ФОРМИРОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
В ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ
План
- Особенности формирования самооценки в дошкольном детстве.
- Педагогические условия организации и проведения подвижных игр.
Основные
идеи: самооценка, функции
самооценки, развитие самооценки, критерии сформированности
самооценки
Литература
- Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
- Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения /В.Г. Алямовская // Современный детский сад. – 2007. - №1. - С.21-25.
- Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2, 1998.
- Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С.10-14.
- Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. - С.29-33.
- Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности.- Томск: изд-во Томского гос. университета , 2005.
- Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на I и II ступенях школьного образования // Педагогическое обозрение, № 4, 2003.
- Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Старший дошкольный возраст. – М., 2000.
- Потопчук, А.А., Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - С.-Пб.: Речь, 2002.
- Чернецкая А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
- Особенности формирования самооценки в дошкольном детстве.
Самооценка является ядерным образованием самосознания
личности, выступая как система оценок
и представлений о себе, своих качествах
и возможностях, своем месте в мире и системе
отношений с другими людьми. Мухина В.С.
выделяет следующие структурные компоненты
самосознания: физический облик; имя, пол
через реализацию притязаний ребенка
на признание их в прошлом, настоящем и
будущем; развитие рефлексии, обучение
навыкам позитивного стиля общения.
Центральной функцией самооценки
является регуляторная (Чеснокова И.И.,
Столин В.В.), определяющая особенности
поведения и деятельности личности,
характер построения взаимоотношений
с миром. Показано, что устойчивость
самооценки определяет возможности
и эффективность реализации функции
регуляции. Генезис самооценки связан
с общением и деятельностью ребенка
(М.И.Лисина), причем когнитивная составляющая
самооценки (система представлений
о себе) определяется опытом и успешностью
деятельности ребенка, а эмоциональная,
в первую очередь, опыту общения
и межличностных отношений со
значимыми другими. Образ Я является
продуктом деятельности общения
и развивается с развитием
деятельности и коммуникации ребенка
на протяжении онтогенеза. Структура
самосознания ребенка включает ядерную
часть – «общую самооценку» (целостное
отношение ребенка к самому себе)
и периферию – предствление об
отдельных качествах личности (М.И.Лисина).
В структуре самооценки традиционно
выделяются общая самооценка (самоотношение,
образ Я, самоуважение, сила «Я») и
частные конкретные самооценки (А.В.Захарова,
Л.И.Авдеева, 2005). Анализ самооценки предполагает
выделение таких структурных
компонентов как реальная самооценка
(Я-реальное), идеальная самооценка
(Я-идеальное), зеркальная самооценка (самооценка,
ожидаемая от других, то, каким меня видят
другие в моем представлении). Характеристики
самооценки включают уровень (высоту самооценки),
адекватность (обоснованность), устойчивость,
рефлексивность.
В старшем дошкольном возрасте
на этапе предшкольного образования
начинает складываться самооценка –
обобщенное и дифференцированное отношение
ребенка к самому себе (Л.С.Выготский),
важная личностная инстанция, опосредующая
отношение ребенка к самому себе.
Источниками формирования самооценки
выступают опыт деятельности ребенка,
степень его успешности и опыт
общения и взаимодействия с другими
людьми. Самооценка выступает важнейшей
личностной инстанцией, выполняющей
функцию регуляции поведения
и деятельности ребенка в соответствии
с социальными нормами. В составе
самооценка следует разделять содержательное
представление ребенка о себе
и своих свойствах – конкретные
самооценки - и самоотношение (оценочный
компонент самооценки). К 7 годам
формируется способность к адекватной,
критичной самооценке в конкретных
видах деятельности (М.И.Лисина, Сильвестру,
1983), в то время как адекватность
самооценки по личностным качествам
несколько запаздывает в своем
развитии (Чеснокова И.И). Содержательные
представления о себе носят ценностный
характер (содержат определенную оценку
– позитивную или негативную своих
качеств) и скорее предвосхищают, чем
констатируют индивидуальность.
Развитие самооценки в
младшем школьном возраста характеризуется
интенсивным развитием когнитивного
компонента и качественной трансформацией
самооценки, которая приобретает
черты рефлексивности. Важную роль
в развитии самооценки на ступени
начального образования играет учебная
деятельность (Захарова А.В., Фельдштейн
Д.И. и др.,). Результатом начального
образования является становление
ребенка как субъекта учебной
деятельности, способного определить
границы своего незнания и обратиться
ко взрослому за помощью. Условием развития
субъектности в учебной деятельности
является объективирование педагогом
для ребенка его самоизменения
в процессе обучения. Это требует
обучения детей дифференцированной
самооценке, позволяющей сравнивая
свои прежние достижения с результатами
текущего момента. В исследованиях
роли учебной деятельности в развитии
самооценки младшего школьника (Г.А.Цукерман,
1997, 1999, 2000) было показано, что самооценка
развивается благодаря тому, что
ученик сам участвует в оценивании,
в выработке критериев оценки
и их применении к разным ситуациям.
Во-первых, необходимо научить ребенка
фиксировать свои изменения и
объективировать их, что и составляет
содержание действия оценки (умение определять
наличие или отсутствие у себя
общего способа решения тех или
иных задач). Во вторых, необходимо вынести
и объективировать для ребенка
в качестве самостоятельного предмета
его самоизменение в процессе
обучения.
Таким образом, развитие рефлексивной
самооценки основывается на следующих
действиях:
- сравнении ребенком своих достижений «вчера и сегодня» и выработке на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки,
- предоставлении ребенку возможности осуществлять большое число равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия и создании условий для объективации и сравнении этих оценок сегодня и в недавнем прошлом.
