Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:05, реферат
Психотерапевтический контакт подразумевает установление между пациентом и терапевтом устойчиво позитивных, открытых отношений взаимного понимания и доверия[9]. Решающий вклад в «выстраивание», формирование эффективных отношений должен внести, разумеется, психотерапевт. Он проявляет уважение к пациенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему. Психотерапевтический контакт является базовым лечебным фактором.
Введение..................................................................................................................2
1. Психотерапевтический контакт и его основные аспекты...............................3
2. Процесс психотерапевтического контакта и его роль в построении терапевтических отношений..................................................................................7
Заключение.............................................................................................................14
Список литературы................................................................................................15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Специальность: 030301
Реферат
Букоткина Евгения Владимировна
Психотерапевтический контакт и его роль в организации и стабилизации терапевтических отношений.
спец. психологии
НОВОСИБИРСК, 2012
Содержание
Введение......................
1. Психотерапевтический
контакт и его основные
2. Процесс психотерапевтического
контакта и его роль в построении терапевтических
отношений.....................
Заключение....................
Список литературы.............
1. Психотерапевтический контакт и его основные аспекты.
Психотерапевтический
контакт подразумевает
Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами общения. Невербальное поведение терапевта (поза, мимика, жесты, интонация) нередко оказывается для пациента более значимым, чем его высказывания. Для понимания невербального поведения важен учет таких его признаков, как дистанция между собеседниками, направленность корпуса тела, степень контакта взглядом и др. Теплое, эмпатическое отношение психотерапевта выражается короткой дистанцией, прямым взглядом, улыбкой, обращенностью к пациенту позы, свободным и непринужденным положением рук, доброжелательными и уверенными интонациями голоса и т. п. Сдержанное, эмоционально нейтральное, а иногда и «холодное» отношение психотерапевта к пациенту проявляется в направленности взгляда и корпуса в сторону, в небрежности или скованности позы, наличии преграды (например, стола) между ними, отсутствии улыбки, в невыразительных или официальных интонациях голоса и др. Аналогичные признаки невербального поведения отмечаются у пациента при его положительном или отрицательном отношении к психотерапевту. При хорошем психотерапевтическом контакте пациент вербально и невербально стремится к синхронности с поведением психотерапевта. Невербальный аккомпанемент открытого словесного выражения эмоционального отношения друг к другу может нейтрализовать его, подчеркивать или производить противоположное воздействие[2].
Если «контакт»
отражает неформальную, содержательную
сторону отношений пациента с
терапевтом, то термины «альянс» или
«контракт» отражают формальную, договорную
сторону этих отношений. Такой контракт,
заключаемый на основе информированного
согласия пациента («комплайенса»), позволяет
структурировать и
После установления первоначального
контакта между психотерапевтом
и пациентом их общение приводит
к созданию определённых взаимоотношений,
которые сохраняются в ходе психотерапии
или изменяются на разных её этапах.
Выделяют два основных типа ролевого
взаимодействия в психотерапевтическом
контакте: руководство и партнёрство.
Руководство как выражение
Отрицательные результаты психотерапии,
ее неэффективность, уход больного от
психотерапевта часто обусловлены
неправильным выбором психотерапевтического.
контакта, ригидным поведением терапевта
и его психотерапевтической некомпетентностью,
личной несовместимостью пациента и
психотерапевта, отсутствием согласия
и понимания между ними, невыполнением
больным рекомендаций по лечебному
режиму и образу жизни и т. д. С
этой точки зрения психотерапевтический
контракт представляется наиболее гибким
среди различных типов
В различных психотерапевтических
направлениях отмечаются своеобразные
акценты на главном лечебном механизме
психотерапевтического
2. Процесс психотерапевтического контакта и его роль в построении терапевтических отношений.
Психотерапевтический контакт - механизм бессознательный. В разных школах он называется по-разному: экзистенциальная коммуникация, перенос (трансферт) и противоперенос (контртрансферт), идентификация паттернов и т.д. В возникновении контакта важную роль играют установка (Д.Н. Узнадзе), формируемый образ партнера (имидж), вообще, активность бессознательного той личности, с которой устанавливается контакт (способность к эмпатии - сопереживанию). Можно назвать это способностью к резонансу, обретению соответствующих другому человеку ритмов психологической деятельности. Значительную роль играет в этом интуиция - бессознательные механизмы понимания друг другом[10].
