Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:02, курсовая работа
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги
Введение
ГЛАВА 1.Проблема компьютерной зависимости у подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
ГЛАВА 2. Методы работы педагога-организатора с подростками по профилактике компьютерной зависимости
2.1 Понятие педагог - организатор
2.2 Профилактика компьютерной зависимости подростков
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1.Проблема компьютерной зависимости у подростков
1.1 Психолого-педагогические
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная
зависимость как результат
ГЛАВА 2. Методы работы педагога-организатора с подростками по профилактике компьютерной зависимости
2.1 Понятие педагог - организатор
2.2 Профилактика компьютерной
2.3 Методические рекомендации
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.[14]
В настоящий
момент увеличивается количество детей
и подростков умеющих работать с
компьютерными программами, в том
числе и играть в компьютерные
игры. [28] Вместе с тем несомненным
положительным значением
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).[17]
Объектом работы выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
Предметом является организация досуга детей и подростков с целью предупреждения компьютерной зависимости.
Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе.
Задачами работы являются:
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
Гипотеза: Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.
Практическая значимость работы состоит в разработке воспитательной программы мероприятий по профилактике компьютерной зависимости и составлении мероприятий в рамках данной программы, которые могут быть использованы в образовательном учреждении.
Новизна работы заключается в разработке и оформлении наглядного материала для детей и родителей по профилактике компьютерной зависимости.
ГЛАВА 1.Проблема компьютерной зависимости у подростков
1.1
Психолого-педагогические
Уровень
развития, характеризующий детей
подросткового возраста, не является
постоянным. Он растет и изменяется
вместе с изменением условий жизни
общества. Современный подросток
всесторонне информирован. Для поведения
подростка характерно и то, что
он перестал все принимать на веру,
стал тоньше подмечать недостатки в
поведении и высказываниях
— с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни;
— подросток
хочет быть хорошим, стремиться к
идеалу и в то же время не любит,
чтобы его воспитывали, не терпит
той «оголенности» идей, тенденций,
которая иногда становится настоящим
бедствием школьного
— желание самоутвердиться и неумение это сделать;
— есть глубокая необходимость в совете, помощи — и в то же время, словно нежелание, обратиться к старшему;
— противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их — с другой;
— показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;
— презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие;
— удивление
перед неисчерпаемостью науки, желание
много знать, переживание вдохновения,
радости интеллектуального
— романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и ироническое отношение к красоте.[6, 13]
Каждый раз подросток «с головой» уходит в игру, взаимодействуя с объектами, участвующими в ней, которые подчиняются определенным законам, описывающим их поведение. Он имеет возможность исследовать в деталях все время новый, постоянно обновляющийся мир игры, сталкиваясь порой с неожиданными явлениями в рамках предварительно определенных законов этого мира. В основном его любимые персонажи или объекты «живут», чтобы, изменяясь в бесконечных сочетаниях и вариациях, доставлять ему радость. Среди них есть «плохие» и «хорошие», «добрые» и «злые», «умные» и «глупые». Прежде всего, игра дает все те эмоции, которые не всегда предоставляет ребенку жизнь. Широчайший спектр эмоций (от положительных до отрицательных) можно испытать, не сдвигаясь с места! Это восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. Игра дает выход избыточной жизненной силы, отдых и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнение монотонной деятельности, подчинение врожденному инстинкту подражания, упражнение в самообладании, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществляет тренировку перед серьезным делом. [20, 9] В игре детям и подросткам хорошо. Они сильные, смелые, успешные.
Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя лишь в качестве аналога волшебной палочки компьютерную мышь. У него создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся фрагмент игры. Это особенно захватывает детей и подростков, которые болезненно ощущают свою не успешность, которых привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления себя в различных обличьях. В основном состояние компьютерной зависимости дезадаптирует детей и подростков, выбивает из жизни, причем таким образом, что у него не остается других интересов, кроме игры. Ребенок уже не может без нее жить. Она становится доминантной, поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость - своеобразный вид наркомании. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия. У них формируется влечение, с которым сами они уже не всегда способны справиться. Их поведение отличается неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир управлению с помощью нажатия на клавиши не поддается. Появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем-либо. Общее развитие такого ребенка замедляется. Если подросток зависим от компьютерных игр, то, как правило, он не может контролировать время, проводимое за компьютером (обещает уменьшить его, выйти из программы, но не в силах этого сделать), лжет, скрывает вид занятий, который выполнял, переоценивает роль компьютера в своей жизни. Дети и подростки ощущают депрессию и тревогу, когда что-либо или кто-либо мешает его планам «посидеть» за компьютером, часто погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру, например, размышляя о том, как пройти следующий уровень игры, страдает из-за несделанных важных дел реальной жизни. Они используют компьютер как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.[23, 6]
В любом обществе находятся люди, предпочитающие «убегать» от проблем, а компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого героя уважают, с его мнением считаются, он супермен. Для подростка очень приятно входить в роль такого персонажа, чувствовать себя им. Далее, чем больше он играет, тем больше начинает чувствовать контраст между «им реальным» и «им виртуальным», что еще сильнее притягивает его к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра становится средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.[30, 21]
Таким образом,
основной причиной возникновения компьютерной
зависимости у детей и
1.2 Роль компьютерных игр в
деятельности детей и
Процессы
компьютеризации в нашей стране
с 90 - х годов прошлого века происходили
очень бурно, что повлекло за собой
развитие различных форм взаимодействия
с компьютером, в частности, увлечение
пользователей компьютерными
Значительное
число людей, которые могут
Информация о работе Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости