Психотехнологии в работе смолодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, реферат

Краткое описание

В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; наркоманам; больным СПИДом; семьям из группы “риска”; лицам с девиантным поведением).Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)

В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; наркоманам; больным СПИДом; семьям из группы “риска”; лицам с девиантным поведением).Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы

различных слоев населения.

 

В истории развития любой страны можно найти связь между форма-

ми, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами.И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.).

Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях,важно активно использовать существующий опыт помощи различным группам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам.

Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и саморазвития личности, утверждается демократизация профессионально - образовательного процесса.

Психологи рассматривают воспитание как формирование понятий, принципов, качеств личности: "Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производственному труду". Из этого определения следует, что воспитание - это "силовое воздействие", являющееся условием развития человека.

Психотехнология – это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом, и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения.

В последние десятилетия получили распространение многочисленные разработки на стыке психологии и других областей науки и практики (информационные системы, массовые коммуникации, лингвистика, нейрокибернетика, психотроника и др.). Прикладные аспекты этих исследований нашли применение в различных сферах человеческой деятельности. Они пустили свои корни в политике и бизнесе, менеджменте и организационном консалтинге; положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний; взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб; призваны служить гуманитарным целям сохранения здоровья, развития и воспитания; с их помощью совершаются серьезные преступления; отдельные сограждане добровольно расстаются со своими деньгами или имуществом, становятся последователями религиозных деструктивных культов, добровольно отказываются от своих денег, привычных жизненных ценностей и т.д. Все эти разработки характеризуются высокой степенью влияния на человеческую психику. Новейшая мировая и особенно отечественная история изобилует примерами того, как огромные массы людей подвергались, и продолжают подвергаться тонкой и изощренной психологической обработке. 
 
Говоря об этих и других разработках, следует отметить, в первую очередь, их высокую технологичность. Она базируется на четком знании, своевременном выявлении и результативном использовании закономерностей и последовательностей проявления психических процессов, поведения человека в различных условиях и жизненных ситуациях; характеризуется высоким уровнем исполнения, мастерства.  
 
Все вышесказанное имеет отношение термину, который в последнее время получил довольно широкое распространение и столь же широкое толкование – «психотехнологии». Даже самое беглое обращение к поисковым системам Интернета показывает все возрастающий интерес к данной теме. Так, например, на 1 июля 2010 г. в поисковой системе Яндекс обнаружилось 3 170 запросов в месяц и 302 тыс. ответов, а на 22 января 2011 г. уже соответственно 3 995 и 316 тыс. сообщений, имеющих отношение к психотехнологиям.  
 
Большинство психологических словарей и энциклопедий, включая их Интернет-версии, не дают определения понятию «психотехнология». Предпринимается попытка википидировать данное определение: см.: психол. «совокупность методов и приёмов прикладной психологии, направленная на решение определенной задачи» (http://ru.wiktionary.org/wiki).  
 
Разработкой и внедрением психотехнологий занимаются организации различного уровня, как государственные, так и частные: институты, лаборатории, агентства, центры, ассоциации.  
 
Эти и другие организации специализируются как в разработке отдельных психотехнологий (ноу-хау), так и их внедрении; при этом их значительная часть, главным образом, центры, ориентированы на коммерческую деятельность в сфере обучения психологическим, психотерапевтическим и духовным практикам. Анализ рекламных проспектов, продуктов деятельности, литературных источников, размещенных в Интернете, позволяет говорить о широком контексте применения психотехнологий, используемых в бизнесе, системе продаж, управлении персоналом, ведении переговоров, политике, рекламе, PR, избирательных кампаниях, кадровой работе, образовании, фитнесе, спорте, кризисном консультировании, управлении сознанием, свободном дыхании, личностном развитии, духовном росте, формировании ресурсных состояний, пикапе, защите от манипуляций и проч.  
 
