Самоактуализирующаяся личность А. Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:39, реферат

Краткое описание

В данном реферате рассматривается проблема самоактулизации личности со стороны американского психолога А.Маслоу, основоположника основных направлений в гуманистической теории личности. В его теории главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. А развитие личности — это и есть развертывание этих врожденных тенденций.

Вложенные файлы: 1 файл

Самоактуализирующаяся личность.doc

— 50.79 Кб (Скачать файл)

      Введение.

    В данном реферате рассматривается проблема самоактулизации личности со стороны американского психолога А.Маслоу, основоположника основных направлений в гуманистической теории личности. В его  теории  главным источником  развития  личности   являются   врожденные тенденции  к  самоактуализации.  А  развитие   личности   —   это   и   есть развертывание  этих  врожденных  тенденций. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как  желание  человека  стать  тем,  кем  он  может  стать. Благодаря А. Маслоу, концепция самоактуализации  до  сих пор волнующа и нова, потому что она заставляет человека  обращать  взор  на  то, чем он может быть и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.

      1.Абрахам Маслоу. Биографический очерк.

    Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился  в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был  сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень  хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и содействовали  этому, хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: "Удивительно, что, имея такое детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей неевреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей". Позже он узнал практическую сторону жизни, работая в летние месяцы в компании по производству бочек, принадлежавшей его семье.

    Отношения Маслоу с матерью были наполнены  горечью и враждебностью. В недавно опубликованной биографии (Hoffman, 1988) автор пишет, что сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге.

    "Он  даже отказался присутствовать  на ее похоронах. Он характеризовал  Розу Маслоу как жестокую, невежественную  и враждебную женщину, которая настолько не любила своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства. Ни в одном его высказывании о матери – некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была жива – нет ни капли тепла или любви" (Hoffman, 1988).

    Маслоу  вспоминал отца как человека, который "любил виски, женщин и драки" (Wilson, 1972). Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже  Маслоу примирился с отцом и часто  говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.

    Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался  изучать закон, чтобы угодить  отцу. Две недели, проведенные в  Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили  его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектичный курс в Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию полового и доминантного поведения в колонии обезьян.

    Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился  на Берте Гудман, своей школьной возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетическими дефектами. Тем не менее брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: "Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин" (Hall, 1968).

    После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с известным теоретиком в области  научения Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете. Затем он перешел в  Бруклинский колледж, где оставался  в течение следующих 14 лет. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х – начало 1940-х годов) как  центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер – вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть поведение человека. Неформальные беседы и волнующий опыт общения с такими выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В этот период он также занимался психоанализом.

    В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис, он оставался на этом посту  до 1961 года, а затем был там  профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Этот неакадемический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к философии демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания.

    Маслоу  был членом ряда профессиональных и  почетных обществ. В качестве члена Американской психологической ассоциации он был президентом отделения личности и социальной психологии, а также отделения эстетики, и был избран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Он также был редактором-основателем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала трансперсональной психологии"  и являлся консультирующим редактором многочисленных научных периодических изданий. Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни поддерживал Институт Исален в Калифорнии и другие группы, включенные в изучение возможностей человека.

    Большинство книг Маслоу были написаны в течение  последних 10 лет его жизни. Это: "На подступах к психологии бытия" (1968); "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964); "Эупсихея: дневник" (1965); "Психология науки: рекогносцировка" (1966); "Мотивация и личность" (1987). Том, составленный при участии его жены и названный "Памяти Абрахама Маслоу", был опубликован посмертно в 1972 году.  
 

      2.Иерархия потребностей Маслоу.

     Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

     Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.). Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

Схематическое представление иерархии потребностей Маслоу.

     Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

     Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Например, общественные и политические активисты в Южной Африке, Балтийских государствах и восточноевропейских странах продолжают свою борьбу, несмотря на усталость, тюремное наказание, физические лишения и угрозу смерти. Голодовка, организованная сотнями китайских студентов на площади Тяньанмынь, – еще один пример. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не близкие отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

  • Физиологические потребности

Самыми  основными, сильными и неотложными  из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.

  • Потребности в безопасности и защите

Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. 

  • Потребности в принадлежности и любви 

На этом уровне люди стремятся устанавливать  отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых.

  • Потребности самоуважения

Маслоу  разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение  потребностей самоуважения порождает  чувство уверенности в себе, достоинство  и осознание того, что вы полезны  и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству  неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими.

  • Потребности самоактуализации

Маслоу  охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший  этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей  личности. Короче, самоактуализироваться  – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины своих возможностей. Говоря словами Маслоу, "музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в миру с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе". 
 
 

      3.Самоактуализирующаяся личность   А. Маслоу

     Специфические формы самоактуализации очень разнообразны.  Именно  на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются  друг от друга. Самоактуализация не обязательно должна принимать  форму  творческих усилий,  выражающихся  в   создании   произведений    искусства.   Родитель, спортсмен,  студент,  преподаватель  или  рабочий  у  станка  —  все   могут актуализировать свой потенциал,  выполняя  наилучшим  образом  то,  что  они делают. Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что  она заставляет  человека  обращать  взор  на  то,  чем   он   может   быть,   и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.

Информация о работе Самоактуализирующаяся личность А. Маслоу