Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:49, контрольная работа
В работе поставлена цель – определить модель я-концепции человека, уровни я-концепция, а также разобрать развитие человеческой личности в психологии традиционно связанное с формированием её сознания и самосознания
Чтобы решить эту задачу необходимо рассмотреть сущность и структуру Я-концепции, динамику ее развития, а также структуру самосознания личности.
1.Введение_____________________________________________________ 2
2. Сущность Я-концепции_________________________________________ 3
3.Структура самосознания________________________________________ 13
4. Заключение___________________________________________________20
5.Список использованной литературы_______________________________21
Содержание.
1.Введение____________________
2. Сущность Я-концепции__________
3.Структура самосознания______
4. Заключение____________________
5.Список использованной
литературы____________________
Введение
Каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Тема человеческого «Я» для науки всегда была и остается самым загадочным местом, куда, как иногда кажется, еще не ступала нога человека. И сколько глубоко в познание этой тайны ни продвигалась бы наука, исследователям думается, что осталось самое интересное и еще непознанное. Заглянуть во внутренний мир человека, проанализировать скрытые от глаз людских и экспериментальных приборов тонкие структуры человеческой души — задача не из простых.
О человеке, его историческом прошлом, его настоящем и будущем написано бесконечно много. Но все так же велико стремление людей к постижению себя и человечества. Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, яснее увидеть ее перспективы в современную и будущую эпоху. Разумеется, вопросы эти ставятся и осмысливаются по-разному.
В работе поставлена цель – определить модель я-концепции человека, уровни я-концепция, а также разобрать развитие человеческой личности в психологии традиционно связанное с формированием её сознания и самосознания
Чтобы решить эту задачу необходимо рассмотреть сущность и структуру Я-концепции, динамику ее развития, а также структуру самосознания личности.
1. Сущность Я – концепции
«Я-концепция» (self-concept) —
восприятие индивидом самого себя и
его размышления по поводу своего
«Я», собранные воедино и
Что же означает термин «Я-концепция»,
какой реальный психологический
смысл в него вкладывается? В литературе,
как отечественной, так и зарубежной,
нет единой трактовки, и ближе
всего по смыслу находится самосознание.
Но Я-копцепция — понятие менее
нейтральное, включающее в себя оценочный
аспект самосознания. Это динамическая
система представлений человека
о самом себе, в которую входит
как собственно осознание своих
физических, интеллектуальных и других
качеств, так и самооценка, а также
субъективное восприятие влияющих на
данную личность внешних факторов.
Я-концепция возникает у
Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
Первоначальная зависимость
Я-концепции от внешних влияний
бесспорна, но в дальнейшем она играет
самостоятельную роль в жизни
каждого человека. Окружающий мир, представления
о других людях воспринимаются нами
сквозь призму Я-концепции, формирующейся
в процессе социализации, воспитания,
но имеющей и определенные соматические,
индивидуально-природные
Психологи в составе человеческой личности, т. е. нашего Я, выделяют два компонента, а именно Я-концепцию (мысли о себе) и самооценку (чувства по отношению к себе и оценка себя). Иногда две составные части — мысли о себе и оценку себя — не разводят, а сводят воедино. Получившееся целое как раз и называют Я-концепцией. В связи с этим в психологической литературе можно встретить определение этого феномена, ставшее уже классическим: «Я-концепция» представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно.
Структура Я- концепции
До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов.
Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это — чувство собственной преемственности и неповторимости. В нем выделены два элемента — Я- сознающее и Я-как-объект. Однако в реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.
Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное)
Я — установки, связанные с
представлениями индивида о
3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
концепция самоопределение психологический смысл
Структура Я- концепции
Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Хочется отметить, что у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. Но, с другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному намерению.
Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Можно рассматривать его как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы также связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.
Динамика Я-концепции
Первым шагом на пути формирования
Я-концепции является осознание
того, что человек — это отдельный
и отделенный от других людей индивид.
