Психофизиологические компоненты работоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Задачей своей контрольной работы я вижу:
- детальное изучение всевозможных функциональных состояний человека в процессе трудовой деятельности;
- изучение того, отчего могут зависеть данные состояния;
- как состояния человека влияют на его работоспособность;
- как можно достичь различных состояний;
- как состояния влияют на профессиональную деятельность;
- изучение психофизиологических компонентов функциональных состояний человека.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Функциональное состояние …………………………………………………….. 4

2. Состояние физиологического покоя …………………………………………… 5

3. Предрабочие состояния ……………………………………………………….... 6

4. Состояние врабатывания ………………………………………………...………9

5 Оптимальное рабочее состояние ……..……………………………………..… 10

6. Состояние парабиоза ………………………………………………………….. 15

7. Условия продуктивности умственного труда ……………………………….. 16

8. Заключение ……………………………………………………………………. 18

9. Список используемой литературы ……………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Психофизиология контрольная моя.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОУ ВПО  «Саратовский государственный технический  университет»

Институт  развития бизнеса и стратегий 
 
 
 
 
 

Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

По дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»

На тему «Психофизиологические компоненты работоспособности»

Вариант 13 
 
 
 

            Выполнил:

Студент заочного обучения

Группы УПП35

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 
 
 

                         Проверил:

доц. каф. МБК

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2011

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………. 3 

1. Функциональное  состояние …………………………………………………….. 4 

2. Состояние  физиологического покоя ……………………………………………  5 

3. Предрабочие состояния ……………………………………………………….... 6  

4. Состояние врабатывания ………………………………………………...………9 

5 Оптимальное рабочее состояние ……..……………………………………..… 10 

6. Состояние парабиоза ………………………………………………………….. 15 

7. Условия продуктивности умственного труда ……………………………….. 16 

8. Заключение ……………………………………………………………………. 18 

9. Список используемой литературы ……………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Что заставляет некоторых людей трудится непокладая рук, а других при первой же возможности всячески избегать работы, чтобы лишний раз дать своему организму  передохнуть? Людей, которые быстро устают, мы зачастую несправедливо называем «лентяями», других же с насмешкой – «трудоголиками». В чем кроется причина столь разного отношения к работе? В этом случае мы не можем утверждать, что это зависит только от личных качеств, силы воли, физических возможностей или какой-либо совокупности определенных качеств. 

     Работоспособность – это некое функциональное состояние  нашего организма, или другими словами  – физиологическое состояние  организма и его систем. Из данного  определения можно сделать вывод, что работоспособность зависит от множества факторов, так как очевидно, что состояние организма и его систем – не одно и то же. Ведь одно дело говорить о функциональном состоянии ЦНС или состоянии зрительной, двигательной или прочих систем, а другое – о функциональном состоянии человека как целостной его характеристике. Именно поэтому необходимо рассматривать вопрос о физиологических механизмах активации мозга. Безусловно, этот вопрос важен, но активированный мозг – только часть функционального состояния человека. 

     Задачей своей контрольной работы я вижу:

- детальное изучение всевозможных функциональных состояний человека в процессе трудовой деятельности;

- изучение того, отчего могут зависеть данные состояния;

- как состояния человека влияют на его работоспособность;

- как можно достичь различных состояний;

- как состояния влияют на профессиональную деятельность;

- изучение психофизиологических компонентов функциональных состояний человека.  

     Поставленные  мною задачи я попытаюсь решить в данной контрольной работе при помощи всевозможных статей, учебников и другой научной литературы, которая может дать нам определенные ответы, на интересующие нас вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Функциональное состояние 

     Функциональное  состояние человека определяется:

- как фон, на котором развиваются психические процессы;

- как многомерная и системная реакция индивида и личности;

- как целостная характеристика и симптомокомплекс параметров деятельности человека;

- как система «автоморфизмов субъекта».

     Другие  подходы к пониманию функционального состояния существуют у ученых, занимающихся непосредственным изучением профессиональной деятельности человека. Так, Медведев В.И., Зараковский Г.М. и другие определяют функциональное состояние как комплекс характеристик функций и качеств, обуславливающих выполнение трудовой деятельности. 

     Функциональное  состояние человека – это комплекс наличных характеристик тех функций и качеств, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение трудовой деятельности. 

     Это определение проводит грань между состоянием человека и состоянием его отдельных физиологических и психологических функций. Получив сведения об этих функциях, мы еще не можем судить о состоянии человека, не зная условий взаимодействия и взаимовлияния этих функций в процессе деятельности. 

     Вторая  сторона этого определения заключается  в его практической направленности – важно то изменение, которое  сказывается на рабочей деятельности. В связи с этим вводится еще  два понятия: сдвиг состояния  и его изменение. 

     Под сдвигом понимается любое отклонение изучаемых характеристик от состояния и принято за начало отсчета. Эти изменения могут быть количественно различны и обусловливаться как внутренними, так и внешними причинами. В тех случаях, когда независимо от количественных характеристик сдвиг состояния ведет к изменению качества деятельности, говорят об изменении состояния.  

     Определение термина «функциональное состояние» позволяет дать и классификацию  состояний, основанную на указанном  выше критерии важности для выполнения рабочих операций. 

     Исходным  в такой классификации является состояние оперативного покоя, под  которым понимается такой комплекс характеристик человека, который обеспечивает его включение в непосредственный рабочий процесс. При включении оператора в трудовую деятельность состояние оперативного покоя сменяется рядом других состояний, зависящих от самой деятельности и внешних факторов среды, так и от исходных физиологических и психологических характеристик человека. 

