Роль биологических и
социальных факторов в психическом
развитии ребенка
Психическое развитие
детей зависит от многих обстоятельств.
Вот перед нами пятилетний
ребенок, который умеет невнятно
произносить только несколько
слов, протянутую ему куклу тащит
в рот, чертит карандашом по
бумаге непонятные каракули. В
чем дело? Может быть, ребенок
перенес тяжелое мозговое заболевание?
А возможно, он педагогически
запущенный — с ним никогда
не говорят, не играют, ничему
не учат? Любое из этих предположений
может оказаться справедливым. И
любое из них основывается
на наших знаниях об условиях
психического развития. Выяснение
этих условий — важнейшая задача
детской психологии. И детская
психология стремится не только
найти, перечислить все те обстоятельства,
которые влияют на психическое
развитие, но также определить, в
чем именно состоит их влияние,
как под действием этих обстоятельств
ребенок переходит с одного
этапа развития на другой.
Дети с резкими нарушениями
развития, конечно, не правило,
а исключение. Психологию же интересуют
прежде всего правила. Без них нельзя понять
и исключений. Поэтому одна из главных
задач науки состоит в том, чтобы выделить
не особые обстоятельства развития, складывающиеся
в отдельных случаях, а значение тех предпосылок,
благодаря которым любой ребенок становится
человеком и без которых нормальное развитие
оказывается невозможным.
Предпосылки, определяющие
развитие. К ним относятся природные
свойства организма ребенка (в
первую очередь строение и
работа его мозга) и то, что
ребенок вырастает в человеческом
обществе, среди других людей,
которые его воспитывают и
обучают.
Строение и функции
организма ребенок получает в
наследство от своих предков.
От рождения он обладает человеческой
нервной системой, мозгом, способным
стать органом сложнейшей психической
деятельности, свойственной человеку.
Можно ли стать человеком,
не имея человеческого мозга?
Как известно, самые
близкие наши «родственники»
в животном мире — человекообразные
обезьяны и наиболее покладистые
и понятливые из них — шимпанзе.
Их жесты, мимика, поведение порой
поражают сходством с человеческими.
Шимпанзе, как и другие человекообразные
обезьяны, отличаются неистощимым любопытством.
Они могут часами расщеплять попавший
им в руки предмет, наблюдать ползающих
насекомых, следить за действиями человека.
Высоко развито у них подражание. Обезьяна,
подражая человеку, может, например, подметать
пол или смачивать тряпку, отжимать ее
и протирать пол. Другое дело," что пол
после этого почти наверняка останется
грязным — все кончится перемещением
мусора с места на место.
Как показывают наблюдения,
шимпанзе используют в разных
ситуациях довольно большое количество
различных звуков, на которые
реагируют их сородичи. В экспериментальных
условиях многим ученым удавалось
добиться от шимпанзе решения
довольно сложных практических
задач, требующих мышления в
действии и включающих даже
употребление предметов в качестве
простейших орудий. Так, обезьяны
путем ряда проб строили пирамиды
из ящиков, чтобы достать подвешенный
к потолку банан, овладевали умением сбивать
банан палкой и даже составлять для этого
одну длинную палку из двух коротких, открывать
запор ящика с приманкой, употребляя для
этого «ключ» нужной формы (палку с треугольным,
круглым или квадратным сечением). Да и
мозг шимпанзе по своему строению и соотношению
размеров отдельных частей ближе к человеческому,
чем мозг других животных, хотя и сильно
уступает ему по весу и объему.
Все это наталкивало
на мысль: что если попытаться
дать детенышу шимпанзе человеческое
воспитание? Удастся ли развить
у него хотя бы некоторые
человеческие качества? И такие
попытки делались неоднократно.
Остановимся на одной из них,
которая принадлежала выдающемуся
советскому зоопсихологу Надежде
Николаевне Ладыгиной-Коте, которая
воспитывала маленького шимпанзе Иони
с полутора до четырех лет в своей семье.
Детеныш пользовался полной свободой.
Ему представлялись самые разнообразные
человеческие вещи и игрушки, и приемная
«мама» нсячески пыталась ознакомить
его с употреблением этих вещей, научить
общаться при помощи речи. Весь ход развития
обезьянки тщательно фиксировали в дневнике.
Через десять лет
у Надежды Николаевны родился
сын, которого назвали Рудольфом
(Руди). За его развитием до четырехлетнего
нозраста также вели самые тщательные
наблюдения. В результате появилась на
свет книга «Дитя шимпанзе и дитя человека...»1.
Что же удалось установить, сравнивая
развитие обезьяны с развитием ребенка?
См.: Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя
шимпанзе и дитя человека в их инстинктах,
(Моциях, играх, привычках и выразительных
движениях. М., 1935.