Современный уровень развития психотехнологий связан с разработкой компьютерных программ. Наиболее известны технологии психозондирования и психокоррекции, разработанные под руководством академика И.В.Смирнова; метод «BIMENTAL» (разработчики - А. И.Кучинов и др., Институт медико-биологических информационных технологий), позволяющий подавать лечебную информацию в подсознание пациента таким образом, что она воздействует непосредственно на глубинный очаг заболевания; программа «Интеллект-форте» для оптимизации психического состояния, развития невербального интеллекта и интуиции (ООО «Псибазис», руководитель - д.пс.н. А.Б.Шапиро) и многие другие. С середины 1980-х годов на Западе, а с недавнего времени и в России, получили распространение т.н. майнд-машины (mind machine) – специальные устройства для аудиовизуальной стимуляции мозга (http://www. mindmachine. ru), применение которых позволяет избавиться от депрессии и тревожности, снизить стресс, повысить умственные способности, облегчить боль, усилить иммунитет, решить проблемы с химическими зависимостями, улучшить спортивные достижения и проч.  
 
Прикладные исследования в социальной психологии, направленные на изучение механизмов психологического воздействия, межличностного взаимодействия, стихийного поведения, массовых коммуникаций, разрешения конфликтов и проч. нашли свое воплощение в технологиях, которые описываются в терминах «социальное влияние» (social influence); «манипулирование личностью, манипуляция сознанием» (manipulation), «скрытое управление человеком», «тайное принуждение личности», «контроль сознания» (mind control), «промывание мозгов» (brainwashing), «рефлексивное управление», «психоинжиниринг», «психологическое кодирование», «программирование», «зомбирование», «шизофренизация массового сознания», «теневая психология» и др.  
 
Анализ литературы позволяет выделить следующие основания для формулировки понятия «психотехнология».  
 
1. Метафора психотехнологии 
 
Насколько сложным и трудоемким может быть конструирование психологических определений, следует, например, из статьи Е.Л.Доценко (1993), посвященной психологическому определению понятия «манипуляция». Обсуждая эту тему, автор показывает, что феномен манипуляции хорошо известен психологам и специалистам смежных отраслей знания, и у каждого из них есть конкретные примеры и объяснение этого явления. Проблема заключается в поиске и отборе критериев, необходимых и достаточных для конструирования дефиниции, учитывая тот факт, что различные авторы вкладывают в одно и то же понятие разное содержание. Исследуя подходы к изучению феномена манипуляции различных авторов, Е.Л.Доценко делает одно очень интересное замечание: большинство исследователей в решении данной задачи исходят из интуитивного представления о ее сути. Он предлагает в качестве эталона использовать метафору манипуляции, поскольку именно она является «источником того интуитивного понимания, которое исследователи пытаются эксплицировать при попытке определения манипуляции» [14, С.133].  
 
С позиций интуитивизма становится понятным, почему термин «психотехнология» может быть истолкован в различном значении. Для одних «психотехнология» означает тренинговую форму обучения, для других – нейролингвистическое программирование или транзактный анализ, для третьих – разработку и испытание психотронного оружия, четвертые понимают под психотехнологией методы контроля сознания и т.д. Так или иначе, каждый из авторов убежден, что говорит о вещах каких-то знакомых и понятных, не требующих особого уточнения. Именно с этим лингвистическим парадоксом столкнулся Е.Л.Доценко, исследуя феномен манипуляции. Разрешить его позволяет метафора, которая наряду с примерами и аналогиями является составной частью модели мира. Метафора участвует в осуществлении когнитивных операций, предполагающих соотнесение различных понятийных сфер и различных миров [48]. Вот что говорил по этому поводу Э.Ортони, английский философ: «Работа» метафоры заключается в том, что она выражает аналогию, но не прямо, а опуская определенные компоненты» [48, С.221]. 
 