     Функциональные  состояния человека различаются  степенью активности его функциональных систем. В связи с этим можно говорить о состояниях покоя и деятельностных (рабочих) состояниях. Последние изменяются в процессе работы человека, в связи, с чем выделяют фазы изменения работоспособности: предстартовую, стартовую, врабатывания, устойчивой работоспособности, утомления и восстановления. 

Теперь  рассмотрим данные состояния более  подробно. 

2. Состояние физиологического покоя 

     Состояние покоя создается включением в  действие конкретных механизмов регуляции, хотя ранее считалось, что покой – это пассивное состояние. Но в последующем было установлено, что в состоянии покоя может накапливаться латентное возбуждение, и поэтому покой не является пассивным состоянием. В связи с этим Магницкий А.Н. рассматривает покой как состояние возбуждения, а Ермаков Н.В. прямо относит покой к деятельному состоянию, которое понимается им как состояние, могущее быть связанным с возбуждением или торможением. Ермаков считает, что физиологический покой – это состояние скрытой физиологической деятельности, которое выражается изменяющимся соотношением скрытого возбуждения и скрытого торможения, то есть покой – частный случай физиологической деятельности. 

     Многие  ученые придерживались другого мнения на этот счет. К примеру, зарубежные представители считали, что покой – это бездеятельное состояние, с энергетической точки зрения равное нулю. Более подробным изучением состояния покоя впервые занялся академик Ухтомский А.А. Он писал, что мы обыкновенно считаем, что сон есть физиологический покой по преимуществу, но не имеем для этого других оснований, кроме того признака, что сон приносит «отдых» и обновление от возбуждения и работ. Однако на основании этого признака можно говорить и о том, что нормальный сон есть активность, специально направленная на процессы восстановления в тканях и органах, действующих при бодрствовании. 

  Физиологический покой не само собой разумеющееся физиологическое состояние, а результат сложной выработки и организации процессов физиологической активности.  

Ученые различают две формы физиологического покоя – минимум физиологической активности (релаксация) и оперативный покой бдительно-настороженной неподвижности (внимание). 

3. Предрабочие состояния 

     Переходными между состоянием физиологического покоя и рабочим состоянием являются предрабочие состояния человека, связанные с мыслями о предстоящей деятельности и мобилизационной готовностью к ней. 

Предстартовое состояние 

     Во  время предстартового состояния  осуществляется настройка организма  на деятельность, выражающаяся в активизации вегетатики. Проще говоря, возникает готовность организма и психики человека к предстоящей деятельности, к реагированию на сигналы. Имеет значение и волнение человека пред предстоящей значимой деятельностью. Механизмы возникновения предрабочей настройки имеют условно – рефлекторную природу. Вегетативные предрабочие изменения наблюдаются даже тогда, когда человек просто оказывается в привычной рабочей обстановке, где он раньше неоднократно осуществлял деятельность, но где в данный момент ему работать не надо. 

Предстартовые лихорадка и апатия 

     Предстартовая лихорадка связана с сильным эмоциональным возбуждением. Она сопровождается рассеянностью, неустойчивостью переживаний, что в поведении приводит к снижению критичности, к капризности, упрямству и грубости в отношениях с близкими, друзьями, тренерами. Внешний вид такого человека сразу позволяет определить его сильное волнения: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется пятнистый румянец. При длительном сохранении этого состояния человек теряет аппетит, нередко наблюдается расстройство кишечника, пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы. 

     Предстартовая апатия противоположна лихорадке. Она  возникает у человека либо при  нежелании выполнять предстоящую деятельность из-за частой ее повторяемости, либо в случае, когда при большом желании осуществлять деятельность, как следствие, происходит «перегорание» из-за длительно продолжавшегося эмоционального возбуждения. Апатия сопровождается сниженным уровнем активации, торможением, общей вялостью, сонливостью, замедленностью движений, ухудшением внимания и восприятия, урежением и неравномерностью пульса, ослаблением волевых процессов. 

Боевое  возбуждение 

     Боевое возбуждение является оптимальным предстартовым состоянием, во время которого наблюдается желание и настрой человека на предстоящую борьбу. Эмоциональное возбуждение средней интенсивности помогает мобилизации и собранности человека. Особой формой состояния боевого возбуждения является поведение человека при угрозе агрессии со стороны другого человека при возникновении конфликта. 

     В состоянии «боевой готовности» наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться также некоторое ослабление активного внутреннего торможения и увеличение инертности возбуждения, что можно объяснить возникновением сильной рабочей доминанты.  

     У лиц с высокой степенью самоконтроля наблюдается стремление к уточнению  инструкций и заданий, к проверке и опробованию места деятельности и оборудования, отсутствуют скованность  и повышенная ориентировочная реакция на обстановку. Качество выполнения заданий у них не снижается, а вегетативные показатели не выходят за пределы верхних границ физиологической нормы. 

     Считается, что предстартовая лихорадка  и предстартовая апатия мешают эффективному выполнению деятельности. Однако практика показывает, что это не всегда так. Во-первых, нужно учитывать, что порог возникновения данных состояний у разных людей неодинаков. У людей возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Следовательно, тот уровень возбуждения, который для последних будет близким к «лихорадке», для первых окажется обычным предстартовым состоянием. Отсюда необходим учет индивидуальных особенностей эмоциональной возбудимости и реактивности разных людей. Во-вторых, в ряде видов деятельности состояние стартовой лихорадки может даже способствовать успешности деятельности (например, при кратковременной интенсивной деятельности – бег на короткие дистанции на скорость).  

Информация о работе Психофизиологические компоненты работоспособности