При наблюдении обоих
малышей обнаружилось большое
сходство во многих игровых
и эмоциональных проявлениях.
Но вместе с тем выступило
и принципиальное различие. Оказалось,
что шимпанзе не может овладеть
вертикальной походкой и освободить
руки от функции хождения по
земле. Хотя он и подражает
многим действиям человека, но
это подражание не ведет к
правильному усвоению и совершенствованию
навыков, связанных с употреблением
предметов обихода и орудий: схватывается
внешний рисунок действия, а не
его смысл. Так, Иони часто подражал
забиванию гвоздя молотком. Однако он
то не прилагал достаточной силы, то не
удерживал гвоздя в вертикальном положении,
то бил молотком мимо гвоздя. В результате,
несмотря на большую «практику», Иони
так никогда и не забил ни одного гвоздя.
Недоступны для детеныша обезьяны и игры,
носящие творческий конструктивный характер.
Наконец, у него отсутствует какая бы то
ни было тенденция к подражанию звукам
речи и усвоению слов, даже при настойчивой
специальной тренировке. |Примерно такой
же результат был получен и другими «приемными
родителями» детеныша обезьяны — американскими
супругами Келлог.
Значит, без человеческого
мозга не могут возникнуть
и человеческие психические качества.
Условия, определяющие
развитие. А теперь посмотрим,
что ) может дать человеческий мозг вне
свойственных людям условий жизни в обществе.
В начале XX столетия
индийский психолог Рид Сингх
получил известие, что около одной
деревни замечены два загадочных
существа, похожих на людей, но
передвигающихся на четвереньках.
Их удалось выследить. Однажды
утром Сингх во главе группы
охотников спрятался у волчьей
норы и увидел, как волчица;
выводит на прогулку детенышей,
среди которых оказались две
девочки — одна примерно восьми,
другая — полутора лет. Сингх,
увез девочек с собой и попытался
их воспитать. Они бегали на
четвереньках, пугались и пытались
скрыться при виде людей, огрызались,
выли по ночам по-волчьи. Младшая
— Амала — умерла через год. Старшая
— Камала — прожила до семнадцати лет.
За девять лет ее удалось в основном отучить
от волчьих повадок, но все-таки, когда
она торопилась, то опускалась на четвереньки.
Речью Камала по существу так и не овладела
— с большим трудом она обучилась правильно
употреблять всего сорок слов. Оказывается,
что человеческая психика не возникает
и без человеческих условий жизни.
Таким образом, и
строение мозга, и определенные
условия; жизни, воспитания необходимы,
чтобы стать человеком. Однако
их значение различно. Примеры
с Иони и Камалой в этом смысле очень
поучительны: обезьяна, воспитанная человеком,
и ребенок,' вскормленный волком. Иони
вырос обезьяной, со всеми присущими шимпанзе
особенностями поведения. Камала выросла
не человеком, а существом с типичными
волчьими повадками. Следовательно, черты
обезьяньего поведения в значительной
мере заложены в ее мозгу, предопределены
наследственно. Черт же человеческого
поведения, человеческих психических
качеств в мозгу ребенка нет. Зато есть
нечто другое — возможность приобрести
ТО, что дается условиями жизни, воспитанием,
пусть это будет даже «способность» выть
по ночам.
Взаимодействие биологических
и социальных факторов. Чрезвычайная
пластичность, обучаемость — это.
и есть одна из наиболее важных особенностей
человеческого мозга, отличающая сю от
мозга животных. У животных большая часть
мозгового вещества «занята» уже к моменту
рождения — в нем закреплены механизмы
инстинктов, т. е. форм поведения, передаваемых
по наследству. У ребенка же значительная
часть мозга оказывается «чистой», готовой
к тому, чтобы принять и закрепить то, что
ему дает жизнь и воспитание. Более того,
ученые доказали, что процесс формирования
мозга животного в основном заканчивается
к моменту рождения, а у человека продолжается
после рождения и зависит от условий, в
которых происходит развитие ребенка.
Следовательно, эти условия не только
заполняют «чистые страницы» мозга, но
влияют и на само его строение.
Законы биологической
эволюции потеряли свою силу
по отношению к человеку. Перестал
действовать естественный отбор
— выживание сильнейших, наиболее
приспособленных к среде особей,
потому что люди научились
сами приспосабливать среду к
своим нуждам, преобразовывать ее
при помощи орудий и коллективного
труда.
Мозг человека не
изменился со времен нашего
предка — кроманьонца, жившего
несколько десятков тысяч лет
назад. И если бы человек
получал свои психические качества
от природы, мы и сейчас ютились
бы в пещерах, поддерживая неугасимый
огонь. На самом деле все
обстоит иначе.