Метафора психотехнологии позволяет использовать сам термин «психотехнология» как удобный и не требующий дополнительного объяснения конструкт. Так, в работах В.Н.Панкратова термин «психотехнология» приравнивается к значению слова «искусство» (в исконном смысле греческого слова techne). Сравним, например, книги «Психотехнология управления собой» [37] и «Искусство управлять собой» [39], из которых последняя представляет собой расширенное и дополненное издание первой книги. В её содержании имеются главы, в заголовках которых указываются: «Психотехнология формирования позитивного мышления», «Психотехнология успешного управления собой» и др. Однако при этом содержание термина «психотехнология» нигде не раскрывается. Другая серия книг автора написана на основе указанного выше принципа и посвящена искусству (психотехнологии) управления людьми [38; 40]. В главе «Психотехнология эффективного воздействия на людей» автор пишет: «Психотехнология воздействия на людей предполагает овладение такими психологическими знаниями, которые способствовали бы эффективному влиянию на окружающих с целью вхождения в доверие, создания особого расположения к ним, позволяющего программировать желание деловых партнёров на постоянное и искреннее сотрудничество с вами» [40, С.21].  
 
Аналогичные примеры можно почерпнуть при анализе работ А.Ю.Панасюка, в которых приводятся «современные психотехнологии убеждающего воздействия» [35] и «психотехнологии проникновения в подсознание собеседника» [36], представляющие собой описание различных способов и приемов речевых манипуляций на основе разрабатываемой автором концепции «психориторики» и проблемы «психологии подсознательной коммуникации». Термин «психотехнология», как и у В.Н.Панкратова, автором используется метафорически как «искусство убеждать, побеждать в споре».  
 
В этом смысле интересна эволюция взглядов В.П. Шейнова [51-55], который в названии своих книг, посвященных психологии манипуляции, постепенно уходит от понятия «срытое управление человеком» (2000) к «психологии влияния» (2002) и «психотехнологии влияния» (2006), подразумевая под этим все то же «искусство управлять людьми» (2005). Представленный выше краткий обзор публикаций показывает, что обращение к метафоре как средству уточнения определяемого понятия позволяет в известной мере повысить объективность рассуждений в подразумеваемом (имплицитном) представлении о том, что такое психотехнология. Как видно из приведенных примеров, использование метафоры психотехнологии оказывается весьма предпочтительным с практической точки зрения, вопрос лишь заключается в степени ее отрефлексированности. Иными словами, речь идет о степени соответствия, соотношения метафорического и аналитического определений.  
 
2. Психотехнология как продуктивная деятельность  
 
С классификационной точки зрения психотехнологии относятся к классу социальных технологий, которые по аналогии с промышленными технологиями определяются как совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения [17, С.345].  
 
Логике аналогии следует, например, М.Ю.Лихобабин, описывая психотехнологию как:  
 
1) совокупность и последовательность психических процессов и действий в деятельности человека;  
2) науку о закономерностях, выявлении и использовании в деятельности наиболее эффективных психических процессов, действий и их последовательностей [30].  
 
Как видно из определения, объединяющим понятием выступает категория деятельности.  
 
Известно, что выделяют, как правило, два уровня использования категории деятельности как объяснительного принципа психики: 1) при изучении различных областей психической реальности - психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов; 2) при построении различных отраслей психологии - общей, возрастной, социальной, педагогической, медицинской, инженерной и др. [46, С. 134].  
 
Оба этих подхода дают возможности для построения психотехнологий. Первому уровню могут соответствовать, например, «психотехнологии внутренних состояний» [7], «психотехнологии общения» [43], «психотехнологии измененных состояний сознания» [24] и др. Можно апеллировать к конкретным направлениям и областям прикладной психологии (второй уровень), приводя в качестве примера «психотехнологии делового общения» [15]; «психотехнологии презентации и успешных продаж» [1; 12; 33 и др.]; «психотехнологии в бизнесе и менеджменте» [27; 43; 57 и др.]; «технологии тренинга» [8; 31; 44 и др.]; технологии «промывания мозгов» в пропаганде [29] и т.д.  
 
Психотехнологию можно рассматривать как особую форму продуктивной деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, основанную на знании закономерностей функционирования психики. Продуктивная деятельность – деятельность рациональная и целесообразная по своей природе. «Если конечный результат (один из результатов) деятельности совпадает (в какой-то мере) с поставленной целью, мы имеем дело с рациональной (продуктивной деятельностью). В противном случае деятельность является непродуктивной. Совпадение результата с целью свидетельствует о том, что действия в самом деле были «целесообразными» [34, С.58].  
 
