Психопрофилактика и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:01, доклад

Краткое описание

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;

Содержание

1. Определение психопрофилактики, основные задачи.
2. Содержание психопрофилактической работы

Вложенные файлы: 1 файл

доклад психопрофилактика.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

Психопрофилактика и ее основные принципы

План

1. Определение психопрофилактики, основные задачи.

2. Содержание психопрофилактической работы

1. Определение психопрофилактики, основные задачи.

 Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;

 Задачи деятельности  психолога в русле психопрофилактики наиболее четко определены в рамках службы практической психологии в системе образования. Они заключаются в следующем:

 • работа по адаптации  детей, подростков и молодежи  к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций  педагогам, родителям, воспитателям  и др. по оказанию помощи детям  в адаптационный период;

 • создание программ  индивидуальной работы с участниками  образовательного процесса, предназначенные  для адаптации учащихся к процессу  обучения и обеспечения всестороннего  и гармоничного развития личности;

 • создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную и пр.);

 • проведение различных  видов работ по созданию благоприятного  психологического климата в учреждении  образования;

 • осуществление мероприятий  по предупреждению и снятию  психологической перегрузки педагогического  коллектива и др.

 Перечисленные задачи  психопрофилактической работы в  системе образования можно спроецировать  на деятельность практического  психолога в разнообразных социальных системах. Тогда в общем виде эти задачи следует обозначить так:

 • работа по адаптации  персонала организации (особенно  новичков и молодых специалистов) к условиям профессиональной  деятельности в условиях данной  конкретной организации;

 • создание специальных  программ (в частности, обучающих) для  работы с разными категориями  персонала и отдельными сотрудниками;

 • создание условий, содействующих предупреждению дезадаптации при смене места работы, должности, профессии;

 • проведение различных  видов работ по созданию благоприятного  психологического климата в учреждении;

 • осуществление мероприятий  по предупреждению и снятию  психологической перегрузки персонала  и др.

 В психопрофилактике выделяют три уровня.

I уровень — так называемая  первичная профилактика. Психолог  работает с детьми, имеющими незначительные  эмоциональные, поведенческие и  учебные расстройства и осуществляет  заботу о психическом здоровье  и психических ресурсах практически  всех детей. На этом уровне  в центре внимания психолога  находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

 Многие авторы отмечают, что именно школы являются  оптимальными системами для профилактики  психического здоровья, и рассматривают  школьных психологов в качестве  основных специалистов, проводящих  в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень — вторичная  профилактика. Она направлена на  так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых  проблемы уже начались. Вторичная  профилактика подразумевает раннее  выявление у детей трудностей  в учении и поведении. Основная  ее задача — преодолеть эти  трудности до того, как дети  станут социально или эмоционально  неуправляемыми. Здесь психолог  работает уже не со всеми  детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная  профилактика включает консультацию  с родителями и учителями, обучение  их стратегии для преодоления  различного рода трудностей и  т. д.

III уровень — третичная  профилактика. Внимание психолога  концентрируется на детях с  ярко выраженными учебными или  поведенческими проблемами, его  основная задача — коррекция  или преодоление серьезных психологических  трудностей и проблем. Психолог  работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными  к нему для специального изучения

От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.

 Смысл психопрофилактической  деятельности в том, чтобы поддержать  и укрепить психическое и психологическое  здоровье детей и школьников.

 Исходя из представлений  о сущности психологической службы  образования, можно дать следующее  определение психопрофилактической  работы.

 Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

 Психологическая профилактика  предполагает:

1) ответственность за  соблюдение в детском образовательном  учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых  для полноценного психического  развития и формирования личности  ребенка на каждом возрастном  этапе;

2) своевременное выявление  таких особенностей ребенка, которые  могут привести к определенным  сложностям, отклонениям в его  интеллектуальном и эмоциональном  развитии, в его поведении и  отношениях;

3) предупреждение возможных  осложнений в связи с переходом  детей на следующую возрастную  ступень.

 Итак, мы говорим о  психологической профилактике в  тех случаях, когда психолог на  основе своих знаний и опыта  проводит работу по предупреждению  возможного неблагополучия в  психическом и личностном развитии  детей, по созданию психологических  условий, максимально благоприятных  для этого развития.

 Психопрофилактическая  работа может проводиться как  с отдельными детьми или группами  детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые  оказывают влияние на мироощущение  и развитие ребенка.

