Психосоматические расстройства у детей и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Согласно нейропсихологии чтение, письмо, решение математических задач так же, как и устная речь, и ее понимание, представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Так, фонематический слух (возможность различать звуки речи) необходим для восприятия устной речи, письма, чтения, однако его роль в решении задач минимальна. Зрительный анализ, узнавание и запоминание зрительных образов букв и слов необходимы в первую очередь для чтения. Сопоставляя выполнение разных заданий, в том числе специальных тестов, имеющих разный набор компонентов, нейропсихолог выявляет сильные и слабые звенья высших психических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.

Вложенные файлы: 1 файл

6 Психосоматические расстройства у детей и их коррекция курсовая работа.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

____«ИНСТИТУТ  БИЗНЕСА, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ»____

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»

на тему: «Психосоматические расстройства у детей и их коррекция»

 

Выполнил

студент группы ДПО83СТА

______________   Егорова Н.А.

подпись   Ф.И.О.,

Научный руководитель

______________   Скрипникова Н.Б.

подпись   Ф.И.О.,

кандидат психологических наук, доцент

 

Дата защиты_____________________

Оценка__________________________

Химки

2013 г.

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Курсовая  работа посвящена проблеме нейрокоррекции психосоматических состояний и расстройств у детей.

Развитие  психических функций у ребенка — длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие — позже. В это общее для всех людей «расписание» каждый ребенок вносит свои «поправки», определяющиеся индивидуальной генетической программой и средой (Егорова, Марютина).

Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения этих детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, т.е. частичное, отставание в развитии высших психических функций. Состояние этих функций изучает особая отрасль психологии — нейропсихология, создателем которой в нашей стране является А.Р. Лурия.

Согласно  нейропсихологии чтение, письмо, решение  математических задач так же, как и устная речь, и ее понимание, представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Так, фонематический слух (возможность различать звуки речи) необходим для восприятия устной речи, письма, чтения, однако его роль в решении задач минимальна. Зрительный анализ, узнавание и запоминание зрительных образов букв и слов необходимы в первую очередь для чтения. Сопоставляя выполнение разных заданий, в том числе специальных тестов, имеющих разный набор компонентов, нейропсихолог выявляет сильные и слабые звенья высших психических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.

Все выше изложенное составляет  теоретико-методологическую основу исследования.

Актуальность темы исследования выражается в том, что раннее выявление и коррекция психосоматических состояний и расстройств способствует их устранению с максимальной вероятностью.

Цель – исследование основных психосоматических расстройств в детей и их коррекция.

Объектом  исследования – психосоматические отклонения и расстройства у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – нейрокоррекция.

Гипотеза исследования – раннее выявление психосоматических расстройств и их коррекция способствует их практически полному устранению.

Задачи исследования:

  • Провести исследование сложностей с чтением и письмом, связанных с нейро-соматическими нарушениями
  • Применить нейропсихологический подход к изучению трудностей письма
  • Применить нейропсихологический подход к изучению трудностей чтения в начальной школе
  • Провести исследование психосоматических расстройств у детей и их коррекция
  • Разработать программу нейропсихологической коррекции

Методы и методики исследования:

Сбор анамнеза осущесвлялся на оснвовании рекомендаций Семенович А.В.

В частности  учитывалось:

    • развитие до года,
    • зрительный гнозис,
    • конвергенция,
    • кинестетический праксис,
    • реципрокная координация рук,
    • слухоречевая память,
    • проба «Гомункулус».

А также течение беременности и родов, перенесенные после года заболевания.

База исследования (испытуемые): школьники младших классов. В исследовании принимали участие 10 испытуемых обоего пола, младшего школьного возраста. У каждого их них имелись определенные отклонения от нормального развития.

Новизна, теоретическая и практическая значимость заключается в комплексном подходе в решении проблемы нейрокоррекции и устранения психосоматических состояний и расстройств у детей.

 

1. Исследование сложностей с чтением и письмом, связанных с нейросоматическими нарушениями

1.1 Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма

 

В современной  школе все большую роль начинают играть методы нейропсихологической коррекции и профилактики трудностей обучения, включая трудности обучения письму и чтению. Теоретической основой работы нейропсихолога в школе являются разработанные Л.С. Выготским и А.Р.Лурия принципы нейропсихологии:

  • принцип социального происхождения высших психических функций (ВПФ),
  • принцип системного строения ВПФ,
  • принцип динамической организации и локализации ВПФ.

Принцип социального генеза ВПФ, выдвинутый Л.С. Выготским, иначе говоря, основной онтогенетический закон развития, широко известен: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Иная формулировка этого закона: «Всякая  высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией».

Социальное  происхождение письма и чтения очевидно: совместная развернутая деятельность ученика и учителя только значительно позже сменяется самостоятельным творческим письмом и чтением про себя. В ходе освоения письма и чтения формируются функциональные системы, понимание которых раскрывается в следующем принципе.

Второй  принцип нейропсихологии – принцип  системного строения ВПФ - формулируется А.Р. Лурией следующим образом. Любая высшая психическая функция человека является сложной функциональной системой, состоящей из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в обеспечении этой функции свой  специфический вклад. При нарушении любого компонента страдает вся функция в целом, но каждый раз это расстройство специфично в зависимости от вклада первично пострадавшего звена. Из этого принципа вытекает важное для диагностики следствие: в каждом наблюдаемом комплексе симптомов необходимо различать непосредственно пострадавший функциональный компонент (первичный дефект), его системные следствия (вторичные дефекты) и системные перестройки для компенсации дефекта (третичные изменения).