Таким образом, деятельностный подход в описании психотехнологий также является перспективным, снимая в известной степени размытость изучаемого понятия при его рефлексивно-метафорическом рассмотрении.  
 
3. Психотехнология как ориентировочная основа действий  
 
Сторонники акмеологической теории в своих построениях опираются на классическую схему деятельности, разработанную А.Н.Леонтьевым. В качестве «единицы анализа» принимается действия. Структурными моментами описания действий при этом выступают: цель, на достижение которой направлены действия, условия, в которых осуществляются действия и операции - особые «единицы» анализа деятельности, непосредственно соотносимые с этими условиями. При этом цельность действия, включающего в себя различные операции, подчеркивается понятием «задача», выражающим единство цели и условий и обозначающим искомый результат, который предстоит достигнуть при наличии определенных условий.  
 
Модель психотехнологий, разработанная А.П.Ситниковым в рамках акмеологического подхода, опирается на теорию формирования умственных навыков П.Я.Гальперина. Она детально изложена в его работе «Акмеологический тренинг: Теория, Методика. Психотехнологии» [44]. 
 
П.Я.Гальперин разграничивал две части предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая – исполнительной. Особую роль П.Я.Гальперин придавал ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией», своеобразной «штурманской картой». Ориентировочная основа действий (ООД) - система представления человека о его цели, плане и средствах осуществления [10].  
 
В современной психологии профессиональной деятельности под ООД понимается те конкретные образы, знания и представления, которыми руководствуется субъект при выполнении действий целеполагания, планирования, выполнении отдельных действий, осуществлении контроля и оценки результатов каждого действия и деятельности в целом [41]. 3.А.Решетова в содержание ООД включает психологический образ предмета деятельности (его содержание, структура, функции) и программу действий («внутренний план деятельности) [42]. 
 
А.П.Ситников описывает четыре возможных значения понятия «психотехнология». Исходным понятием выступает «совокупность действий и операций». 
 
Значение I: психотехнология как реально осуществляемая упорядоченная совокупность действий и операций, или «осуществление психотехнологии». 
 
Значение II: психотехнология как способ организации упорядоченной совокупности действий и операций в определенную целенаправленную последовательность или ориентировочная основа действий (ООД) – «первичная форма существования психотехнологии». 
 
Значение III: психотехнология как описание научными средствами целенаправленной последовательности действий, выявление их упорядочивающей основы, изучение закономерностей в способах организации действий с целью использования наиболее эффективных из них. Этому значению может соответствовать «психотехнологическое исследование».  
 
Значение IV: психотехнология как результат описания осуществляемых способов организации действий и операций, нацеленный на его практическое применение, схема ориентировочной основы действий (схема ООД) - совокупность различной предметной информации, ориентиров и указаний по совершению действий. Этому уровню соответствует «реализация психотехнологии». 
 
ООД рассматривается А.П. Ситниковым как первичная форма существования технологии, которая относится к плану реально осуществляемых действий, в то время как схема ООД фиксирует представления о том, как должны осуществляться указанные действия (идеальный план) и имеет отношение к способности профессионала осуществлять реальные действия в условиях реально существующей конкретной ситуации. Схема ООД является результатом выявления ООД – объективной логики реально осуществляемой профессионалом совокупности действий и операций, направленных на достижение определенной цели. По сути, она представляет собой комплекс предметной информации, в т.ч. указаний и ориентиров для совершения действий и операций. Владение схемой ООД есть владение соответствующей информацией, т.е. знание того, как следует организовывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели в имеющихся условиях – выполнить профессиональную задачу. Схема ООД должна быть развернута в реальную последовательность действий, способность человека совершить которую – его профессиональные умения – и определяется А.П.Ситниковым как владение ориентировочной основой действий. «Понимая технологию как ориентировочную основу реально осуществляемого действия, под владением технологией мы будем понимать умение осуществлять соответствующим образом организованные действия» [44, С.43].  
 
