Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:45, реферат
Целью работы является изучение самосознания личности и формирования ее самооценки.
Задачами данного реферата являются:
Изучить структуру образа «Я»;
Изучить самооценку и ее виды;
Рассмотреть процесс формирования самооценки у человека;
Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБРАЗ «Я» 4
ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ И ЕЁ ВИДЫ 6
САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ 10
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Кафедра психологии
САМОСОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ
Бороздина Е.А.
1 курс, ФБ
Преподаватель: Голубева Оксана Ивановна
Москва, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Данный реферат посвящен изучению самооценки личности.
Целью работы является изучение самосознания личности и формирования ее самооценки.
Выбранная мною тема довольно актуальна в современном виде. Постоянно мы слышим о курсах, помогающим людям приобрести уверенность в себе и избавиться от застенчивости и низкой самооценки. И ведь люди охотно записываются на такие курсы. Услуга пользуется немалым спросом.
Действительно, при современном темпе жизни, можно проследить тенденцию к увеличению психических заболеваний у людей. Все чаще и чаще проблемой человека является не его физическое здоровье, а психическое.
Самооценка важна, так как от нее зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, требовательность к самому себе и отношение к своим успехам и неудачам. Именно она влияет на деятельность человека и его развитие.
Самооценка является одним из ключевых аспектов нашей психики.
Задачами данного реферата являются:
В подростковом и юношеском возрасте увеличивается тяга к самопознанию и самовоспитанию, то есть осознанию своего места в жизни и самого себя, как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. Формируется образ собственного «Я». “Образ «Я» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми” (Тема 8. "Я-концепция"' ). Человек может относиться к себе точно так же как и к другим людям: любить или ненавидеть, уважать или презирать, понимать или не понимать. Образ «Я» выступает как установка по отношению к самому себе. «Я» концепция включает в себя три компонента:
Психология фиксирует у человека не один, а несколько «Я» образов, сменяющих друг друга в зависимости от ситуации социального взаимодействия. В теории К. Роджерса «Я» концепция включает в себя не только восприятие человеком самого себя таким, какой он есть, но и то, каким он хочет быть. Выделяют две формы «Я» концепции – реальную и идеальную.
Реальная «Я» концепция – сиюминутное представление о самом себе. Оно может быть не реалистичным и, вполне вероятно, через некоторое время сменится на противоположное. Идеальная «Я» концепция - то, каким человек должен стать, чтобы соответствовать общественным нормам и ожиданиям окружающих. Оно выступает своеобразным ориентиром саморазвития личности. Некоторые также выделяют фантастическое «Я» - то, каким человек хотел бы стать, если бы это было возможно. Значение этого образа особенно велико в подростковом возрасте, когда человеку нужно строить планы на будущее, а без фантазий, принимающих характер мечты, это невозможно.
Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из его важнейших аспектов – самооценки личности.
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире помогает нам существовать в обществе, решать жизненные проблемы и взаимодействовать с людьми. Каждый, зная о своих положительных и отрицательных качествах, может делать акцент на своих достоинствах и уменьшить свои недостатки, таким образом прогнозируя и регулируя свое поведение. Также это позволяет человеку более осознанно анализировать других людей, их качества и свойства.
В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, представляющие собой комбинацию ее врожденных, а также приобретенных в процессе социализации и воспитания черт. Эти основные свойства формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
Для начала следует дать определение понятию «самооценка». Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Человек, как известно, становится личностью в процессе общения и совместной деятельности. Он вовлекается в процесс общей деятельности и там почерпает важные для себя ориентиры для своего поведения и развития. Человек постоянно сравнивает свое поведение с поведением окружающих, наблюдает за их реакцией, пытается узнать их требования и мнения по этому поводу. Познавая качества других людей, личность пытается выработать собственную оценку. Человек сравнивает себя с другими, предполагая, что им не безразличны свои собственные личностные качества. Таким образом, у личности всегда есть референтная группа, с которой он считается. В ней он черпает свои ценности, ее идеалы и интересы делает своими. Однако сравнение себя с другими людьми не является единственным источником формирования самооценки. Также немаловажную роль играет сопоставление различных вариантов Я-образа, а также субъективная значимость различных аспектов Я-образа.
В процессе общения личность постоянно сравнивает себя с неким эталоном и в зависимости от результатов этого сравнения дает себе оценку. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
В современной психологии выделяют три вида самооценки:
При завышенной самооценке у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концом может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться1 (А.В. Петровский, 1986).
Диаметрально противоположным является поведение человека при заниженной самооценке. Ее возникновению чаще всего способствуют следующие факторы: внешность или вес, психическое здоровье, социально-экономический статус, давление со стороны окружающих, а также генетические факторы. Это может привести к появлению комплекса неполноценности – совокупности эмоциональных и психологических ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство всех окружающих над собой. Так же это ведет к устойчивой неуверенности в себе, отказе от инициативы, безразличии, самообвинении и тревожности. На почве этого у большинства людей развивается депрессия, за которой в особо тяжелых случаях может следовать самоубийство.