 Основная сложность  этой работы заключается в  том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим  коллективом (и родителями) важности  психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, — думают воспитатели, учителя и родители, — нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.

 В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит 0х самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.

2. Содержание психопрофилактической  работы

 

 При определении основного  содержания психопрофилактической  работы важно помнить следующее.

 

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.

 

 Программы осуществляются  в учебной и воспитательной  работе с детьми всех возрастных  групп в основном воспитателями, учителями и родителями. Самое  главное — дать возможность  всем до единого школьникам  попробовать себя в различных  областях знаний и практической  деятельности для определения  и развития своих интересов, склонностей, способностей.

 

 В сложном комплексе  условий, формирующих личность, обычно  выделяют два основных фактора  — семью и школу. Первоначальная  направленность интересов возникает, конечно, в неповторимом жизненном  общении ребенка с родителями  и сверстниками, затем с учителями. Но есть еще один, быть может, самый трудноуловимый фактор  — та эпоха, в которой родился  и развивается человек, то сложное  и тонкое взаимодействие растущего  сознания с неисчерпаемым многообразием  эпохи, с исторически конкретными  формами ее культуры, с теми  ее проявлениями, которые оказываются  в сфере интересов становящейся  мысли. Конечно, школа и семья  являются частью этой эпохи, но  насколько полно они отражают  ее идеи, культуру, противоречия, проблемы и в какой степени приобщают к этому детей, подростков, юношей?

 

 Позволим себе дальше  процитировать ^ И. Ф. Овчинникова: «Особенности культуры данного времени, неповторимые формы интеллектуальной жизни, наиболее ярко выраженные предпочтения и тенденции несут в себе неограниченные возможности воздействия на человека в течение всей его жизни, и в особенности в самом раннем возрасте. От индивидуальной судьбы личности зависит, к какой именно сфере неограниченных предпочтений эпохи она прикоснется. Творческая личность формируется в многообразной динамике жизненных факторов, которые лепят мозаику ее внутреннего мира. Индивидуальность рождается как прочно закрепившийся в сознании итог множества воздействий. Возможности такого закрепления во многом зависят и от психологических особенностей развивающейся личности, от ее характера и темперамента».

 

 Развивающая программа, которую разрабатывает психолог, как правило, не только академическая, учебная, — она гораздо шире. Психолог  анализирует все, что окружает  детей и во что те включены, — игру, учебный процесс, воспитательные  мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, походы в театр и на природу, предметные кружки и спортивные секции и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.

 

2. Психолог выявляет такие  психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем  обусловить возникновение определенных  сложностей или отклонений в  его интеллектуальном или личностном  развитии.

 

 Чешские психологи ^ Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер профилактики, или предупреждения, психической депривации у детей. Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям.

 

 Во-первых, необходимо  обеспечить, чтобы к детям поступали  стимулы из внешней жизненной  среды в надлежащем количестве, в определенной сгруппированности и временной последовательности. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка, так как и поздняя, и преждевременная стимуляция малоэффективны, а иногда и вредны.

 

 Во-вторых, поступающие  стимулы должны иметь для ребенка  значение, чтобы он мог включить  их в систему своих переживаний  и познаний. Они должны иметь  подкрепляющее значение прежде всего в области желательного поведения.

 

 В-третьих, необходимо  создать условия для развития  положительных стойкихс взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой.

 

 В-четвертых, необходимо  облегчить ребенку включение  в общество, для того чтобы  он мог усвоить адекватные социальные.

 

 Психолог следит за  соблюдением в детском саду, школе  и других психологических условий  обучения и воспитания, необходимых  для нормального психического  развития и формирования личности  детей на каждом возрастном  этапе.

 

 Так, он ведет работу  по предупреждению психологической  перегрузки школьников, связанной  с многочасовым пребыванием в  коллективе, с напряжением, вызванным  у некоторых детей неуверенностью  в своих знаниях, боязнью контрольных  работ, вызова к доске и пр. Многие дети испытывают учебные  перегрузки, обусловленные прежде всего психологическими причинами: недостаточно сформированы интеллектуальные и учебные умения и навыки, отсутствует положительная учебная мотивация, не развита познавательная активность. У многих школьников выявлена неадекватная самооценка, обусловливающая неуверенность в своих силах, повышенную тревожность и пр. Предупредить все эти нежелательные явления можно только тогда, когда с самого начала школьного обучения будут четко соблюдаться определенные психологические условия.

Информация о работе Психопрофилактика и ее основные принципы