Таким образом, в акмеологическом подходе «психотехнология» рассматривается как единица анализа профессиональной деятельности. Психотехнология понимается как целенаправленная и упорядоченная соответствующим освоением предметной ситуации, своей ориентировочной основой, совокупность и последовательность действий [44; 45].  
 
4. Психотехника и психотехнология: соотношение понятий 
 
В психологических словарях психотехника определяется как «ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте», «направление и раздел психологии, в котором разрабатывались вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда» [6, С. 448]. В настоящее время в своем первоначальном значении термин «психотехника», как его понимали В.Штерн и Г. Мюнстерберг, практически утратил свое существование. За рубежом понятие психотехники стало идентично понятию прикладной психологии, которая понимается как «практическое использование достижений психологии» [20, С.16].  
 
Анализ литературы позволяет выделить следующие соотношения понятий «психотехника» и «психотехнология»: 
Преемственность (то, что раньше называлось психотехникой, стало называться психотехнологией). Идея преемственности понятий прослеживается, главным образом, в исследованиях по проблемам психологии профессиональной деятельности [4; 16; 30; 45 и др.].  
 
Равнозначность (оба термина используются как синонимы для обозначения одних и тех же методов психологической работы). Это касается, главным образом различного рода интегративных и духовных практик (свободное дыхание, ребефинг, цигун, йога и др.) [13; 24- 26; 28 и др.].  
 
Самостоятельность термина «психотехника» (не сводимая к психотехнологии) Психотехника рассматривается как совокупность психологических приемов, методик, игр и упражнений, используемых: при подготовке спортсменов («психотехнические игры») [50]; в боевых искусствах («психотехника воина») [9; 47 и др.]; в обучении актерскому мастерству («тренинг творческой техники») [11], «телесно-ориентированная психотехника актера» [3], «психотехнические игры и упражнения» в психологическом тренинге [5; 8; 31 и др.], «психотерапевтические техники» [19; 21; 32; 49; 56 и др.].  
 
Психотехнология как совокупность психотехник. Е.В.Руденский указывает: «Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми» [43,с.4]. «Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер. Он должен рассматривать психотехнологию как систему практических действий, которые опираются на системный анализ общения» [43, С.109]. О.Г. Бахтияров предлагает различать: психотехнический прием - однократное действие, совершаемое оператором для изменения актуального состояния в рамках той или иной психотехники; психотехнику - последовательность психотехнических приемов, ведущую к формированию устойчивого заданного психического состояния; психотехнологию - организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи. По мнению автора, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология из одной психотехники [2, С.80-81]. Аналогичный подход можно встретить в книге «Мастер-класс Игоря Вагина. Лучшие психотехники» [7], в которой «психотехнологии внутренних состояний» включают в себя 19 комплексов психотехник.  
 
5. Психотехнология как алгоритм решения психологических задач 
 
Т.С.Кабаченко в своей книге «Методы психологического воздействия» приводит следующую логическую схему построения психотехнологий: 
 
• Оказывать воздействие на человека при решении самого широкого круга профессиональных задач, а также на бытовом уровне, удается с помощью внешних раздражителей различных модальностей, посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в специальным образом организованную деятельность. Перечисленные группы факторов далее мы будем называть средствами воздействия.  
• Совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях, мы обозначим как прием воздействия. 
• Способы решения определенной психологической задачи, т.е. множество конкретных приемов, образуют метод психологического воздействия. 
• Алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, образует технологию воздействия [18, С.102-103].  
 
М.Р.Душкина переносит вышеприведенные понятия в контекст «психологии влияния»: говоря о средствах психологического влияния, выделяется группы факторов влияния, обозначаемых далее как средства; алгоритмизированная система средств влияния составляет прием; совокупность приемов влияния образует метод; сочетание, последовательность и ритм применения средств, приемов и методов психологического влияния для решения определенной задачи – суть эффективный алгоритм влияния – представляет собой психотехнологию [15, С.50]. 
 
Как видно из приведенной схемы, центральным, связующим звеном в этой системе понятий выступает «алгоритм». Единого определения алгоритма нет. Так, в Интернет-энциклопедии Wikipedia приводится порядка 12 определений. В соответствии с определением американского математика и программиста Д.Кнута, автора известной серии книг, посвящённой основным алгоритмам и программированию, алгоритм — это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач [22, С. 31].  
 
