Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:57, контрольная работа
1. акмеологические основы самосовершенствования личности
2. пути и способы самосовершенствования, компетенция и конкурентоспособность личности
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Белорусский государственный университет физической культуры"
Кафедра
Контрольная работа
по курсу "Основы педагогики и психологии"
на тему «Самосовершенствование личности.»
Самосовершенствование личности
1. акмеологические основы самосовершенствования
личности
2. пути и способы самосовершенствования,
компетенция и конкурентоспособность
личности
1.Рыбников ввел термин
Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессиональной личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения. Акмеология личности исследует закономерности достижения аквафизического, интеллектуального и духовного развития человека.
Самообразование - процесс самосовершенствования личности. Самообразование в профессиональном бытии (система личностных ценностей, приемов самосовершенствования, способов и возможностей свободного выбора ответственных решений) в его непрерывном образовании.
Функции самообразования:
1) накопление и приобретение новых знаний
2) определение себя в образовательном
пространстве ВУЗа, культуры города, своего
места в обществе
3) преодоление недостаточности школьного
обучения, ликвидирование «белых пятен»
в общей культуре
4) развитие самосознания, памяти, речи,
мышления и т.д.
5) установление связей между науками,
специальностями
6) доопределение, достраивание деятельности
до уровня творчества
7) преодоление инерции собственного мышления,
предупреждение застоя в своем профессиональном
росте
8) сохранение жизненной энергии, силы
личности, переживаемой полноты жизни
9) поддержание связи с миром, укрепление
жизнестойкости организма
Самообразование реализует потребности
профессионала быть самостоятельной,
независимой, конкурентоспособной
личностью. Основные источники самообразования:
1) книги, периодическая печать, СМИ, Интернет
2) исследовательская деятельность
3) обучение на разных курсах
4) работа
5) хобби
Профессиональное
1) овладение новыми ценностными установками,
подходами профессиональной деятельности
2) профессиональное просвещение
3) осмысление собственного опыта и прогнозирование
дальнейшей работы
Акмеологические основы самосовершенствования личности – потребности человека в саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижению к собственным вершинам совершенствования. Самосовершенствование определяет взаимодействие человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще, следовательно самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может разворачиваться на протяжении всего жизненного пути.
В основе самосовершенствования лежит
внутренний механизм преодоления противоречий
между личностным уровнем личностного
роста и некоторым воображаемым
его состоянием. Самосовершенствование
базируется на требованиях общества
и профессии личности-
Структура процесса самосовершенствования:
1) самопознание – осознание своих возможностей,
своих сильных и слабых сторон
2) самопобуждение – использование мотивов
и приемов внутреннего стимулирования
и саморазвития профессионала и личности
3) программирование профессионального
личностного роста – формулирование целей
самосовершенствования, определение путей,
средств и методов этой деятельности
4) самореализация – осуществление программ
самосовершенствования
2.Компетентность (Жук А.И.)
Конкурентоспособность проявляется в
процессе межличностного взаимодействия,
соперничества, борьбы за аккредитивы и за достижения наивысших выгод, преимущество
на каком-либо поприще.
Характеристика конкурентоспособной
личности:
1) четкость целей
2) трудолюбие
3) творческое отношение к делу
4) способность к риску
5) независимость
6) способность к непрерывному самообразованию
Отличительные черты развития «Я»:
1) люди способны и испытывают потребность
брать на себя ответственность за свои
действия
2) уметь удовлетворить свои потребности,
нужды, не принося ущерба другим
3) достичь значительных успехов в профессиональной
деятельности
4) энергичны и жизнестойки, открыты переменам
и новому жизненному опыту
Ограничения на пути достижения акмеологических
вершин:
• влияние семьи
• собственная инерция
• недостаток поддержки
• неадекватная обратная связь, враждебность
других
Программы работы по самосовершенствованию:
1) проявить собственные ограничения
2) обсудить их с другими
3) преодолеть препятствия в работе по
саморазвитию
4) приобретение новых умений
5) продвижение вперед
6) вернуться к 1 этапу
Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:
Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.
Личностью человек может стать только в социальной среде.
Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.
Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.
В понятие "компетентность"
сегодня включается не только соответствие
занимаемой должности, способность
решать профессиональные задачи, но и
открытость новому опыту, способность
принимать ответственные
Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.
Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:
четкость целей и ценностных ориентаций,
трудолюбие,
творческое отношение к делу,
способность к риску,
независимость,
способность к непрерывному
самообразованию и
Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы.
Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений.
Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.
Отличительными признаками развитой личности являются:
способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;
умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;
достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;
энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;
открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту;
Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.
Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:
Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.
С точки зрения современной
психологии, в основе процесса самосовершенствования
лежит внутренний механизм преодоления
противоречия между наличным уровнем
личностного роста и некоторым
воображаемым его состоянием. Цель
самосовершенствования
Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.
В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.
Повседневная работа требует
от человека длительного интеллектуального
напряжения, волевых усилий, эмоционального
напряжения. Сила личности проявляется
в способности человека сохранять
чувство собственного достоинства
при самых неблагоприятных
Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.
Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев.
Творческий потенциал личности и условия его развития:
Творчество - это деятельность,
порождающая нечто новое, никогда
ранее не существовавшее. Оно связано
со способностью человека нестандартно
мыслить. Этим даром наделен каждый
в большей или меньшей степени,
поскольку творчество - это реализация
неповторимости и уникальности человеческой
личности. Любую деятельность можно
назвать более или менее
В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:
выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;
реализует право личности на свободу;
является средством
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.
Творческий человек с трудом "вписывается"в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.
Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.
Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.
Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов.
Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.
Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.