Понимание этого начинает формироваться
в раннем детстве. При формировании
Я-концепции происходит развитие представлений
о самом себе. Я-концепция —
это то, что видит индивид, когда
смотрит на себя с различных точек
зрения, когда определяет свои внешние
данные, личностные качества, черты, роли
и социальный статус. В этом смысле
Я-концепция — система
На формирование Я-концепции
большое влияние оказывает
На основании представления
о себе как личности у подростка
к 16 - 17 годам возникает особое личностное
новообразование —
Способность размышлять о
себе необходима подросткам для формирования
ядра личности, которую ученые называют
его Я-концепцией. Больше других ее
исследованием занимаются психологи.
Юному человеку приходится формулировать
некоторые убеждения
Анализируя защитные функции
Я-концепции, необходимо упомянуть
о столкновении двух элементов —
сформировавшейся когнитивной схемы
внутри нас и привходящего извне
нового опыта. Если новый опыт, полученный
индивидом, согласуется с существующими
представлениями о себе, он легко
ассимилируется, входит внутрь некой
условной оболочки, в которую заключена
Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается
в существующие представления, противоречит
уже имеющейся Я-концепции, то оболочка
срабатывает как защитный экран,
не допуская чужеродное тело внутрь этого
сбалансированного организма. В
том случае, когда отличие нового
опыта от уже имеющихся представлений
индивида о себе не принципиально, он
может внедряться в структуру
Я-концепции, насколько это позволяют
адаптационные возможности
Наше поведение в соответствии с той или иной ролью не исчерпывает содержания личности. Социальная роль — проявление внешнего, или официального Я. Кроме него существует внутреннее Я. Таков тезис о двойственности человеческой натуры. Наше внешнее Я формируется обществом, социальной иерархией, многочисленными институтами и организациями. Оно принудительно навязано нам часто вопреки нашему желанию. Наше внутреннее Я — это прибежище нереализованных желаний и возможностей, то, какими мы желали бы стать, не будь принудительных обстоятельств. Таким образом, внешнее Я — это тот образ, каким нас хотели бы видеть окружающие, а внутреннее Я — это то, какими мы хотели бы видеть себя сами. Они и противостоят, и дополняют друг друга. То, что было отнято и не реализовано в первом, восполняется и реализуется вторым. Ядро человеческого Я всегда прикрыто социальной маской, подобающей случаю. Если внутреннее Я составляет то, что можно назвать нравственным стержнем или ядром личности, то оно должно представлять собой нечто целостное, единое. В то же время внешнее Я, постоянно приспособляющееся к изменяющимся ситуациям, правилам игры, моде и вкусам, должно представлять собой исполнителя множества ролей, которые приходится разыгрывать человеку в данное время. Психологи уверены, что у каждого человека как минимум два Я, которые находятся то в гармонии, то в конфликте друг с другом. Философы утверждают, что их может быть больше. Каждое Я — целостная система принципов, суждений, нравственных норм, целей, мотиваций.
Я-концепция, или образ Я, напрямую зависит от уровня развития самосознания. Человек с низким уровнем развития самосознания обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит. Высокий уровень самосознания проявляется в осмысленном, осознанном представлении о себе. Он предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий. Только в этом случае формируется целостная концепция - Я.
Уровни Я-концепции.
1. «Субъективное» (пристрастное) Я — это уровень притязания, мотивация достижений, стремление реализовать свой потенциал, а также преувеличенная оценка своих способностей.
2. «Отраженное Я». Оно
возникает в процессе
3. «Идеальное Я» — это
то, каким бы я хотел быть. В
качестве ориентира берутся не
все окружающие, а лишь избранная
часть их. Они называются референтной
группой. Такая группа
4. «Ожидаемое другими
Я» — это то, что хотели бы
видеть во мне другие, то, что
они ожидают от меня, по моему
мнению. Чаще всего сферу «Ожидаемого
Я» определяют родители. Как правило,
«Ожидаемое другими Я»