Таким образом, психологические технологии (психотехнология, психотехника) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, методы создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию. В реальности практически все из используемых гуманитарных технологий (рекламных, избирательных, PR-технологий) построены на особенностях человеческой психологии и предполагают воздействие на нее, т.е. содержат в себе элементы психотехнологий. 
 
6. Интегративная модель психотехнологий 
 
В.В.Козловым предпринята попытка провести систематизацию различных подходов к психотехнологиям и требованиям, которые выдвигаются к ним с психоэкологической точки зрения. Автор описывает психотехнологию как «систему категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы». Понятие психотехнологии может быть эксплицировано только всеми контекстами, в которых психотехнологии описываются и исследуются, только в этом смысле, подчеркивает В.В.Козлов, можно говорить о полном, исчерпывающем объяснении психотехнологии. Другой важный тезис, который развивает автор, касается уровня рефлексии оснований и уровня методологического обоснования психотехнологий, иными словами, их мировоззренческое обоснование, которое в конечном итоге сводится к проблеме происхождения личности и мира. В этом смысле есть психотехнологии «от мира», или социальные психотехнологии, и выходящие за его пределы – трансцендентные психотехнологии. С позиций системного подхода и с точки зрения решаемых задач предлагается выделить три основных группы психотехнологий: 1) интегративные психотехнологии, оказывающие комплексное, интегральное воздействие; 2) целевые психотехнологии, решающие определенные узкие задачи или формирующие конкретные качества; 3) метапсихотехнологии (психотехнологии применения психотехнологий), обучающие овладению ими. Автором предпринята попытка классификации психотехнологий на основе развиваемой им парадигмы интегративной психологии, исходя из представлений о пятиуровневой модели человеческого существа, в котором выделяются телесный (физический, соматический), энергетический (витальный), эмоциональный (чувственный), ментальный (интеллектуальный) и духовный уровни. При этом считается возможным осуществлять интервенцию с каждого из этих уровней на любой другой или объединять уровни. В.В.Козловым также поднимается такой важный вопрос, как требования к психотехнологиям при работе с личностью и социумом, их экологичности и психологической безопасности [23].  
 
Завершая обзор существующих в настоящее время подходов к пониманию сущности психотехнологии, следует отметить, что большинство авторов солидаризуются в том, что она содержит в себе две стороны: то, что заложено и может быть обнаружено в психике человека и исполнительный компонент. Психотехнология должна включать в себя сведения о механизмах, понимаемых как внутренний процесс формирования и проявления некоторого свойства психики в сочетании со способствующими тому условиями. Сведения о механизмах (закономерностях, алгоритмах функционирования индивидуальной и коллективной психики, общения, деятельности) заложены в фундаменте психотехнологий и предшествуют любым конкретным методам или приемам. Технология и механизмы образуют то общее, что есть в каждом человеке, а технические приемы действуют по-разному. В этом смысле психотехнология представляет собой целостную систему, в единстве сторон которой выступают теоретические построения и их практическое воплощение, основанное не только на строго научных знаниях, но и житейском опыте, учитывающем все многообразие вариантов, ситуаций, возможных контекстов. Поэтому знание одной техники и даже виртуозное владение ею мало что дают в конечном итоге для достижения желаемого результата. Таким образом, владение технологией в практическом плане представляется более надежным подходом, чем владение одной только техникой. Кроме того, понимание сути психотехнологии и ее механизмов позволяет создавать бесчисленное количество новых методик, приемов, упражнений и техник.  
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что в настоящее время термин «психотехнология» широко используется и употребляется в различных значениях. В практическом плане, по нашему мнению, смысл данного понятия наиболее полно отражает определение, данное Т.С.Кабаченко для объяснения механизмов психологического воздействия (влияния) как «алгоритма решения психологических задач, приводящего к определенному социальному эффекту».  
 