Рассмотрим  системное строение письма у первоклассников, в акте которого участвуют все три струкурно-функциональных блока мозга, по А.Р. Лурии.

Функциональный  состав письма.

I блок - блок регуляции тонуса и бодрствования

Поддержание оптимального тонуса коры при письме.

П блок - блок приема, переработки и хранения информации 

1. Переработка  слухо-речевой информации – восприятие  слов, продиктованных учителем, опознание лексем (переход от звуковых образов слов к их значениям), удержание слов в слухо-речевой памяти, фонематический анализ.

2. Переработка  кинестетической информации –  проговаривание диктуемых слов с целью уточнения звукового состава слова - дифференциации артикулем, позднее в акте письма - обеспечение двигательной обратной связи, сопоставление движений с набором двигательных признаков буквы  (графемой).

3. Переработка  зрительной информации - актуализация  зрительных образов букв (аналитическая звуко-буквенная левополушарная стратегия) и зрительных образов целых слов (холистическая, целостная правополушарная  стратегия).

4. Переработка  зрительно-пространственной информации - актуализация зрительно-пространственных  образов букв и слов, ориентация  на листе бумаги, нахождение начала  рабочей строки, зрительно-моторная  координация при письме, поддержание  определенного размера и наклона букв (холистическая, целостная  правополушарная стратегия с участием аналитической левополушарной стратегии).

Ш блок - блок программирования, регуляции  и контроля

1. Серийная (эфферентная) организация движений - моторное (кинетическое) программирование графических движений

2.Программирование  и контроль произвольных действий - планирование, реализация и контроль  акта письма, поддержание активного  произвольного внимания в ходе письма, оттормаживание побочных раздражителей.

Представим  ситуацию на уроке в 1 классе, когда учитель диктует предложение «Мама варит кашу». Приступая к письму, ребенок не должен быть вялым, сонным, легко истощаемым или гипервозбужденным (функция 1 блока). Услышав предложение, он может вспомнить написание слова «мама» целиком (правополушарная стратегия), а слово «варит» анализировать, выделяя фонемы и артикулемы и актуализируя соответствующие буквы (левополушарная стратегия). Переработав информацию (функции П блока), он может приступать  к записи предложения. Моторный акт письма осуществляется при взаимодействии кинетических и кинестетических звеньев под контролем зрительных и зрительно-пространственных функций. Весь в целом акт письма зависит от способности программирования произвольного действия, от возможности поддержать стойкую программу и «дирижировать» сложным функциональным ансамблем (функции передних отделов Ш блока). Такая развернутая функциональная система с участием большого числа корковых зон и связанных с ними нижележащих отделов в ходе овладения навыком письма перестраивается. Эти изменения отражаются следующим нейропсихологическим принципом.

Принцип динамической организации и локализации  ВПФ предполагает определенную изменчивость структуры функции и соответственно ее топики. Структура функции меняется в онтогенетическом развитии, при автоматизации функции и при использовании различных стратегий.

В экспериментальном  исследовании письма дошкольников, проведенном  Н.П.Павловой,  было обнаружено, что частотные (и часто встречающиеся в письменной форме) слова с безударными А и  О пишутся детьми в основном правильно: МАШИНА, АВТОБУС (100%), ТРАМВАЙ (95%), ЧЕЛОВЕК (76%), ВОДА (50%). Для правильного написания этих слов недостаточен фонетический принцип письма, следовательно,  можно думать, что дети воспроизводят целостные зрительные гештальты слов, которые помогают им приблизиться к морфологическому принципу письма.  При написании незнакомых слов дети действуют по аналогии. При этом у них может получиться как нормативное написание, например, АВТОРУЧКА (66%) или ненормативное, связанное с расширением границ, на которые может распространяться аналогия. Например, по аналогии со словом СОЛЬ дети обозначают мягким знаком мягкость Л и в других словах, где она должна обозначаться другим способом: ЛЮБА → ЛЬУБА, ЗЕМЛЯ → ЗЕМЛЬА или ЗЕМЛЬЯ. Таким образом, поскольку в русском языке сфера применения фонетического принципа достаточно широка, дети-дошкольники могут самостоятельно приходить к элементам фонетического письма, включающего звуко-буквенный анализ, т.е. подключать левополушарную стратегию письма. Но в целом дошкольники используют механизм холистического письма (без анализа звукового состава слова) чаще, чем первоклассники.

Подытожим, какие функции существенны для  письма у дошкольников. Главную роль в письме играют зрительные и зрительно-пространственные функции, а также технические моторные функции. Вклад слуховой функции и кинестетического анализа артикуляции не велик. Что касается функций программирования и контроля и поддержания оптимального уровня бодрствования, то они в большой мере зависят от взрослого. Взрослый выбирает то время для занятия письмом, когда ребенок  готов к сотрудничеству, когда он не устал и не перевозбужден; взрослый мотивирует ребенка к письму, задает задание,  эмоционально подкрепляет ребенка и не дает ему отвлекаться. Таким образом, эти функции разделены между ребенком и взрослым. Можно уподобить структуру письма у дошкольников бутону, который разворачивается – расцветает - при систематическом обучении письма, а затем сворачивается в плод при зрелом навыке письма.

У первоклассников  самая развернутая система письма. У старшеклассников она свертывается. Так, сокращается роль слухового и особенно кинестетического анализа в определении звукового состава слова – ученики уже знают, как пишется подавляющее число слов. Кроме того, не вызывает затруднений и актуализация зрительных образов букв и слов. Поддержание одинакового размера и наклона букв также требуют минимального произвольного коркового контроля. Таким образом, максимальная нагрузка падает на смысловую организацию содержания письма.

Информация о работе Психосоматические расстройства у детей и их коррекция