Нормальная самооценка выражается в трезвом отношении к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Человек с адекватной самооценкой доверяет своим суждениям и не испытывает чувства вины, когда другим это не нравится. Также он ставит себя наравне с другими, не занижая и не завышая свою значимость.
Для характеристики позиции личности не достаточно знать лишь его самооценку. Также важным аспектом является ожидаемая оценка – оценка, которую, по мнению самого субъекта, он заслужил в данной группе.
Был проведен эксперимент по изучению действия системы оценок как регулятора групповых взаимоотношений. Результаты показали, что значительное повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Человек убеждается на практике что реальное отношение окружающих к нему и ожидаемая оценка не совпадают, поэтому он перестает ожидать высокой оценки. Также стало известно, что повышение оценки, которую дает личность окружающим, ведет к повышению реальной оценки со стороны других. Одно из предположений гласит, что высокая оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид легко идет на контакт с ее членами, разделяет ее интересы и уважает ее ценности. Можно обнаружить чувство коллективизма. Коллектив, в свою очередь, как бы возвращает ему эту высокую самооценку преумноженной.
Три показателя – самооценка, ожидаемая оценка и оценка личностью группы – входят в структуру личности, и независимо от желания человека, он вынужден считаться с этими индикаторами своего самочувствия в данной группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. По своей сути этот механизм – перенесенный внутрь человеческой личности механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей. С его данными человек сверяется, прежде чем вступить во взаимодействие с другим человеком. Эта проверка происходит неосознанно, а личность изменяет свое поведение, пытаясь подстроиться под показания этого индикатора.
Самооценка имеет тесную связь с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Когда человек может свободно выбрать трудность своего следующего действия, его стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций. С одной стороны, он стремится повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, но с другой стороны, ему нужно снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний, как правило, увеличивается, индивид готов решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, уровень притязаний падает.
Уровень своих притязаний человек обычно сохраняет между чересчур трудным заданием и чересчур легким, чтобы он мог сохранить свою самооценку на нужном уровне.
Помимо предвосхищения неудачи или успеха, уровень притязаний также формируется при учете прошлых успехов и неудач.
Одно из зарубежных исследований показало, что среди испытуемых присутствуют те, кто в случае возникновения риска больше озабочены не достижением успеха, а избеганием неудачи. Поэтому когда перед ними ложится выбор, они выбирают либо самую сложную задачу, потому что неудача в данном случае будет оправдана трудностью задачи, либо самую легкую, потому что элемент риска будет минимален. В таком случае самолюбие не будет уязвлено и не будет деформации образа «Я».
Самосознание личности, используя самооценку, реагирует на соотношение своих притязаний и реальных достижений. Еще в начале XX в. американский психолог У.Джемс высказал мысль о том, что важнейшим компонентом образа «Я» личности является самоуважение - “вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение - это принятие себя, любовь к себе2 (И.В. Дубровина, 1999). Самоуважение также является соотношением успеха и притязаний:
Как известно, при увеличении числителя или уменьшении знаменателя, дробь возрастает. Поэтому для сохранения самоуважения человеку нужно либо увеличить свои усилия и добиться успеха, либо снизить уровень притязаний.
Естественно, правильное воспитание ориентирует личность на первый способ повышения самоуважения. Но иногда люди выбирают второй путь, и тогда можно говорить о пассивной психологической защите своего «Я-образа».
Психологическая защита «Я-образа» - особая регулятивная система, используемая личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих «Я-образу» и сохранения его на желаемом уровне.
Ранний возраст. Большое количество детей уже в раннем возрасте эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи. Большинство просто констатирует результат, но некоторые выражают как отрицательные, так и положительные эмоции в зависимости от результата. Наблюдаются первые зачатки самооценки, как правило после успешной деятельности ребенка. Ребенок не только радуется успеху, но и начинает испытывать чувство гордости, намеренно демонстрируя свои достоинства. Однако такие реакции редки.
Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой (Психология Немов 2).
Самооценка ребенка появляется в четыре – пять лет на основании сравнения себя с другими людьми.
Средний дошкольный возраст. К четырем-пяти годам у многих детей уже складывается умение оценивать себя, а также свои успехи, неудачи, свои личные качества.
Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.
Старший дошкольный возраст. Дети в этом возрасте пытаются добиться хорошей оценки от взрослых людей. Они не пассивно ждут ее, а стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить.
Младший школьный возраст. В этом возрасте дети безгранично доверяют взрослым, особенно учителям, и пытаются подражать им. Они признают их авторитет и почти безоговорочно принимают его оценки. В зависимости от оценок, которые взрослые дают ребенку, и успехов ребенка в различных видах деятельности, формируется самооценка человека. Также важным фактором для ребенка в этом возрасте является то, что его оценка общепризнана.