и ее основные принципы