Вместе с тем привлечение категории деятельности в качестве объяснительного принципа дает возможность рассматривать психотехнологию как:  
 
1) интрапсихическое образование, априорно существующее и работающее внут¬ри нас и организующее психические функции (уровни ООД-I и ООД-II);  
2) исполнительный компонент - практическое (алгоритмизированное рациональное и целесообразное) использование выявленных закономерностей психической деятельности (ООД-III и ООД-IV).  
 
Представляется возможным дать следующее рабочее определение «психотехнологии», отвечающее задачам практики: 
 
Психосоциальная технология — это психотехнология, адаптированная к организационным формам социальной работы. Можно выделить следующие виды психосоциальных технологий:

• Превентивные — направленные на профилактику психических и социальных девиаций.

•  Реабилитационные — направленные на восстановление психики после полученного деструктивного влияния.

•  Социализирующие — направленные на повышение социальной адаптации клиента.

• Коррекционные — направленные на исправление негативных тенденций в психике.

•  Интегративные — технологии повышения целостности психики. Под целостностью понимается взаимосвязанность, согласованность, системность всех уровней психической деятельности, а также непротиворечивость содержания субъективного опыта индивида. Интегративные психотехнологии представляют собой комплексные программы групповой и индивидуальной психологической работы, направленные на все уровни психики: двигательную сферу, эмоционально-волевую сферу, сознание и самосознание, социальные и личные отношения, духовную сферу. В интегративных психотехнологиях используются разнообразные оптимизирующие, развивающие, катарсические и трансформационные методы, которые конструктивно сочетаются между собой таким образом, чтобы обеспечить системный результат воздействия. Он выражается в следующем:

1)  улучшение здоровья (физического, психического и социального);

2)  развитие психических функций и способностей;

3)  повышение уровня самостоятельности и независимости личности.

Целостная психика эффективно функционирует и развивается, нарушенная психика функционирует неэффективно.

В жизни это проявляется в дезадаптации, неспособности справляться с проблемами. Клиент социальной работы — это человек с дезинтегрированной психикой, и для оказания ему помощи необходимо восстановить целостность психики. Существует ряд факторов, которые нарушают эту целостность: травмы, болезни, физические и моральные страдания, недостаток любви и ласки в детстве, негативные эмоции (страх, горе, вина, неприятие, злость, ненависть, зависть), одиночество, унижение, отверженность, эмоциональная и физическая беззащитность, насмешки, обесценивание личности, а также результатов творчества и деятельности, включение в антисоциальные и девиантные группы, неблагополучие в семье, стыд за родителей, деструктивные внушения и установки ("я никому не нужен", "из меня ничего не выйдет", "я слабый", "я тупой", "я буду всех ненавидеть" и т. д.).

При оказании психологической и социальной помощи ребенку, подростку и молодому человеку нужно прежде всего исключить или нейтрализовать действие этих негативных факторов, а также устранить последствия этих влияний. Необходимо извлечь молодого человека из деструктивной среды и обеспечить ему нормальные социальные условия, основанные на уважении к его личности и чувствам, воспитывать его в духе преодоления негативного жизненного опыта и веры в свои возможности. Кроме того, необходимо восстановление целостности психики, а для этого нужно оптимизировать интегративные механизмы, при помощи которых сама психика восстанавливает свою целостность.

Основные интегративные механизмы психики: сон, связное дыхание, спонтанное движение, творчество и созидательная деятельность, положительные эмоции, осознавание, проговор, социальное участие.

Восстановление глубокого, спокойного сна и ровного дыхания позволяет оптимизировать нарушенную психическую деятельность и эмоциональную сферу, для этого применяются методы релаксации и дыхательные методы. Подавленные эмоции (невыраженный плач, смех, гнев) нарушают психическую деятельность, как бы "застревают" в бессознательной сфере, а при их выражении наступает успокоение. На этом основаны методы эмоционального катарсиса (очищения), а также игровые и боевые виды спорта.

Расслабление и спонтанное движение тела оптимизируют психическое и физическое состояние. Этому способствуют танцы, подвижные игры на свежем воздухе, особенно с использованием спортивных снарядов.