Умение ребенка фиксировать
свои изменения и объективировать
их является необходимой составляющей
развития способности ребенка управлять
своей деятельностью («я – хозяин
собственного поведения», Г.А. Цукерман)
и связано напрямую с регулятивными
действиями. Таким образом, знание о
собственных возможностях и их ограничениях,
способность ученика определить
границу собственных возможностей,
знания и незнания, умения и неумения
(Г.А.Цукерман) является генеральной
линией становления самооценки на начальной
ступени образования. Важным условием
ее развития является становление рефлексивности,
которая проявляется в умении
анализировать собственные действия,
видеть себя со стороны и допускать
существование других точек зрения.
Рост самооценки должен сопровождаться
такими приобретениями, как широта
диапазона критериев оценок, их соотнесенность,
обобщенность, отсутствие
категоричности, аргументированность,
объективность (А.В. Захарова). Было показано,
что дети с рефлексивной самооценкой более
коммуникабельны, чутко улавливают требования
сверстников, стремятся им соответствовать,
тянутся к общению со сверстниками и хорошо
ими принимаются. Недостаточное усвоение
содержания нравственных качеств личности,
отсутствие рефлексивности при самооценке
ведет к ограничению ее регулятивных функций:
появляется конфликтность, настороженность
в отношениях со сверстниками. Таким образом,
развитие самооценки и личностного действия
оценивания себя является условием развития
личностной саморегуляции как важного
вида регулятивных действий и коммуникативных
действий в младшем школьном возрасте.
Нарушения развития самооценки
может происходить по следующим
вариантам:
- Формирование заниженной самооценки. Заниженная самооценка обнаруживает себя в следующих симптомах – тревожность и неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности» (М.Селигман). Пути коррекции – оценка учителя – адекватная, с акцентом на достижения ребенка, даже если он и не дает правильного итогового результата, адекватное описание того, что уже достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.
- Формирование завышенной самооценки обнаруживает себя в таких особенностях поведения как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, агнозия на неуспех. Здесь спокойное нейтральное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, оказание помощи в том, что составляет трудности для ученика. Неадекватно завышенная самооценка к моменту завершения начального образования обнаруживает себя в феномене «аффекта неадекватности» (М.С.Неймарк) как сложном эмоционально-поведенческом комплексе, обусловленном актуализацией системы защитных механизмов личности, не позволяющих ориентироваться в регуляции поведения на адекватную реалистическую самооценку.
Личностная саморегуляция,
основанная на самооценке ребенка,
обеспечивается включенностью в
мотивационно-смысловую сферу личности,
формированием в ходе учебной
деятельности теоретического отношения
к себе, связанного с развитием
рефлексии, нравственно-этическим оцениванием
ребенком своих поступков на основе
усвоения системы нравственных норм;
развитием мышления, позволяющим
дифференцировать самооценку по содержанию.
Критериями сформированности
у ребенка произвольной регуляции
своего поведения и деятельности
выступают следующие умения:
умение выбирать средства для организации
своего поведения; умение помнить
и удерживать правило, инструкцию во
времени; умение планировать, контролировать
и выполнять действие по заданному
образцу и правилу; умение предвосхищать
результаты своих действий и возможные
ошибки; умение начинать выполнение действия
и заканчивать его в требуемый
временной момент; умение тормозить
реакции, не имеющие отношения к
цели.
Нормально развивающемуся ребёнку
свойственно положительное отношение
к себе, уверенность в своих
силах и самоощущение «Я - хороший».
Однако дошкольник более объективно
может оценить результат деятельности
сверстника, нежели разглядеть недочёты
в своей работе. И это норма
возрастного развития, так как
самооценка начинает формироваться
лишь в старшем дошкольном возрасте.
К этому периоду ребёнок уже
понимает, что он умеет делать, а
что не умеет; осознаёт не только свои
действия, но и свои желания, предпочтения,
настроения; он способен понимать и
принимать речевые инструкции, требования
взрослых, сознательно выполнять
задание в том случае, если оно
не противоречит его интересам. На фоне
эмоциональной зависимости от оценок
взрослого у ребёнка развивается
притязание на признание, выраженное в
стремлении получить одобрение и
похвалу, подтвердить свою значимость.
Чтобы дошкольник научился
понимать, почему результаты его деятельности
оцениваются так или иначе, следует
создавать ситуации, которые ставили
бы его перед необходимостью реалистически
оценивать свои способности.
В дошкольном детстве наиболее
ярко выражена потребность в фантазировании
и движениях. Потребность в фантазии
удовлетворяется в сюжетно-ролевых
играх, а потребность в движении
наилучшим образом реализуется
в подвижных играх. Помимо эффективного
влияния на укрепление здоровья, повышение
выносливости детского организма и
совершенствование двигательных навыков
подвижные игры можно использовать
в качестве средства формирования самооценки
дошкольников.
Действия в сюжетной игре
не требуют реального результата
и жёсткой регламентации. Для
подвижной игры с правилами характерны
чётко определённые границы, состязательные
отношения между участниками, наличие
реального результата – выигрыша,
обозначающего окончание деятельности,
повторяемость неизменных по форме
конов. Такие игры вырабатывают у
детей волевые качества (выдержку,
смелость, стремление преодолевать трудности),
умение выслушивать замечания и
в соответствии с ними корректировать
свои действия, умение ориентироваться
в окружающей обстановке. В результате
создаются условия, способствующие
становлению начальных форм самооценки
и самоконтроля ребёнка, что имеет
огромное значение и для учебной
деятельности (настоящей и будущей),
и для полноценной жизни в
коллективе.