Практически, это сводится к умению длительное время выслушивать больного, вникая в его эмоциональное состояние. При этом терапевт получает максимум информации от пациента, давая (на первоначальном этапе) минимум своей информации, т.к. последняя, выдвинутая сразу же, подавляет активность пациента, усиливает его сопротивление, способствует пассивному следованию в русле психотерапевта. При правильной тактике психотерапевт остается не связанным предвзятым отношением, он свободен и пластичен при восприятии пациента. Лишь иногда короткими репликами он предвосхищает высказывания больного (на основании своего опыта) , что ведет последнего к впечатлению о том, что врач глубоко его понимает (прием преднамеренного угадывания проблем пациента). Терапевт использует в это время невербальные воздействия (выражение лица, сдержанные жесты, поза и т.д.). Невербальные компоненты контакта, идущие от врача, могут как сопровождать слова больного, так и опережать их, что дает последнему возможность иначе оценить то, что он говорит, снизить эмоциональную сторону рассказываемого. Например, рассказывая врачу о том, что положение, в которое он попал, якобы "безвыходное", он может на несколько секунд раньше увидеть как психотерапевт отрицательно качает головой или делает иронический жест рукою. Тогда больной уже иначе относится к словам "положение безвыходное", которое он привык воспринимать без критики.
В рассказе больного психотерапевт особенно выделяет то, что относится к его детству и, особенно, к нуклеарной группе (т.е. отец, мать, братья и сестры, обращает внимание на неполноту этой группы, и на особенности взаимоотношений в ней. Еще важнее - взаимоотношения с матерью (в раннем, детстве) и подробное ознакомление с ее личностью, особенно ее эмоциональной сферой. Сухая, холодная, замкнутая (аутистическая) мать служит источником повышенного риска для ребенка в отношении развития у него в будущем шизофрении (шизофреногенная мать), психопатии, неврозов, психосоматических заболеваний (например, бронхиальной астмы). На этом основан ряд психоаналитических методик лечения (групповая психотерапия матерей, семейная психотерапия и др.)[10].
Часть такого рассказа больного может осуществляться в гипнозе (гипнокатарсис), при растормаживании и введении эйфоризирующих и снотворных средств (наркопсихотерапия, наркоанализ), в процессе игры и двигательных упражнений (ролевая терапия, кинезиотерапия). Также определенная часть рассказа может осуществляться невербальными приемами (пантомима, рисунок и пр.).
В процессе выслушивания решаются следующие психотерапевтические задачи:
1) первичное отреагирование, облегчение у больного, уменьшение тревожности, напряжения;
2) сбор у больного так
называемого динамического
3) изучение переноса, контрпереноса и сопротивления;
4) изучение механизмов
психологической защиты у
5) создание терапевтом своего собственного образа и ориентированный выбор психотерапевтического стиля ("отец", "друг", "собеседник", "маг", "соперник" и т.д.). В конечном итоге, речь идет о пробуждении взаимной симпатии, психотерапевтического контакта. Сам по себе контакт как перенос и сопротивление, тоже является объектом дальнейшего анализа[6].
Одним из основных принципов психоанализа является понимание всей психологической продукции, которую дает больной, не с бытовой, обыденной, прямолинейной точки зрения, а с точки зрения тех глубинных, бессознательных процессов, которые эти поверхностные факты и явления выражают. Надо научиться находить связи между симптомами (как соматическими, так и психическими), которые мы находим при клиническом обследовании больного и бессознательными конфликтами (чаще всего между потребностями и возможностями их удовлетворения) , имея в виду, что эти симптомы проявляются в зашифрованной, символической форме. Эту закономерность 3. Фрейд объяснил наличием цензуры, одностороннего для прохождения информации механизма на границе сознательной и бессознательной сфер психики человека. Проход психотравмирующей информации из сознания в бессознательное был назван "вытеснением" (психогенная амнезия). Обратный процесс в обычном виде невозможен. Лишь в сновидениях, бессознательных жестах, поступках или ошибках, в фантазиях или в фактах переноса и контрпереноса, в проекциях эта информация снова может выйти на поверхность, но уже в закрытом, символическом виде. Следует также иметь в виду, что каждая психоаналитическая, а также и другие (экзистенциальная, трансактная) школы имеют свое толкование этой продукции, свою систему символики.