Если в животном
мире достигнутый уровень развития
поведения передается от одного
поколения к другому так же,
как И строение организма,— путем биологического
наследования, то у человека свойственные
ему виды деятельности, а вместе с ними
и соответствующие знания, умения и психические
качества (предаются другим путем — путем
социального наследования.
Каждое поколение людей
выражает свой опыт, свои знания,
умения, психические качества в
продуктах своего труда. К ним
относятся как предметы материальной
культуры (окружающие нас ЦГЩИ, дома,
машины), так и произведения духовной
культуры (Н)ык, наука, искусство). Каждое
новое поколение получает от предыдущих
все, что было создано раньше, вступает
в мир, имитавший» в себя деятельность
человечества.
Овладевая этим миром
человеческой культурой, дети
постепенно усваивают вложенный
в нее общественный опыт, те
знания, умения, психические качества,
которые свойственны человеку. Это
и есть социальное наследование.
Конечно, ребенок не в состоянии
расшифровать достижения человеческой
культуры самостоятельно. Он делает
это при постоянной помощи
и руководстве со стороны взрослых
— в процессе воспитания и
обучения.
На земле сохранились
племена, ведущие первобытный
образ жизни, не знающие не
только телевидения, но и употребления
металлов, добывающие пищу при
помощи примитивных каменных
орудий. Изучение представителей
таких племен говорит, на первый
взгляд, о разительном отличии
их психики от психики современного
культурного человека. Но это
отличие совсем не проявление каких-либо
природных особенностей. Если воспитать
ребенка такого отсталого племени в современной
семье, он ничем не будет отличаться от
любого из нас.
Французский этнограф
Виллар отправился в экспедицию в труднодоступный
район Парагвая, где жило племя гуайкилов.
О этом племени было известно очень немногое
— что ведет он кочевой образ жизни, постоянно
переходя с места на место в поисках своей
основной пищи — меда диких пчел, имеет
примитивный язык, не вступает в контакты
с другими людьми. Виллару так же, как многим
другим до него, не посчастливилось познакомиться
с гуайкилами — они поспешно уходили при
приближении экспедиции. Но на одной из
покинутых стоянок была обнаружена, видимо,
забытая впопыхах двухлетняя девочка.
Виллар увез ее во Францию
и поручил воспитывать своей матери. Через
двадцать лет молодая женщина уже была
ученым-этнографом, владеющим тремя языками.
Значит, природные свойства
ребенка, не порождая психических
качеств, создают предпосылки
для их образования. Сами же
эти качества возникают благодаря
социальному наследованию. Так, например,
одним из важных психических
качеств человека является речевой
(фонематический) слух, дающий возможность
различать и узнавать звуки
речи. Ни одно животное им не
обладает. Установлено, что, реагируя
на словесные команды, животные
улавливают только длину *слов
и интонацию, самих речевых звуков
они не различают. От природы ребенок получает
строение слухового аппарата и соответствующих
участков нервной системы, пригодное для
различения речевых звуков. Но сам речевой
слух развивается только в процессе усвоения
того или иного языка под руководством
взрослых, причем речевой слух оказывается
приспособленным к особенностям родной
речи.
Ребенок не имеет
от рождения каких-либо форм
поведения свойственных взрослому
человеку. Но некоторые простейшие
формы поведения — безусловные
рефлексы — у него врождены
и совершенно необходимы как для того,
чтобы ребенок мог выжить так и для дальнейшего
психического развития. Ребенок рождается
с набором органических потребностей
— потребностью в кислороде, в определенной
температуре окружающего воздуха, в пище
и т.п.— и с рефлекторными механизмами,
направленными на удовлетворение этих
потребностей. Различные воздействия
окружающей среды вызывают у ребенка защитные
и ориентировочные рефлексы. Последние
особенно важны для дальнейшего психического
развития, так как составляют природную
основу получения и переработки внешних
впечатлений.
На базе безусловных
рефлексов у ребенка уже очень
рано начинают вырабатываться
условные рефлексы, которые ведут
к расширению реакций на внешние
воздействия и к их усложнению.
Элементарные безусловно- и условнорефлекторные
механизмы обеспечивают первоначальную
связь ребенка с внешним миром и создают
условия для установления контактов со
взрослыми и перехода к усвоению разных
форм общественного опыта. Под его влиянием
впоследствии складываются психические
качества и свойства Личности ребенка.
В процессе усвоения
общественного опыта отдельные
рефлекторные механизмы объединяются
в сложные системы — функциональные
органы мозга. Каждая такая
система работает как единое
целое, выполняет новую функцию,
которая отличается от функций
составляющих ее звеньев: обеспечивает
речевой слух, музыкальный слух,
логическое мышление и другие
свойственные человеку психические
качества.