Положительные эмоции интегрируют психику и являются предпосылкой для творчества и деятельности. События, приносящие ребенку и подростку радость, являются наилучшим способом психологической реабилитации.

Творчество и созидательная деятельность, особенно коллективная, способствуют гармонизации психики, преодолению негативного опыта, являются необходимой предпосылкой для адаптации в коллективе, для развития мышления и сознания.

Проговор событий жизни внимательному собеседнику позволяет проявить эмоции и лучше осознать жизненный опыт.

Социальная востребованность, включенность в жизнедеятельность социальной группы является важнейшим фактором интеграции человека и общества, развития личности и самосознания. Особенно важным является ощущение успеха и собственной значимости для группы.

Особенностью социальной работы с молодежью является то, что многие психологические проблемы преодолимы методами социального воспитания и не требуют вмешательства психотерапевта. Обязательно нужно включить ребенка или подростка в нормативную социальную группу: кружок по интересам, спортивную секцию, лагерь, где бы он мог усваивать социально одобряемые способы жизни, поведения, взаимоотношений под руководством чуткого педагога. В этом случае коррекция психики происходит естественным путем, за счет психологических ресурсов группы. Необходимо отметить, что в группу социально здоровых личностей можно включить не более 20% клиентов с отклонениями в поведении, и они не должны обособляться, отвергаться группой. Основную группу надо настроить на психологическую терпимость и помощь трудным подросткам. При этом применение педагогических методов необходимо сочетать с восстановлением интегративных механизмов сна, связного дыхания, спонтанного движения, эмоций и творчества.

Для обеспечения эффективного использования психотехнологий в социальной работе необходимо соблюдение следующих организационных и методических принципов:

1. Добровольность. Психологическая диагностика, коррекция должны осуществляться на строго добровольной основе. В случае, если получателем психологической помощи является несовершеннолетний, необходимо согласие родителей или лиц, их заменяющих. Исключением могут быть случаи, когда сам ребенок обратился за помощью.

2. Научность. Методы, применяемые для оказания психологической помощи, должны быть научно обоснованы.

3. Профессионализм. Психологические техники, технологии должны применяться профессиональными психологами.

4.  Внерелигиозность. В социальной работе недопустимо применение религиозных практик, техник и ритуалов в качестве оказания психологической помощи, недопустима подмена психологической помощи отправлением религиозных культов, а также привлечение священнослужителей в качестве агентов психологической помощи.

5.  Принцип постепенности. Любое воздействие является определенной нагрузкой на психику, к которой человек должен адаптироваться. Мера таких нагрузок выражается в следующем: в длительности и интенсивности воздействия, глубине погружения в бессознательный материал, количестве новых психологических навыков, количестве коммуникаций и т. д. Все эти нагрузки должны возрастать постепенно.

6.  Принцип последовательности. Начинать интенсивное психологическое воздействие необходимо с проработки телесного уровня (дыхания, сна), затем эмоционального и творческого. Интегративный результат при этом проявится на всех уровнях психики.

7.  Учет возрастных особенностей. При работе с детьми и подростками необходимо учитывать психологические особенности данного возраста и не применять психотехнологии, рассчитанные на другой возраст.

8. Комплексное использование психотехнологий. В рамках одной психосоциальной программы могут сочетаться различные психотехники для обеспечения оптимального результата. При этом необходимо учитывать совместимость психотехник в рамках одной программы.

9. Наблюдаемость результатов. Использование психотехнологий должно приводить к очевидному для самого человека и окружающих улучшению физического, психического и социального здоровья. Ненаблюдаемый результат есть отсутствие результата.

10. Применимость. Важной целью психологической помощи является применение клиентом полученных психологических навыков в жизни для ее улучшения.

11.  Просоциальная ориентация. Все психокоррекционные программы независимо от их целей должны включать технологии коммуникации и технологии взаимопомощи.

12. Культуросообразность. При использовании психотехник необходимо учитывать культурную среду: язык, религию, доминирующую идеологию. Использование чуждых в данной культуре терминов, идей и способов коммуникации деструктивно.

Информация о работе Психотехнологии в работе смолодежью